О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Описание и краткое содержание "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать бесплатно онлайн.
В России в день ап. Андрея Первозванного девушки гадали о своих суженых. Многие из них по заведенному обычаю накануне соблюдали пост и молились о даровании им хороших женихов. На Полесье девушка, желая увидеть во сне своего суженого, сеяла лен в горшке, наполненном землею: прочитав над горшком "Отче наш" девять раз стоя, девять раз на коленях и девять раз сидя, она говорила: "Святый Андрею, Я на тебе лен сею, Дай же мини знати, За ким я буду той лен рвати". Память ап. Андрею отмечается 30 ноября/13 декабря и 30 июня/13 июля (в Соборе 12-ти апостолов).
АНДРЕЙ РУБЛЕВ (ок. 1360-1370-1427 или 1430), святой, иконописец и живописец, монах Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей.
Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина ("Спас", "Апостол Павел", "Архангел Михаил", все рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи. В к. XIV - н. XV в. Рублев создал свой шедевр - икону "Троица". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным "голубцом" и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. "Троица" рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи "Троицы" - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами - Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция "Страшный суд", где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи. В 1425-27 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на "Городке" в Звенигороде (к. XIV - н. XV в.), иконы - "Владимирская Богоматерь" (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), "Спас в силах" (1408), часть икон праздничного чина ("Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Воскрешение Лазаря", "Преображение", "Вход в Иерусалим" - все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр "Евангелия Хитрово".
АНДРЕЙ СМОЛЕНСКИЙ, Переяславский, князь (ск. 1398). Св. блгв. кн. Андрей тайно оставил свое княжество в 1360, уклоняясь от раздоров, возникших среди его братьев, чтобы не быть вынужденным оружием защищать свои права. Он поселился в Переславле-Залесском и в течение тридцати лет был пономарем Свято-Никольской церкви. Жизнь и подвиги свои он тщательно скрывал от взоров человеческих, но, когда князь умер, нашли его княжескую золотую цепь и кольцо, выдававшие его происхождение. Гробницу блгв. Андрея сограждане окружили благоговейным почитанием. Приходившие с верою к ней получали исцеление. Лик его писался на иконах. Ему была составлена особая служба. Однако в XVI в. память его была забыта, и тщетно старался прп. Даниил Переяславский добиться его прославления. Св. князь причислен к лику святых только в 1749. Он покоился до нашего времени под спудом Свято-Никольской церкви. При гробнице св. князя происходили чудеса.
Память блгв. кн. Андрею отмечается 27 октября/9 ноября (перенесение мощей в 1539) и 23 мая/5 июня.
АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ Таврийский, мученик (284-305). Титул "стратилат" означает военачальник. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы Римской империи, это звание было дано св. Андрею одновременно с приказом разбить неприятеля. Св. Андрей, как и его воины, был язычником, не принявшим крещения, хотя тайно и веровал в Иисуса Христа. Перед решающим сражением он выступил перед воинами с речью-проповедью о всемогуществе истинного и всесильного Бога, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в бой, призывая на помощь Спасителя, и обратили в бегство превосходившие силы противника. Завистники донесли сирийскому правителю Антиоху, что победа была одержана именем Христовым. Вызванные на суд воины подтвердили это, за что были подвергнуты пыткам: св. Андрея жгли на раскаленном медном ложе, его воинов распинали на деревьях... Но ни один из них не отрекся от Христа и по милости Божией все остались живы. Не решаясь самолично предать смерти прославленного победителя, Антиох уведомил обо всем имп. Максимиана. Тот, опасаясь возмущения в войске, которое любило св. Андрея за храбрость, непобедимость и справедливость, послал приказ освободить мучеников, но позднее, тайно, под каким-либо предлогом казнить каждого порознь. После освобождения мч. Андрей и его 2593 воина приняли крещение, а затем решили удалиться в пределы Армении. Тогда Антиох обвинил их в предательстве и просил правителя Киликийской области настичь и умертвить мучеников, что тот и поспешил исполнить. Св. воины не стали оказывать сопротивления убийцам и кровью своей исповедовали веру в Иисуса Христа. На месте их убиения истек целебный источник.
Русские крестьяне называли этого святого Тепляком, подразумевая ветер, который дул около дня его памяти с юга, способствуя созреванию овса. По этому случаю крестьяне говорили: "Батюшка юг пустил ветер на овес".
Память мч. Андрею отмечается 19 августа/1 сентября.
АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, игумен (ск. 1395), один из учеников св. Сергия Радонежского. В юном возрасте он пришел к прп. Сергию и попросил облечь его в иноческий образ. Св. Сергий с любовью принял юношу и при пострижении в монашество нарек ему имя Андроник. Долгое время прп. Андроник находился в послушании у св. Сергия, совершенствуясь и возрастая духовно. В воздержании и трудах он старался подражать своему наставнику. Св. Андроник отличался необычайно тихим и кротким характером и любовью к безмолвию. Однажды свт. Алексий, митр. Московский, обратился к прп. Сергию с просьбой благословить прп. Андроника основать новый монастырь вблизи Москвы. Свт. Алексий рассказал, что, возвращаясь из Константинополя, он едва не погиб, когда корабль попал в бурю на Черном море. В момент крайней опасности святитель дал обет - основать храм в честь того святого или праздника, в день памяти которого они пристанут к берегу. Вскоре буря успокоилась. 16 августа, в день чествования Нерукотворного образа Спасителя, корабль благополучно достиг суши. Место для храма и новой обители свт. Алексий выбрал на высоком берегу р. Яузы. Прп. Сергий с радостью благословил своего ученика на святое дело. После воздвижения Спасского собора св. Сергий посетил прп. Андроника и похвалил строительство. Около 1360 прп. Андроник был назначен игуменом созданного им Спасского монастыря. В 1395 прп. Андроник отошел ко Господу. В этот день вместе с ним прославляются его преемники: прпп. Савва и Александр, а также великие русские иконописцы - Даниил Черный и Андрей Рублев, в свое время подвизавшиеся в Спасской обители. Память прп. Андронику отмечается 13/26 июня.
АНДРОНИК ПАННОНИЙСКИЙ, апостол от 70-ти (I в.), особенно близок славянам, так как он был епископом и первым благовестником веры Христовой в Паннонии, где позже они расселились. Недаром к ап. Андронику с таким вниманием отнесся прп. Нестор Летописец в своей "Повести временних лет". Ап. Андроник и его верная помощница в деле проповедования веры Христовой св. Юния были родственниками святого первоверховного an. Павла. Он пишет даже в своем "Послании к римлянам", что свв. Андроник и Юния прежде него еще уверовали во Христа (16: 7). Святые проповедовали и в других землях. Всюду, где они проходили, закрывались капища и создавались христианские храмы утверждалась спасительная вера. Неизвестно при каких обстоятельствах, но, согласно преданию, свв. Андроник и Юния мученически окончили свою жизнь. Мощи их в V в. были обретены в предместье Константинополя. Память ап. Андронику отмечается 17/30 мая, 4/17 января и 30 июля/12 августа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Книги похожие на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Отзывы читателей о книге "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)", комментарии и мнения людей о произведении.