Лев Вирин - Солдат удачи. Исторические повести
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Солдат удачи. Исторические повести"
Описание и краткое содержание "Солдат удачи. Исторические повести" читать бесплатно онлайн.
…
—Объясни, отец Анфим, с чего Волоцкий игумен столь яро ввязался в сие дело?
Монах, прищурясь, посмотрел на Ондрея:
— То дело не простое. Государь ладит в Державе постоянное войско устроить.
—Слышал. Городовых казаков назначает.
— Верно. А ещё нужно конное войско, а воев кормить, одевать и обувать надо.
— А игумен-то причём? В ум не возьму.
— Назначает государь воинам поместья за службу верную, дабы помещики всегда были к рати готовы, конно и оружно. А где взять поместья для них? Почитай треть земли Русской монастырям принадлежит. Недавно Великий государь уже вопрошал высших архиреев Русской Церкви: подобает ли мнихам столь великие богатства собирать? Упёрлись архиепископы, не хотят богатства отдавать.
Средь нас, монахов, тоже рознь пошла. Преподобный Нил Сор- ский и другие старцы заволжские пишут, что монах, Господу нашему Иисусу подражающий, не должен земных богатств стяжать — токмо небесные. А отец Иосиф Волоцкий стеной стоит за владения монастырские. Дескать, из чего же монастыри будут нищих и убогих кормить и привечать, ежели их деревеньки на государя отпишут.
— А что же государь?
— Великий князь осторожен, с церковью ссориться не хочет. Да он свое возьмёт, не мытьём так катаньем.
—Тогда зачем игумен Иосиф на моего хозяина обрушился? Он ведь к сему спору не причастен.
— При дворе государя тож раскол. Дьяк Курицын да княгиня Елена Стефановна нестяжателей поддерживают. А царица держит сторону Иосифа. К сему случаю, она его и вспомнила. Ежели Волоцкий игумен разъярится, его не остановишь. Он и государя не боится.
— Так ведь попусту он на моего-то обрушился! Тому до церковных споров и дела нет. Купец он купец и есть. А слова насчёт унии не мой- то говорил, а венецианец Антоний. Да Иван Рало толмачил да врал, я сам слышал.
— Затем он и врал, чтоб твово господина под гнев государев подвести. Да что ж теперь-то... Кулаками махать после драки поздно...
— Помоги за ради Бога, отец Анфим! Невинный человек в железа попал. Да и в Кафе вся моя семья в беде. Посоветуй, как сию беду избыть?
Монах задумался, поглаживая русую бородку:
— Не просто. Повторить-то точно, что на том пиру было сказано, можешь? Слово в слово!
Ондрей повторил весь разговор.
—Ни слова не солгал? Клянись на Евангелии! — спросил старец.
Ондрей положил руку на Евангелие:
— Клянусь Богом и душой своей: ни слова не изменил, ни убавил, ни прибавил.
— Верю. Теперь как сделать, чтоб государь поверил? Он гневен нынче, лучше выждать. Вот ежели на Рождество наш игумен попеча- луется, да хорошо бы епископа Прохора уговорить.
— А ведь преосвященный Прохор — наш епископ, Сарайско-По- донский! У меня к нему и прошение есть от кафинского Русского братства.
— У вас там и своё братство есть? Может, и церква своя?
—Церква-то чужая. Пока жив был отец Иларион, он у греков служил в Константино-Еленинской. Да вот беда, помер. Приход без попа остался. Мне и поручили: поклониться епископу Прохору, вымолить у него священника для Кафы. Мы хучь и под басурманами живём, а веры православной не бросили.
— Добро. Такая просьба Преосвященному по душе придётся. Тогда и уговорить его будет полегче. Государь-то грозен. Печаловаться перед ним за кого страшненько. Может и разгневаться на печальника- то. Вот Митрополит Зосима попросил намедни за князя Андрея, а царь разгневался, и ответил грозно: «Молчи, святой отец! Сие дело государственное. Ты в него не вступай». Так тот от страха аж побелел весь.
— А у меня и поминки есть для преосвященного Прохора. Покойный отец Иларион оставил книги греческие, труды святых отцов Василия Великого и Исаака Сирина. Может быть, ему они и глянутся?
— Удачлив ты, дьякон. Как раз сейчас и Митрополит, и епископ Прохор зело озабочены скудостью добрых книг богословских на Руси. В наших-то слишком много ошибок от невежественных переписчиков и дурных толмачей. Твоим книгам сейчас цены нет. Добро! Ежели за твого фрязина заступятся наш игумен, епископ Прохор, да, может, и Митрополит словечко замолвит, государь, даст Бог, и сменит гнев на милость. Да ты где живёшь сейчас и чем занят?
— У воеводы Образца в доме.
—Негоже сие. Нынче о тебе не вспомнили, а завтра кто и донесёт. Попадёшь и ты в железа. Писать-то научен?
—Отец Иларион научил.
Иеромонах достал листок неровной бумаги, поставил на стол медную чернильницу с вороньим пером.
—Ну-ка, напиши что-нибудь.
Ондрей написал: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
—Смотри-ка! Да ты писец отличнейший! Зело красно пишешь. И языки знаешь?
—Фряжский. Татарский, конешно. Греческий. Немного армянский.
— Дело. Сиди да жди. А я пойду к отцу игумену. Что он скажет.
Скоро отец Анфим вернулся, радостный:
—Пошли! Отец Митрофаний хочет тебя видеть. Ты поклонись ему пониже да отвечай, не таясь, всё как на духу.
***Архимандрит сидел в келье возле побелённой печки. Ондрей поклонился земным поклоном, встал у двери.
—Садись, дьякон, — сказал отец Митрофаний, указав на скамью возле стола. — Ты из Кафы? Анфим сказал, что там у вас Русское братство есть. Расскажи.
Ондрей рассказал об их житье в Кафе и о братстве, что собрал отец Иларион.
— Откуда он взялся? Иеромонах Печерский? Эвона! Святой да вельми учёный человек был у вас попом. Слава об отце Иларионе из Печерского монастыря далеко идёт. Да мы-то думали, погиб он в татарский набег с другими иноками. Добрый учитель был у тебя, дьякон. Говоришь, книги от него остались? Где они? У тебя? Так что ж ты сидишь как пень, тащи их сюда поскорее!
Когда Ондрей вернулся с книгами, в келье, рядом с архимандритом, сидел седобородый монах в камилавке. На груди его тускло блеснула панагия.
«Икона на груди — знак епископа. Преосвященный Прохор!» — догадался Ондрей.
— Ну что ж, отрок, принёс книги? — спросил Преосвященный строго.
—Принёс, — Ондрей развернул тряпицу и выложил на стол два больших фолианта в кожаных переплётах.
Епископ бережно взял верхний, пододвинул поближе свечку, раскрыл книгу.
—«Послания преподобного отца нашего Василия Великого», — медленно прочёл Преосвященный, переводя заголовок на русский. — Так. А в этой что?, — епископ раскрыл вторую книгу: «Слово и правило монашеской жизни» преподобного Исаака Сирина. Слышал я, что отец Иларион принёс с Афона сии святые книги, да в руках не держал, а ныне сподобился. Слава Иисусу и Пресвятой Богородице. Ты, дьякон, говорят, греческие книги читать можешь? Ну-ка, прочти!
Он развернул том Исаака Сирина на середине и протянул Ондрею.
—Да я, преподобный отче, худый да младый, за святую книгу и взяться робею.
—Ничо! Попробуй! Мы посмотрим.
Ондрей перевёл первые фразы: «А иноку поперед всего подобает смирение перед Господом и людьми. И труды инока — пост и молитва».
—Гляди-ка, отец Митрофаний, — сказал епископ, — Господь в премудрости своей ко времени послал нам сего отрока и книги святых отцов! Пущай он с завтрашнего дня и садится толмачить, не отлагая! А жить тебе, дьякон, здесь, в монастыре, под надзором архимандрита и отца Анфима. Может, постричь его в монахи? Благое дело.
—Никак нельзя, ваше Преосвященство. Женат он. А жена его в Кафе осталась заложницей за жизнь и здоровье того глупого фрязина, на коего государь давеча опалу положил, — сказал архимандрит.
— Слышал я. Чего дурачина в церковные дела полез? Не смыслит ведь ни аза.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Солдат удачи. Исторические повести"
Книги похожие на "Солдат удачи. Исторические повести" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Вирин - Солдат удачи. Исторические повести"
Отзывы читателей о книге "Солдат удачи. Исторические повести", комментарии и мнения людей о произведении.