» » » » Георгий Плеханов - Возвращенная публицистика. В 2 кн. Кн. 1. 1900—1917


Авторские права

Георгий Плеханов - Возвращенная публицистика. В 2 кн. Кн. 1. 1900—1917

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Плеханов - Возвращенная публицистика. В 2 кн. Кн. 1. 1900—1917" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство «ВЫСШАЯ ШКОЛА», год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Плеханов - Возвращенная публицистика. В 2 кн. Кн. 1. 1900—1917
Рейтинг:
Название:
Возвращенная публицистика. В 2 кн. Кн. 1. 1900—1917
Издательство:
«ВЫСШАЯ ШКОЛА»
Год:
1991
ISBN:
5-06-002483-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Возвращенная публицистика. В 2 кн. Кн. 1. 1900—1917"

Описание и краткое содержание "Возвращенная публицистика. В 2 кн. Кн. 1. 1900—1917" читать бесплатно онлайн.



В сборнике представлены статьи Г. В. Плеханова, Ю. О. Мартова, Н. И. Бухарина, Л. Б. Каменева, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, К. Каутского и других видных революционных публицистов. Появившиеся в дооктябрьских большевистских и меньшевистских изданиях, многие из этих статей с тех пор не публиковались, хотя без знакомства с ними невозможно представить подлинную (без «белых пятен» и «фигур умолчания») историю политической борьбы на путях к Октябрю. Книга снабжена биографическими справками и комментариями.






«Хозяева жизни» видят свое бессилие уничтожить существующую рабочую печать! И вот они хотят радикально с ней разделаться. Министерство внутренних дел придумало каторжный законопроект, направленный прямо против существования рабочей печати.

И вот день 22 апреля должен показать, что хитрая механика «хозяев жизни» разбивается в осколки перед волей рабочих масс — иметь свою рабочую газету!

Бакинские рабочие — дети той же огромной рабочей семьи! Им не могут и не должны быть чужды интересы и задачи рабочего класса России! Бакинский рабочий, кто бы он ни был: русский, татарин, еврей, армянин или грузин, не может не страдать страданиями всего рабочего класса России, не может не радоваться его радостями, не может не откликнуться на общее дело рабочих масс России!

Бакинский рабочий должен стать в первые ряды армии защиты своего рабочего дела — своей рабочей печати.

И 22 апреля бакинские рабочие придут на помощь общей и своей местной рабочей газете! Они придут на помощь и своей моральной поддержкой и распространением, возможно более широким, рабочих газет, и коллективной подпиской и массовыми сборами и отчислениями на всех промыслах и заводах, чтобы по возможности обеспечить существование своей печати.

Времени осталось мало!

Но при сильном желании, но при непреклонной воле показать, что защита и поддержка рабочей печати — это кровное дело бакинских рабочих, они сумеют достойно встретить 22 апреля — день рабочей печати, защитницы рабочих интересов!

За дело, бакинские рабочие!

Шаумян С. Г. Избр. произведения. Т. 2. С. 413 — 414.


ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И РЕВОЛЮЦИОНИЗМ В ОБЩЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

Впервые опубликована в газете «Кавказский рабочий листок»[259] (1905, №6, 30 ноября (12 декабря).

Эволюционизм, как социологическую систему, обыкновенно противополагают революционизму. Подобное противоположение вполне уместно и правильно, поскольку под словом революционизм подразумевается самодовлеющее, ни с чем не считающееся анархическое «бунтарство». Но поскольку революционизм означает стремление к быстрым и насильственным политическим переворотам вообще, это противоположение лишено всякого научного смысла.

Оно покоится на путанице понятий, происшедшей вследствие неправильного, одностороннего понимания эволюционизма вообще, точнее эволюционизма биологического, и огульного, прямолинейного перенесения законов развития из области биологии в область социологии. Современная социологическая школа, основателем которой является Карл Маркс, устранила из общественной науки эту убийственную для нее путаницу и поставила ее на верный и плодотворный путь развития. Современный социологический эволюционизм не только не отрицает закономерности революций, внезапных и насильственных переворотов, но, наоборот, считает их, так сказать, составною частью эволюции, необходимым моментом в процессе исторического развития.

Вопрос об отношении эволюционизма к революционизму есть не что иное, как вопрос о «базисе» и «надстройках» — вопрос, долго трактовавшийся в марксистской литературе, но до сих пор остающийся невыясненным не только для противников социологической теории Маркса, но подчас и для тех, которые считают себя ее приверженцами. Так, Бернштейн и вслед за ним Зомбарт[260] и целая плеяда других социалистических и буржуазных ученых, заявляющих себя сторонниками «материалистического понимания истории», никак не могут совместить «эволюционизм», или как любит выражаться Зомбарт, «исторический реализм», составляющий научную основу социал-демократической программы, с теорией «Zusammenbruch», с «социальной революцией», которую ставит своей целью и которой определяет свою деятельность международная социал-демократия. Этот революционизм в теории и практике марксизма они считают «наносным элементом», «придатком» и рекомендуют социал-демократии отбросить всякие «революционные утопии» и превратиться в мирную, реформистскую, «эволюционную» партию.

Таким образом, неумение совместить эволюционизм с революционизмом, неправильное понимание соотношения между «базисом» и «надстройками» приводит этих «марксистов» к полному отрицанию марксизма и превращает их, этих «друзей» рабочего класса, в его злейших врагов, направляющих свое оружие в самое сердце современного пролетарского движения.

Но неправильное понимание эволюционизма и революционизма приводит еще и к другому, не менее печальному результату. Если, с одной стороны, появляются «эволюционисты», отрицающие всякое значение за революционизмом, то, с другой стороны, нам приходится видеть крайних, если можно так выразится, «революционистов», игнорирующих основные законы общественной эволюции и впадающих вследствие этого в то утопическое, анархическое «бунтарство», о котором мы упомянули в начале статьи.

Таким образом, выяснение вопроса об эволюционизме и революционизме является вдвойне жизненным и необходимым и, как увидим ниже, представляет особенную важность для нас в настоящее время ввиду переживаемого Россией момента.

Что же такое эволюционизм и революционизм? Каким образом социологическая теория Маркса примиряет между собою эти два, казалось бы, непримиримых начала?

Согласно марксистскому «материалистическому пониманию истории» первичным, так сказать, движущим фактором истории является фактор экономический. Все прочие, так называемые идеологические факторы — религия, мораль, наука, право, — являются факторами вторичными или производными. Цель всякого общества — совместная, объединенная борьба с природой, борьба для поддержания существования тех индивидуумов, которые входят в состав этого общества. Главным средством этой борьбы являются те орудия труда и те силы природы, которыми люди пользуются в своей производительной деятельности: земледельческие и другие орудия, машины всякого рода, сила огня, воды, пара, электричества и пр. При пользовании этими производительными силами общества люди вступают в определенные отношения друг к другу, в так называемые общественные или производственные отношения. На почве этих фактических отношений людей к природе и друг к другу создается определенное понимание этих отношений. Действительность, реальный, объективный мир отражается в головах людей и выливается в разные религиозные, научные, правовые и прочие воззрения, которые, в свою очередь, реализуются в общественных учреждениях, в церкви, в государстве и пр.

Производительные силы общества непрерывно растут и изменяются. Соответственно с этим, в зависимости от характера производительных сил, изменяются производственные отношения людей и отношения их в процессе производства. Результатом этого изменения в действительности является изменение в общественном сознании: появляются новые идеи, новые религиозные и правовые нормы. Отсюда ясно, в каком смысле производительные силы общества и производственные отношения, иными словами, экономическая структура общества или экономический фактор является первичным, движущим фактором истории. Другие, идеологические факторы следуют за ним в своих изменениях, приспосабливаются к нему и потому являются вторичными или производными факторами. Экономическая структура общества является тем «базисом», на котором возводятся идеологические «надстройки».

При наблюдении над историческим процессом легко можно заметить, что развитие экономической структуры общества совершается стихийно, механически, под давлением личного, индивидуального интереса и личной инициативы, вне области общественного сознания. Отдельные личности в своей борьбе за существование предпринимают разные действия, не задумываясь вовсе над результатами своей деятельности для общества. Но с течением времени мелкие, незаметные изменения в материальных условиях жизни создают новые производственные отношения.

Совсем иное мы видим в области идеологий. Здесь играет роль общественное, коллективное сознание, которое всегда отстает от индивидуального сознания и которое в каждую данную эпоху выливается в определенные нормы, воплощается в общественных учреждениях. Теми коллективами, через посредство которых выражается общественное сознание, общественная воля, являются классы. Классы — это части, на которые распадается общество в процессе производства, части, однородные в себе, объединяющие людей с одинаковым фактическим положением и одинаковыми интересами, и противоположные, антагонистические по отношению к другим подобным частям общества. Класс, наиболее сильный и господствующий в жизни, в процессе производства материальной жизни превращает свою коллективную волю, диктуемую, как мы знаем, его экономическим положением и экономическими интересами и противоположную коллективной воле других классов, превращает эту свою классовую волю в волю общественную, воплощает ее в общественных и государственных учреждениях, которые превращаются в его руках в орудия дальнейшей классовой борьбы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Возвращенная публицистика. В 2 кн. Кн. 1. 1900—1917"

Книги похожие на "Возвращенная публицистика. В 2 кн. Кн. 1. 1900—1917" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Плеханов

Георгий Плеханов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Плеханов - Возвращенная публицистика. В 2 кн. Кн. 1. 1900—1917"

Отзывы читателей о книге "Возвращенная публицистика. В 2 кн. Кн. 1. 1900—1917", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.