Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"
Описание и краткое содержание "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать бесплатно онлайн.
Пятитомное сочинение А.М. Величко «История Византийских императоров» раскрывает события царствования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи — от св. Константина Великого до падения Константинополя в 1453 г. Это первое комплексное исследование, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображаются в их органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. В работе детально и обстоятельно изображены интереснейшие перипетии истории Византийской державы, в том числе в части межцерковных отношений Рима и Константинополя. Приводятся многочисленные события времен Вселенских Соборов, раскрываются роль и формы участия императоров в деятельности Кафолической Церкви. Сочинение снабжено портретами всех императоров Византийской империи, картами и широким справочным материалом.
Для всех интересующихся историей Византии, Церкви, права и политики, а также студентов юридических и исторических факультетов.
Настоящий том охватывает эпоху от Юстина I (518–527) до Феодосия III (518–527).
Согласно 123-й новелле императора поступать в монашеское звание разрешалось всем желающим, вне зависимости от сословной принадлежности; при этом родителям запрещалось препятствовать своим детям уходить в монастырь. Это право распространялось и на рабов, при условии, что их господа дали на это согласие (5-я новелла). Даже в отсутствие завещания дети, желавшие по достижении установленного возраста стать монахами, получали четвёртую часть наследства — законодательство св. Юстиниана вообще очень подробно определяло имущественные права лиц, желавших принять ангельский чин, и их родственников[143]. Конечно, имущественный статус — далеко не главное для кандидата в монахи. Поэтому император специально определил 3-летний испытательный срок для таких лиц, и обязанность настоятелей монастырей строго следить за духовным состоянием постригаемого послушника (123-я новелла). Император специально оговорил то правило, что оставление иночества категорически запрещено — такие лица подлежали обратному водворению в монастырь и при повторной попытке вернуться в мир подлежали принудительному призыву на военную службу (123-я новелла).
«Мы не разрешаем родителям лишать наследства своих детей, а детям — родителей, и в неблагодарности лишать их доли в своём имении, если кто-то из них оставляет мирскую жизнь для жизни монашеской».
Святой Юстиниан полагал, что все монастыри должны быть чётко разделены на женские и мужские, и категорично запрещал их совмещение. Визиты монахинь в мужские монастыри, и наоборот, в принципе разрешались, но не поощрялись. В женских монастырях мужчины-пресвитеры, окормлявшие их, ни при каких обстоятельствах не имели права проживать постоянно, и их вход и выход контролировался привратником, имевшим безупречную репутацию[144].
Вновь, как и ранее в других законах, св. Юстиниан проводит начало централизации церковной власти в жизнь. Монахи обязаны были проявлять послушание своему епископу, постоянно пребывать в монастыре, не вмешиваться в церковные и гражданские дела. Главная их забота — упражняться в посте и молитве. Основной надзор за монастырями осуществлял местный епископ или его экзарх. Кроме этого, все монастыри должны были иметь своих настоятелей, поставляемых на эту должность братией или епископом; при этом одно лицо не имело права быть настоятелем двух и более монастырей (5-я, 123-я и 133-я новеллы) [145].
Ревнуя о благочестии своих подданных, император своим законом разрешил частным семействам иметь молитвенные дома от приходских церквей, но при условии строжайшего контроля местного епископа за тем, чтобы в них не совершались Литургия, крещение, таинство брака (58-я и 74-я новеллы). Но в целом, конечно, св. Юстиниан стоял на сохранении церковных приходов и церковных общин и совершении всех таинств непосредственно в церквах.
Благоговейно относясь к христианскому храму, император издал закон (120-я новелла), согласно которому ни сами храмы, ни церковная утварь не могли выступать в качестве залога, а также отчуждаться, вымениваться и облагаться податями. В строго определённых случаях исключение допускалось: во время общего голода для приобретения пищи прихожанам, и для выкупа пленных. Но и тогда церковная утварь не могла приобретаться частными лицами, а исключительно другими церквами.
Сохраняя старинное право Церкви давать убежище лицам, жизни которых угрожает опасность, св. Юстиниан Великий подтвердил, что получившие таковое, не могут быть силой выведены из храма. Епископам предоставили право ходатайства перед имперским судом в отношении таких лиц, если, конечно, те заслужили снисхождение. Опять же, данное правило знало свои исключения. «Несообразно с целью этого права, — говорит царь, — принимать под защиту Церкви убийц, прелюбодеев, похитителей дев и других подобных преступников, тогда как право это предоставлено невинным, терпящим обиды и насилие; потому что закон дарует защиту в храмах не обидящим, а обидимым, и потому если кто из этих преступников будет пред алтарём искать себе убежища, такового должно оттуда исторгать и законным порядком подвергать заслуженному им наказанию»[146].
Разумеется, приведённые примеры составляют лишь незначительную толику церковных узаконений святого царя, позволяющие, впрочем, оценить масштаб канонической деятельности св. Юстиниана.
Глава 4. Война с Персией и бунт «Ница»
Римская империя за сменой императора жила своей обычной жизнью, полной опасностей и тревог как внутри государства, так и вне него. Особую обеспокоенность вызывали персы, и поэтому одним из первых мероприятий, которые предпринял новый царь, было усиление восточной границы. Война с Персией была неизбежной, поскольку помимо политических вопросов императора всерьёз занимал и религиозный аспект. Известно, что нетерпимый к христианству Персидский царь Кавад перед нападением на Лазик, правитель которой Зата принял Православие, обратился к жителям Иверии с категоричным запретом предавать мертвых христиан земле, чтобы «не осквернять погребением священной стихии», но предоставлять их тела на съедение зверям и птицам[147].
Следует признать действия Византийского царя по подготовке к войне стратегически правильными. Ещё в 527 г. по приказу императора всё войско Римской империи было сведено в 5 полевых армий, не считая большого числа отдельных территориальных подразделений, гарнизонов и пограничных отрядов. Эти армии прикрывали государство с Востока, включая Армению, Месопотамию, Персию и Египет. Во Фракии и Иллирии находились два больших отдельных корпуса, которые обеспечивали помимо этого безопасность самого Константинополя. Особые части составляли личные дружины полководцев — пример создания такого подразделения дал Велизарий. Помимо них, была сформирована Палатинская гвардия — 7 полков по 500 воинов, находившихся под личным командованием царя. Ещё одна особенность военной организации заключалась в том, что командующие армиями имели права наместников территорий, на которых их подразделения были расквартированы[148].
Перед началом войны с Персией св. Юстиниан отправил на границу молодого полководца Ситту, усилил его четырьмя полками регулярной армии и начинающим военным гением Велизарием, своим бывшим оруженосцем. Самого Ситту царь наделил высокими полномочиями и приблизил к себе через женитьбу на сестре св. Феодоры. Прибыв по назначению, Ситта благоразумно создал специальный штаб, куда включил местных людей, и укрепил пограничные крепости. Одна из вновь возведённых крепостей получила имя Феодориады, в честь государыни. Вездесущий Ситта не только упрочил власть императора на армянских землях, но и распространил её на горную область, занятую племенем цаннов, которые отныне будут поставлять своих сыновей в римскую армию.
Аналогичные усилия были предприняты и на сирийской границе, где командовал знатный римский полководец, этнический армянин Патрикий. Кроме этого, император завязал дружеские (насколько это было возможно) отношения с арабами, находившимися под властью персов, и предоставил одному из них, Аламундару, титул римского патриция и царя своего племени. Эти мероприятия принесли свои плоды: в 528 г. небольшой отряд персов по обыкновению сделал набег на римские земли, но был разгромлен Ситтой, вполне осведомлённым обо всех их передвижениях. Кавад направил в римскую Армению другое войско под командованием полководца Мермероя, в котором состояло почти 3 тыс. гуннов, которому опять должен был противостоять Ситта. Вместе с другим полководцем Дорофеем они напали на вражеский лагерь и опрокинули врага; это был фрагментарный, но всё же успех. Оправившийся от поражения, Мермерой вновь вторгся в римские пределы и стал лагерем в местечке Октава возле города Саталы, что находился в 100 км от Трапезунда. Но римские вожди действовали очень умело: Дорофей и Ситта разделили свои силы, и пока персы атаковали одну часть армии, Ситта ударил им во фланг. Тем не менее битва была очень упорной, и только мужество отряда конных фракийцев во главе с их командиром Флорентием, погибшим в схватке, решила исход сражения[149].
Как следствие, три талантливых персидских полководца — Нарзес, Аратий и Исаак (очевидно, этнические армяне) перешли на римскую службу, а последний вдобавок сдал византийцам ещё и крепость Болон, что находилась неподалеку от города Феодосиополя[150]. Эти три военачальника прославились ранее победой над Велизарием в Римско-персидской войне при императоре Юстине I, теперь они преданно будут служить Римской империи в других войнах — их имена мы ещё услышим.
Однако, как это часто случается на войне, удача всегда ходит рядом с поражением. Весной того же 528 г. Велизарий был разбит персами, когда пытался построить новое укрепление, а многие его командиры погибли[151]. Отметим, что по численности и опыту его войска заметно уступали персидским, поэтому поражение римлян в известной степени было предопределено не неумелыми действиями полководца, а более значимыми и не зависящими от него причинами. Встревоженный император направил подкрепление из исаврийских, гуннских, иллирийских и фракийских полков под командованием Помпея, родственника императора Анастасия I. Кстати сказать, очередная неудача Велизария вновь не охладила к нему императора — он верил в него и не ошибся.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"
Книги похожие на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"
Отзывы читателей о книге "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III", комментарии и мнения людей о произведении.