Авторские права

Н. Яковлев - Ингуши

Здесь можно скачать бесплатно "Н. Яковлев - Ингуши" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Красный пролетарий, год 1925. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Н. Яковлев - Ингуши
Рейтинг:
Название:
Ингуши
Автор:
Издательство:
Красный пролетарий
Жанр:
Год:
1925
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ингуши"

Описание и краткое содержание "Ингуши" читать бесплатно онлайн.








И так шествие двигается в путь, заполняя собою всю ширину улицы аула от плетня до плетня. Мюриды хором поют религиозные песнопения.

Цель их — создать молитвенное настроение у участников примирения, смягчить сердца мстителей, склонить их к прощению, а убийц к раскаянию. Одно из подходящих к этому случаю песнопений описывает злоключения одного мюрида, всю жизнь подвергавшегося преследованиям со стороны мусульманского духовенства и мулл. Под конец его жизни муллы, наконец, раскаиваются в своих злодеяниях, и между мюридом и ими устраивается примирение. Убийца и его ближайшие родственники, ответчики, медленно идут, наклонив головы, опустив папахи на лицо, и всем своим видом выражают раскаяние и скорбь.

Наконец, все шествие подходит ко двору мстителей. Здесь ответчики дают присягу на коране, если хотят снять с себя подозрение, например, в краже скота и т. п. у мстителей. Затем все входят во двор. Убийца и его безоружные родственники становятся на колени где-нибудь по одну сторону двора, обычно ограниченного длинной «доа», сапеткой для кукурузы. Первым в ряду, ближе к дому, стоит на коленях, низко опустив голову, сам убийца. Белый кушак, обычно полотенце, резко выделяется на его черкеске. Рука-об-руку с ним по степени родства располагаются на коленях те его ближайшие родственники, которым также может угрожать месть со стороны рода убитого. Середина двора перед домом и коленопреклоненными ответчиками освобождается от посторонних. Поодаль стоят члены комиссии. Мюриды поют. Наступает торжественная и вместе с тем трагическая минута.

Мне приходилось присутствовать при одном примирении, в котором сцена прощения своей трагической простотой произвела на всех глубокое впечатление.

У старика В. один за другим были убиты два единственных его сына. Один, как описано выше, в стычку с М., другой — нечаянно одним из фамилии Б-х. Старик был представителем слабого и невысокого по происхождению рода и жил небогато. На его бедный двор вошли сразу две процессии.

Две вереницы ответчиков стали на колени по обеим сторонам двора. Наступила минута молчания и напряженного ожидания. В доме раздался женский истерический плач. Это мать убитых плакала и рвала на себе волосы, призывая мужа помнить о смерти сыновей и не прощать их убийц. Старик-отец сошел с крыльца и безмолвно остановился на середине двора. Долго стоял он так, понурив голову. К нему подошло несколько родственников. В доме все сильней раздавался женский плач. Мюриды пели. Один из коленопреклоненных убийц плакал и, двигая губами, шептал молитву. Наконец, медленно двинулся старик. Сначала подошел он к Б-м, виновным в неумышленном убийстве. Правой рукой он слегка коснулся папахи убийцы и невнятно проговорил слова прощения. Затем он двинулся дальше над коленопреклоненным рядом, поочередно проделывая то же над остальными ответчиками.

Следом за стариком шел скуластый круглолицый парень и еще несколько родственников. Они неохотно подражали движениям и словам старика. Это были ближайшие родственники-мстители. Та же сцена прощения, но еще более сдержанная, повторялась и на противоположной стороне двора над фамилией М. После этого коленопреклоненные убийцы и ответчики постепенно встали с колен и приступили к обряду побратимства, который, по старому обычаю, всегда сопровождал примирение кровников.

Обряд этот исполняется для того, чтобы обеспечить невозможность новой вспышки вражды со стороны мстителей.

Его цель — связать главных мстителей и главных ответчиков между собою узами как бы настоящего кровного родства, чтобы всякие недоразумения между ними были бы также невозможны, как и между членами одной семьи. Если жива мать убитого, убийца касается губами ее груди и становится ей как бы сыном и молочным братом ее сыновьям.

В то же время он братается с сыном убитого или с родным братом его; родной или двоюродный брат убийцы братается с братом или племянником убитого и т.-д. Самый обряд братания происходил в описанном нами случае так.

После сцены во дворе комиссия пригласила в дом убийцу Б-ва и его 10-летнего сына. Наполнили стаканы молоком. Член комиссии опустил туда серебряные монеты. Затем подали стакан мальчику, сыну убийцы. Он отпил. После него отпил широкоскулый парень, замеченный мною во дворе. Затем выпил опять мальчик и снова широкоскулый парень, которому и достались монеты со дна стакана. Из расспросов оказалось, что парень с широким лицом, который с самого начала удивил меня своим неингушским типом лица, был австрийским пленным, родом из Галиции, которого отец убитых взял себе в работники, потом перевел в мусульманство и усыновил под условием, что он отомстит за его сыновей.

Галициец усвоил ингушский язык и обычаи. Он так же, как и ингуш, смотрел исподлобья на своих врагов и сначала долго отказывался от молока, говоря по-ингушски, что они, Б., и без того приходятся родственниками Б-вым. Следующая за этой парой была — сам убийца и двоюродный брат убитого. И здесь родственник убитого отказывался пить, ссылаясь на родство обеих фамилий. После этого в соседней комнате так же братались Б. с убийцами М..

Еще в одном из наблюдавшихся мною примирений братания распределялись так: главный мститель, брат убитого, братался первым с двоюродным братом убийцы; вторыми братались другой двоюродный брат убийцы с племянником убитого и, наконец, сам убийца с 5-летним сыном убитого. К вашему удивлению, даже этот малыш наотрез отказался пить из одного стакана с врагом., Как потом выяснилось, здесь не обошлось без влияния его матери. Наконец, члены комиссии должны были насильно влить ему молоко в рот. Мальчик получил горсть серебра и 2 тысячи рублей награды.

После братания все опять вышли во двор. Один из почетных стариков сказал речь, прося навсегда забыть старую вражду. Затем мулла прочел молитву, и обряд примирения закончился. Вечером в тот же день бывшие ответчики устроили торжественное угощение для бывших своих мстителей. А на следующий день я мог наблюдать, как один из прощенных убийц со счастливым лицом свободно шел по улице, торопясь на базар.

Кроме кровной мести, одним из зол ингушской жизни является развитие грабежей и воровства, которое отчасти вызвано той же кровной местью, главным же образом тяжелыми экономическими условиями и обостренной борьбой за существование в Ингушии. Не останавливаясь сейчас подробно на этом явлении, мне хочется только указать на изменения, которые новые условия и разложение старого быта произвели и в тех обычаях, согласно которым выносились приговоры ингушскими посредническими судами (см. стр. 79 и след.). Под влиянием нового хозяйства и быта ингуш все чаще должен обращаться за разрешением своих дел в общегосударственный суд. На долю его старинного посреднического суда все чаще приходятся такие дела, с которыми в общегосударственный суд не пойдешь. И ингушский доморощенный суд все больше начинает заниматься делами о правильном дележе награбленного между всеми участниками грабежа и т. п. Такая специализация и самый подбор лиц, вынужденных прибегать к услугам этого суда, придает ему, как здесь выражаются, все более воровской характер. А самые законы, которыми руководится в своих решениях этот суд, все больше и больше становятся «воровскими адатами», т.-е. обычаями, направленными специально на защиту не совсем честных способов наживы. На нескольких ярких примерах можно хорошо видеть, как именно в эту сторону изменяется старый ингушский «закон». Допустим, что произошел следующий случай: вор-ингуш забрался ночью во двор другого ингуша. Плохо разбираясь в темноте в незнакомой обстановке, он запутался, случайно упал в какую-то яму и сломал себе ногу. Вору все же удалось выбраться и доползти домой. По воровскому, «адату» хозяин такого «негостеприимного» двора должен будет уплатить потерпевшему вору, что полагается, за такое «ранение», или, в противном случае, он подвергается кровной мести со стороны фамилии потерпевшего.

Допустим еще, что некий вор-ингуш похитил лошадь и скачет на ней во всю прыть, спасаясь от погони. Если горячий или пугливый конь сбросит такого непривычного седока и убьет его на смерть, — по воровскому адату отвечать за смерть должен хозяин «неблагодарного» животного.

Ему объявят кровную месть, и «воровской» суд решит дело не в его пользу.

Сказанного достаточно, чтобы видеть, какому разложению подвергаются старые обычаи в условиях нового быта. Это обострение и ожесточение кровной вражда, этот «воровской» уклон посреднического суда яснее всего показывают, что старый «адат», закон, который поддерживал в горах определенный порядок и служил развитию и укреплению феодальных отношений в новых условиях, быстро разлагается и принимает уродливые и крайние формы.

Это доказывает, что старый ингушский быт умирает, и недалеко время, когда только из рассказов стариков услышит молодое ингушское поколение о том, как прежде ингуши мстили за убийства, воровали или покупали невест и разбирали свои дела в посреднических судах по «адату».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ингуши"

Книги похожие на "Ингуши" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н. Яковлев

Н. Яковлев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н. Яковлев - Ингуши"

Отзывы читателей о книге "Ингуши", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.