» » » » Михаил Ципоруха - Вокруг света под парусами


Авторские права

Михаил Ципоруха - Вокруг света под парусами

Здесь можно купить и скачать "Михаил Ципоруха - Вокруг света под парусами" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство М.: Вече, 2012.— 288 с: ил., год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Ципоруха - Вокруг света под парусами
Рейтинг:
Название:
Вокруг света под парусами
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-9533-6242-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вокруг света под парусами"

Описание и краткое содержание "Вокруг света под парусами" читать бесплатно онлайн.




Книга рассказывает о кругосветных плаваниях российских военных моряков на парусных судах в первой половине XIX века — экспедициях И. Ф. Крузенштерна и О. Ф. Лисянского на шлюпах «Надежда» и «Нева», М. П. Лазарева на корабле «Суворов», О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик», В.М Головнина на шлюпе «Диана», Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» и многих других. Читателей ожидают встречи со многими замечательными российскими географами, исследователями океанов, адмиралами, офицерами, матросами, учеными-натуралистами, беззаветно служившими Отечеству и мировой науке.








Как раз незадолго до этого пираты захватили одно американское судно, а затем и два португальских и еще одно португальское, шедшее из Кохин-Китая, которое было захвачено вблизи китайского побережья. Стало известно, что на португальских судах были убиты все члены экипажей, не согласившиеся перейти на службу к пиратам.

Некоторые из португальцев, которые согласились перейти к пиратам, все же вскоре бежали. Они-то и рассказали, что пираты ограбленные ими суда сожгли. В пиратской флотилии было несколько судов водоизмещением в 200 т, на которых было от 150 до 250 бойцов и от 10 до 20 пушек, на самых малых — не менее 40–50 человек. Крузенштерн отметил, что во время пребывания «Надежды» и «Невы» у берегов Китая небезопасен от пиратского нападения был и рейд у Макао, и даже в Типе особенно опасен был путь между Макао и Кантоном. Поэтому английские купцы вынуждены были брать с собой при переходе из Макао в Кантон конвой из гребных вооруженных судов с двух английских фрегатов, стоявших обыкновенно в Бока-Тигрисе на якоре, так как им уже однажды угрожала опасность быть захваченными пиратами.

Английский бриг «Гарьер» с 18 пушками крейсировал в этом районе уже два месяца с половиною, также два португальских вооруженных судна одно из последних сражалось незадолго до прихода «Надежды» с 80 пиратскими судами, но пробилось сквозь их строй, к счастью.

Видимо, только крепкий ветер был единственным препятствием, удержавшим пиратскую флотилию от нападения на «Надежду». А русские моряки на «Надежде» не имели ни малейшего сомнения в том, что видят перед собой рыбачьи суда, которых в этом районе множество. Иначе они проявили бы беспокойство, ведь часть корабельных пушек были оставлены на Камчатке для защиты русских поселений от налетов пиратов и корсаров.

Примечательно, что Крузенштерн получил предупреждение о возможной встрече с пиратами. Статский советник Вирсг в своем письме, полученном Крузенштерном на Камчатке, советовал ему убедительно, чтобы он остерегался, насколько возможно, китайских пиратов. Но Крузенштерн посчитал, что в письме речь идет о малаккских пиратах, которые очень опасны и в морях у китайского побережья, где нападали часто с успехом и на европейские корабли. А о настоящих китайских пиратах Крузенштерн не думал вовсе. Ему было известно, что малаккские пираты курсируют по большей части у берегов Борнео и при входе в пролив Малаккский. 20 ноября 1805 г. «Надежда» стала на якорь на рейде у Макао.

Теперь вернемся к «Неве», которая, приняв на борт груз пушнины, покинула о. Ситху и направилась в Кантон. Лисянский решал идти к тропикам неизведанным путем Более месяца шла «Нева» через Тихий океан, не встречая никаких признаков земли. Поздним вечером 15 октября 1805 г., когда Лисянский, отдав последние распоряжения вахтенному офицеру, собрался уже спуститься в каюту, корпус корабля дрогнул: «Нева» села на неизвестную до того коралловую мель.

На рассвете моряки увидели, что недалеко от нее в точке с координатами 26°02′48″ с ш. и 173°35′45″ в. д. находится небольшой необитаемый остров. Вскоре удалось сняться с мели, но набежавшим шквалом «Неву» опять нанесло на камни. Снятие с мели, подъем пушек, выброшенных с поплавками в море для облегчения корабля, задержали «Неву» в этом районе на четверо суток

Остров и коралловая мель были нанесены на карту. Острову по единодушному требованию команды присвоили имя командира корабля Юрия Федоровича Лисянского, а коралловую мель назвали в честь корабля Невскою. 23 октября был открыт коралловый риф, который был назван рифом Крузенштерна.

От этого рифа Лисянский взял курс на Формозу (Тайвань) мимо Марианских островов. 22 ноября, когда далеко позади остался самый высокий остров этой группы — Сайпан, началась буря, «которая, — по словам Лисянского, — сперва начала рвать снасти, а потом положила корабль на бок, так что подветренная сторона была в воде до самых мачт, разбило в щепки ял, висевший за кормою, а несколько времени спустя оторвало шкафуты и унесло в море многие вещи, находившиеся наверху» [4, с 158]. Вода стала быстро проникать в трюм Матросы работали по колено в воде. Благодаря неутомимому рвению команды корабль удалось спасти, но часть перевозимых мехов была подмочена.

4 декабря 1805 г. «Нева» прибыла на рейд Макао. «Надежда» и «Нева» перешли в бухту Вампу близ Кантона, и там Крузенштерн и Лисянский успешно выполнили поручения РАК, выгодно продав доставленные на «Неве» меха и закупив китайские товары.

За два месяца пребывания в китайских портах русские кругосветные мореплаватели собрали важные сведения о положении в Китае, об организации торговли, производимой там иностранными купцами. Они сумели прекрасно разобраться во взаимоотношениях китайских властей с иностранными купцами и мореплавателями. Крузенштерн досконально разобрался в политике китайских властей по отношению к своим купцами и другим слоями населения. «Благосостояние и покой китайцев есть ложный блеск, нас обманывающий, — отметил он… — Довольно известно уже, что число недовольных распространилось ныне по всему Китаю. В бытность мою в Кантоне 1798 года возмущались три провинции в царствование даже мудрого Кинлонга; но теперь бунтуют многие области; почти вся южная часть Китая вооружилась против правительства Искра ко всеобщему возмущению тлится. Среди государства и близ самого престола оказываются беспокойства» [3, с. 477, 478].

Крузенштерн рассказал о расколе в императорском флоте, который усугубил волнения в провинциях. Прежний адмирал Ванта-Джин, неустрашимый, ревностный и деятельный моряк, одержал несколько важных побед над мятежниками, но благодаря интригам находившихся при императоре придворных был лишен высшей власти во флоте, чем воспользовались враги императора и усилили раскол в стране.

9 февраля 1806 г. «Надежда» и «Нева» вышли из Вампу и направились через Южно-Китайское море и Индийский океан, а затем вокруг мыса Доброй Надежды в Европу. На случай потери друг друга в море Крузенштерн установил место встречи о. Св. Елены в Атлантике.

Пройдя сложный для плавания лабиринт Малайского архипелага, корабли вошли в Зондский пролив, связывавший Южно-Китайское море с Индийским океаном Здесь они попали в полосу жестоких штормов, но благодаря мастерству командиров и офицеров, мужеству и неутомимости матросов благополучно прошли пролив и вышли в океан. В апреле моряки увидели вдалеке очертания побережья Африки. В конце апреля у мыса Доброй Надежды корабли в тумане потеряли друг друга из виду.

Обогнув 19 апреля южную оконечность Африки, «Надежда» направилась к о. Св. Елены, где была намечена встреча кораблей. Здесь Крузенштерн узнал о начавшейся войне между Россией и Францией. А ведь часть пушек с «Надежды» была оставлена на Камчатке, ну а достать недостающие орудия на острове Св. Елены не удалось. Тогда Крузенштерн решил изменить маршрут возвращения корабля в Кронштадт. Для того чтобы уменьшить вероятность встречи с французскими кораблями, он решил возвращаться на Балтику не Английским каналом, около которого обычно крейсировали французские корабли, а обогнув Англию с севера. Этот путь был более продолжительным, но, двигаясь по нему, была меньше вероятность встречи с французскими кораблями.

Ну а Лисянский также решил изменить маршрут, не заходить на о. Св. Елены, а двигаться прямо в Англию. «Освидетельствовав количество съестных припасов, — вспоминал Лисянский, — увидел, что при хозяйственном употреблении было оных вполне достаточно на три месяца… я решил оставить прежнее свое намерение идти к острову св. Елены, а направил путь свой прямо в Англию, быв уверен, что столь отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения» [4, с 160].

Экипаж «Невы» блестяще справился с задачей. 24 апреля 1806 г. корабль вышел в Атлантический океан, 10 мая «Нева» пересекла Гринвичский меридиан, а 28 июня вошла на Портсмутский рейд. Значит, впервые в истории мирового мореплавания был совершен за 142 дня безостановочный переход из Южного Китая в Англию. После двухнедельной стоянки «Нева» направилась на восток и 3 сентября 1806 г. она бросила якорь на Кронштадском рейде. Две недели спустя сюда пришла и «Надежда». Первое кругосветное путешествие русских моряков успешно закончилось.

Знаменательно и то, что за трехлетнее плавание на «Надежде» умерло только два моряка: повар посланника, болевший туберкулезом еще при поступлении на судно, и лейтенант Головачев, застрелившийся от помрачения разума при стоянке у о. Св. Елены. На «Неве» один матрос упал в бурное море и утонул, трое матросов погибли в боях на о. Ситхе, а двое скончались от случайных болезней.

Император Александр Павлович и российское правительство были довольны результатами кругосветной экспедиции. Всем офицерам этой экспедиции было присвоено очередное воинское звание, командиры «Надежды» и «Невы» награждены орденом Св. Владимира 3-й степени, получили значительную сумму — по 3000 рублей, лейтенанты и два главных доктора — по 1000 рублей, мичманы — по 800 рублей, а прочим чиновникам соразмерно их жалованью назначены пенсии по день кончины. Иностранные ученые были награждены пенсией по 300 червонных в год, нижние чины награждены отставкою и пенсией от 50 до 75 рублей в год.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вокруг света под парусами"

Книги похожие на "Вокруг света под парусами" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Ципоруха

Михаил Ципоруха - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Ципоруха - Вокруг света под парусами"

Отзывы читателей о книге "Вокруг света под парусами", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.