О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Описание и краткое содержание "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать бесплатно онлайн.
О.М. Рапов
ЯРОСЛАВЛЬ, центр Ярославской обл. и Ярославского р-на. Расположен на Волге. Население 627 тыс. чел.
Основан около 1010 кн. Ярославом Мудрым как крепость при слиянии р. Которосли с Волгой. Впервые упоминается в 1071. В XI-XII вв. пограничный город Ростово-Суздальского княжества. С 1218 столица Ярославского княжества. С 1463 в составе Московского Великого княжества. В период борьбы против польской интервенции в 1612 в Ярославле находилось Народное ополчение под руководством Козьмы Минина и Д.М. Пожарского. В XVII в. Ярославль - крупный торговый (хлеб, лен, рыба; через Ярославль шла сухопутная дорога из Москвы в Архангельск) и ремесленный (существовали кожевенные и полотняные мастерские) центр. После пожара 1658, когда сгорели почти все деревянные строения, разворачивается каменное строительство; ко 2-й пол. XVII в. в Ярославле сложились самобытные школы каменного зодчества и настенных росписей. В 1722 по указу Петра I началось создание Ярославской большой мануфактуры; в XVIII в. город стал значительным промышленным центром. С 1708 Ярославль входил в Петербургскую губ., с 1719 центр провинции той же губернии, с 1727 в Московской губ. С 1777 центр Ярославского наместничества (с 1796 губернии). В 1750 в Ярославле актер Ф.Г. Волков основал первый в России профессиональный театр. В 1870-98 Ярославль был связан железной дорогой с Москвой, Вологдой, Костромой, Петербургом.
Исторический центр Ярославля находится на Стрелке - высоком мысу у слияния Волги и Которосли. В архитектурном комплексе - церкви Спаса на Городу (1672) и Николы "Рубленый город" (1695), Митрополичьи палаты (Соборный дом, 1680-е), церковь Тихона (1825-31), постройки Спасо-Преображенского монастыря (основан в к. XII в.; в т. ч. Спасо-Преображенский собор, 1516, Святые ворота, 1516, Звонница XVI в., церковь Николы Мокрого (1665-72). В центральной части города - церковь Богоявления (1684-93); за Которослью - церкви Иоанна Златоуста (1649-54), Владимирской Богоматери (1669) и др.
ЯРОСЛАВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Была принесена в Ярославль св. блгв. князьями Василием и Константином (память их 3 июля), мощи коих почивали в Ярославском кафедральном соборе. В этом же соборе сохранялась и икона. Празднуется 8/21 июня.
ЯРОСЛАВСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской чудотворной иконы. Находилась в Ярославле в женском Казанском монастыре. 2 июля 1588 некоему благочестивому человеку по имени Герасим в бытность его в Казани было чудесное видение Самой Богородицы, и после того как он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и повелевший затем идти в г. Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604, когда город был взят литовцами. Один из них увез чудотворную икону с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Ивановича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патр. Гермогеном, грамотой от его лица утвердил желание последних, но с тем чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова.
Празднуется 8/21 июля.
Прот. И. Бухарев
ЯРОСЛАВСКАЯ ПЕЧЕРСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В Ярославле некая мещанка Добычкина семнадцать лет страдала весьма жестокой болезнью - сначала душевной тоской, потом ломотой в руках и во всех суставах. В 1823 она видела во сне храм с изображением иконы Богоматери, стала ходить по всем церквам в городе, чтобы найти тот храм, и пришла наконец в Ярославский архиерейский дом. Здесь под колокольней увидела она церковь "Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня" и узнала в ней виденный ею во сне храм. С радостным предчувствием она вошла в храм и тут увидела написанную на стене Печерскую икону Божией Матери, которая представилась ей во сне. Женщина была повержена на пол, и начались с нею страшные корчи всего тела, но скоро пришла в себя. Тогда явилась в ней несомненная надежда, что она получит исцеление от сей иконы Богоматери. На другой день опять пришла в эту церковь и, усердно помолившись пред иконою, мгновенно получила совершенное исцеление. С того времени от этой иконы Богоматери начали совершаться чудеса.
Празднуется 14/27 мая.
Прот. И. Бухарев
ЯРОСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, русское княжество, образовавшееся в 1218 после раздела Ростовского княжества между сыновьями кн. Константина Всеволодовича. Ярославское княжество занимало обширную территорию по обеим сторонам Волги и ее притоков рек Мологи, Сутки, Юхоти, Черемхи, Пажи, Курбы, Которосли и по нижнему течению рек Шексны и Инопажи. Первый ярославский князь Всеволод проводил политику, зависимую от вел. кн. Владимирского - Юрия. Вместе с ним Всеволод погиб в 1238 на р. Сити, сражаясь против монголо-татар. После завоевания Северо-Восточной Руси Батыем Ярославское княжество продолжало существовать. В 1262 в Ярославле произошло восстание против монголо-татар. В 1294 стол Ярославского княжества занял смоленский кн. Федор Ростиславич, положивший начало новой династии ярославских князей. В XIV в. Ярославское княжество начинает дробиться. Выделяется Моложское княжество, которое вскоре делится на собственно Моложский, Сицкий, Прозоровский и Шуморовский уделы. В XV в. Ярославское княжество дробится еще более: уделы Новленский, Заозерско-Кубенский, Курбский, Шехонский и Ухорский. Многочисленные, но слабые феодальные княжества, образовавшиеся на территории Ярославского княжества, позволили московским князьям постепенно подчинить их. Во 2-й четв. XV в. было захвачено Заозерско-Кубенское княжество, затем были куплены г. Романов на Волге и земли в устье р. Шексны, а в 1463 ярославский князь Александр Федорович уступил все свои земли Ивану III Васильевичу. Ярославское княжество перестало существовать, а многочисленные ярославские князья стали служить вел. князю Московскому.
В. К.
ЯРОШЕНКО Николай Александрович (1.12.1846 - 25.06.1898), русский живописец-жанрист и портретист. Один из виднейших передвижников. Едва ли не первым ввел в русское изобразительное искусство образ рабочего. Среди картин Ярошенко "Кочегар", "Всюду жизнь", "Курсистка", "Заключенный", "Портрет П.А. Стрепетовой".
ЯСКИНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 682.
Празднуется 3/16 мая.
ЯСНАЯ ПОЛЯНА, музей-усадьба Л.Н. Толстого (с 1921) в Тульской обл., в Щёкинском р-не. В Ясной Поляне писатель родился и прожил большую часть жизни (в общей сложности около 60 лет).
ЯСТРЕБЦОВ Иван Максимович (1797 - 5.01.1869), русский философ и педагог. Получил духовное образование, но от духовной карьеры отказался в пользу медицины. В 1825 защитил в Московском университете докторскую диссертацию по физиологии человека. Занимался научно-литературной деятельностью. Служил по ведомству народного просвещения.
Автор трудов по истории, географии, геологии. Особое место в творческом наследии Ястребцова занимают статьи и книги по педагогике и народному образованию: "Об умственном воспитании детского возраста" (1831), "Об органах души" (1832). Считал, что преподаваемые детям сведения не должны превышать пределов их понимания, а обучение должно способствовать гармоничному умственному и физическому развитию ребенка.
ЯХРОМСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в мужском Косьмине Успенском монастыре Владимирской еп., что в 60-ти верстах от Владимира, на р. Яхроме, или Яхреме. Икона сия явилась 14 октября 1482 благочестивому отроку Косьме, сопутствовавшему одному больному. Однажды остановились они на пути при потоке Яхремы, и больной, утомленный дорогой, крепко заснул. В это время Косьма увидел необыкновенный свет и услышал голос: "Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ". Косьма увидел, что лучи света исходили от иконы Успения Богородицы, стоявшей на дереве. Отрок благоговейно взял святую икону и поднес к болящему, и тот немедленно получил исцеление. После сего Косьма тайно удалился от исцеленного, которому уже был не нужен, и пришел в Киев, в Печерскую обитель, где увидел подлинник обретенной им иконы. Здесь он принял монашеское пострижение и после многих лет, проведенных в иноческих подвигах, по тайному внушению Божию, удалился из Киева, взяв с собой икону, на то место, где она явилась ему. Здесь построил он церковь во имя Успения и, поставив в ней явленную икону, сам поселился при этой церкви.
Празднуется 14/27 октября.
Прот. И. Бухарев
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
О.А. Платонов
Абрамов Ф.А. Чем живем-кормимся. Л., 1986.
Авдеева Е.А. Заметки о старом и новом русском быте. СПб., 1842.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Книги похожие на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Отзывы читателей о книге "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)", комментарии и мнения людей о произведении.