» » » » Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III


Авторские права

Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III
Рейтинг:
Название:
История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-905820-64-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"

Описание и краткое содержание "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать бесплатно онлайн.



Пятитомное сочинение А.М. Величко «История Византийских императоров» раскрывает события царствования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи — от св. Константина Великого до падения Константинополя в 1453 г. Это первое комплексное исследование, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображаются в их органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. В работе детально и обстоятельно изображены интереснейшие перипетии истории Византийской державы, в том числе в части межцерковных отношений Рима и Константинополя. Приводятся многочисленные события времен Вселенских Соборов, раскрываются роль и формы участия императоров в деятельности Кафолической Церкви. Сочинение снабжено портретами всех императоров Византийской империи, картами и широким справочным материалом.

Для всех интересующихся историей Византии, Церкви, права и политики, а также студентов юридических и исторических факультетов.

Настоящий том охватывает эпоху от Юстина I (518–527) до Феодосия III (518–527).






После этого Ираклий двинулся дальше и захватил город Ганзаку, где ввиду непогоды пробыл больше двух недель, сообщив в Константинополь о своих победах и грядущем перевороте на персидском троне. Пока гонцы добирались в столицу, переворот действительно произошёл: погиб не только сам Хосров, но и всё его многочисленное потомство — Широе не желал оставлять за своей спиной потенциальных наследников престола отца[597].

3 апреля 628 г. в ставку императора Ираклия Великого прибыло долгожданное посольство от Широе с его посланием, в котором новый Персидский царь в очень почтительном тоне выражал желание заключить поскорее мир с Римской империей. Это была кульминация успеха Ираклия, зримое торжество его стратегии. Естественно, император ответил согласием, назвал Широе «своим сыном», но потребовал помимо иных условий мирного договора немедленного возвращения из персидского плена Креста Господня. В Константинополь император отослал письмо, в котором извещал всех своих подданных о великой победе, дарованной им Богом.

«Ликуйте Богу вся земля, служите Богу в радости, выходите в сретение Его в веселии и знайте, что Бог есть Сам владыко. Он нас сотворил, в нем мы сами. Мы Его народ и овцы стада Его. Входите в сени с песнями и исповедуйтесь Ему. Хвалите имя Его! Во веки милость Его и в роды истина Его. Да возрадуются небеса, да торжествует земля, да возрадуется и море, и всё, что в них. И все мы, христиане, вознесём хвалу, славословие и благодарение Единому

Богу, радуясь великой радостью о Его святом имени. Пал высокомерный Хосров! Пал и низвергся в недра земные, и истреблена с земли память его! Надменный и глаголавший неправду в гордыне и уничижении против Господа нашего Иисуса Христа, Бога истинного, и Приснодевы Марии, погиб, нечестивец, с шумом. Труд его пал главу его, и неправда его взошла на макушку его»[598].

Пока шла подготовка к заключению мирного договора, стороны обменялись пленными. Помимо этого Широе приказал полководцу Шахрбаразу немедленно вывести свои войска с территорий, отходящих к византийцам. Но по непонятным причинам он замедлил выполнить главное условие Ираклия — вернуть Крест, ссылаясь для проформы на трудности Его поисков. Тем временем Византийский царь освобождал армянские земли, не занятые персами, и зиму с 628 на 629 гг. провёл в городе Амиде, где заложил строительство большого христианского храма.

Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Не процарствовав и 8 месяцев, Широе внезапно скончался от болезни, оставив своего маленького сына Ардашира на Ираклия, написав ему в предсмертном письме: «Так же, как говорят, ваш Бог был отдан некогда старцу Симеону в объятия, так и я передаю тебе твоего слугу, сына моего. Пусть ведает Бог, которому ты поклоняешься, как ты будешь обращаться с ним». Ираклий благосклонно выслушал просьбу и затем исполнил всё, о чём его просил перс, хотя вскоре мальчик, возведённый Римским императором на престол, был убит своими соотечественниками.

Но тут внезапно проявился на свет забытый всеми Шахрбараз, также посчитавший возможным для себя претендовать на персидский трон. Поскольку этот полководец занимал многие византийские земли, император Ираклий во избежание войны был вынужден вступить и с ним в союзнический договор. Скорее всего, власть аристократов, сплотившихся вокруг малолетнего Ардашира, была чрезвычайно слаба, и Ираклий выбрал того, кто реально мог взять управление в свои руки и обеспечить выполнение условий мирного договора, то есть Шахрбараза.

В соответствии с условиями договора, Шахрбараз подтвердил все обязательства по возврату ранее захваченных римских земель и Креста Господня. Для укрепления отношений стороны договорились женить сына Ираклия от брака с Мартиной — Феодосия с дочерью Шахрбараза Никой[599]. Завершив все дела на Востоке, император оставил армию на своего брата Феодосия, а сам вернулся в Константинополь.

Встреча императора-победителя персов, сокрушившего великую державу, 6 лет подряд испытывавшего тяготы воинских походов и подвергавшего свою жизнь опасности в боях, произошла очень торжественно. Патриарх Сергий, старший сын императора св. Константин, члены сената, клирики, народ встречали своего царя-победителя масличными ветвями, криками радости и пением псалмов. Подойдя к отцу, Константин упал на колени и поклонился ему, не в силах сдержать слёзы радости и благодарности. Вступая в город через Золотые вороты, царь-триумфатор ехал на колеснице, которую везли четыре слона, а сам он бросал щедрые подарки народу[600]. Авторитет Ираклия был настолько велик, что его труды сравнивали с Божественными деяниями: «Царь вернулся в Константинополь, выполнив некую мистическую феерию. Совершив в 6 дней создание мира, Бог нарёк седьмой — днём покоя. Так и он, совершив многие труды в 6 лет, предался покою в седьмой, вернувшись в город с миром и радостью»[601].

После возвращения Ираклия из персидского похода, зимой 629 г., была сыграна свадьба его старшего сына св. Константина с Григорией, и от этого брака 7 ноября 630 г. родился сын Ираклий. Кстати сказать, в этот же день у самого Ираклия родился сын, которого назвали Давидом. Восприемником внука императора стал его сын от брака с Мартиной Ираклий, прозванный в семье уменьшительно-ласкательным именем «Ираклон», родившийся в 626 г. Желая оставить после себя преемниками и Константина, и Ираклона, император 1 января 632 г. возвёл Ираклона в звание кесаря[602].

Вскоре византийцев ждала друга радость — возвращение Креста Господня. Выполняя своё обещание, Шахрбараз разыскал Крест в городе Ктесифоне, и его привезли в Иераполь возвращавшиеся из Персии римские войска. Тем временем император в конце февраля 630 г. вместе с царицей поехал в отобранные от персов земли, чтобы навести порядок и разобрать споры. Вступив в Иерусалим, Римский царь вместе со всеми пролил слёзы радости по возвращению Креста, стоя с пальмовыми ветвями в руке. Император непосредственно участвовал в водружении Креста на том месте, где Он стоял ранее, а затем раздал жителям города подарки и назначил нового патриарха — монаха Модеста, замещавшего должность умершего патриарха Захария. Выслушав жалобы христиан на иудеев, преследовавших их во время персидской оккупации, Ираклий запретил тем проживать в Иерусалиме в округе 3 км. Отправившись оттуда в Месопотамию, император по дороге получил известие о смерти вначале Ардашира, убитого Шахрбаразом, а затем и самого Шахрбараза, умерщвлённого соотечественниками[603]. Но, вне зависимости от этого обстоятельства, император закрепил римские границы по рубежам, оговорённым ещё условиями мирного договора св. Маврикия и Хосрова[604].

Военные победы и сама память о многолетней войне с персами сохранились в двух праздниках, до сих пор соблюдающихся в практике Православной Церкви: акафист Богородице «Взбранной воеводе» и Воздвижение Креста Господня. Как справедливо отмечают, уже из этого можно сделать вывод о глубине религиозного чувства Ираклия Великого и византийского общества и о мотивах этой кровавой и многотрудной войны[605].

Глава 3. Монофелитская ересь. «Эктесис» императора Ираклия

После церковной политики Фоки, нетерпимого в угоду Риму к монофизитам, в начале царствования Ираклия и экзархата Никиты раскол несколько утих и принял относительно мирные формы. Никита не только смягчил отношение Кафолической Церкви к антихалкидонитам, но и активно содействовал в деле восстановления общения между монофизитами Египта и Сирии с государственной Церковью. Поставленный велением императора на Александрийскую кафедру, патриарх св. Иоанн Милостивый (609/610—619/620) совместно с Никитой вёл примирительную политику в отношении монофизитов, что создавало основу для последующего их воссоединения с Православием[606].

Отвоевание римских земель, где преобладали монофизиты и несториане, от Персии требовало от императора Ираклия Великого очень чуткой политики. В противном случае христиане этих провинций могли легко отойти под власть другого правителя, либо, как минимум, высказать открытое неподчинение императору-схизматику. Достаточно привести два многозначительных факта: последним православным патриархом Антиохии был Анастасий (599–610), погибший ещё в 610 г., и то, что жена Хосрова Ширин являлась монофизиткой, и потому её царственный муж многое сделал для укрепления монофизитской церкви. Кроме этого, нельзя не вспомнить, что во время остановки в Эдессе император желал причаститься, но Эдесский митрополит Исаия отказал ему в принятии Святых Даров до тех пор, пока Ираклий не осудит Халкидонский Собор и «Томос» папы св. Льва Великого[607].

Эти обстоятельства требовали найти некий богословский выход из уже почти двухсотлетнего спора между сторонниками Халкидона и монофизитами — проблема, которую на этот раз попытался решить Константинопольский патриарх Сергий. Твёрдый государственник по призванию, способный ради мира и единства Церкви и Империи отступиться в известной степени от догматов, он не считал невозможным поступиться какими-то «частностями», чтобы получить искомое. Ещё задолго до победы Ираклия он начал осторожно выяснять вопрос, незадолго до того поднятый некоторыми египетскими монахами, о единстве энергии в Иисусе Христе (монофелитство) и увлёк своей идеей императора.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"

Книги похожие на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Величко

Алексей Величко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"

Отзывы читателей о книге "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.