» » » » Коллектив авторов - Казачий Дон: Пять веков воинской славы


Авторские права

Коллектив авторов - Казачий Дон: Пять веков воинской славы

Здесь можно купить и скачать "Коллектив авторов - Казачий Дон: Пять веков воинской славы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Коллектив авторов - Казачий Дон: Пять веков воинской славы
Рейтинг:
Название:
Казачий Дон: Пять веков воинской славы
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Казачий Дон: Пять веков воинской славы"

Описание и краткое содержание "Казачий Дон: Пять веков воинской славы" читать бесплатно онлайн.



Они признаны лучшей легкой конницей в мире. На протяжении четырех столетий они участвовали во всех войнах России. Они защищали рубежи Отечества, присоединяли и осваивали новые земли. Славная и трагическая история Донского казачества неразрывно связана с судьбой Российского государства.

Эта фундаментальная работа, энциклопедическая по глубине и охвату материала, прослеживает многовековую историю Донского казачества от зарождения сословия до наших дней, подробно освещая все войны, в которых участвовали казаки, их уникальный уклад жизни и традиции самоуправления, их прошлое, настоящее и будущее.

«Возрождение Великой и Единой России, как свершившийся факт, не могло бы состояться без возрождения казачества. Казаки были и остались верными сынами Отечества. Как наиболее активная, пассионарная часть народа, казачество всегда расширяло и закрепляло границы государства, служило им надежным щитом. Исторический опыт казачества – это опыт беззаветного служения Родине…»






Нетрудно заметить, что описанные ритуалы вбирают в себя элементы некогда существовавших самостоятельно обрядов (например, в XVIII в. особо отмечался переход казака в другую возрастную группу).

Общинный характер имело у казаков и поминовение предков. О пении стариками «на голубцах богатырских песен» во время обряда поминовения упоминает В.Д. Сухоруков. Приведенные им поэтические тексты четырех песен, по-видимому, являются вставками из современного ему репертуара (начала XIX века): «На заре то было на зорюшке» (пуля убила доброго молодца); «Не травушка, не ковылушка»; «Ты кормилец наш, Дон Иванович»; «Не великий там огонюшек горит / То-то во поле кипарисный гроб стоит» (конь у гроба хозяина). Е.Н. Кательников приводит также обычный припев богатырских песен: «Да вздунай-най дунана вздунай дунай». Эти песни фиксировались и в наши дни, а упомянутый припев характерен для терских и некрасовских былинных песен.

А.И. Ригельман оставил свидетельское описание наблюдавшихся им воинских поминальных обрядов на Монастырском урочище, совпадающее в деталях с более поздними публикациями в донской периодике (станицы Митякинская, Раздорская) и нашими полевыми записями (станица Усть-Быстрянская): «…Всякий год на оном кладбище в субботу сырной недели поминовение по убитым делают, куда почти все, исключая самых старых и малых, выезжают и по отслужении над оными усопшими панихиды ездят и поют, поют (выделено мною. – Т.Р .) и потом бегают и скачут на конях и делают из того для экзерции своей настоящее рыстание, в который случай и не без убийства нечаянного от скачек тех бывает».

Поминальные дни, установленные церковью (в том числе Вселенские родительские субботы – мясопустная, Троицкая) отмечались не только посещением кладбищ, но и раздачей милостыни, приготовлением поминальной пищи (пышки с медом, пирожки). Вспоминая умершего родственника, женщины должны «причитать». Импровизируемые тексты, в которых использовались традиционные поэтические образы (разрушенное или оставленное гнездо, повалившаяся стена, одинокая былинка в поле и др.), облекались в форму жалобных речитаций (приговариваний). Причитания были обязательными и для погребения. Ими умершего провожали в последний путь.

В погребальных обрядах особая роль отводилась коню, сопровождавшему хозяина. Отголоском существовавшего в древности обычая погребения всадника с конем можно считать опускание в могилу подковы. Как и в современных воинских ритуалах погребения над могилой звучали залпы ружейных выстрелов.

Жизнь воина-казака сопровождалась многими действиями, установленными традицией. В XIX в. продолжают существовать и видоизменяться казачьи обычаи, связанные с воинской службой. Происходит своеобразное перераспределение ролей в отношениях общины и семьи, приводящее к возрастанию роли последней.

Широко распространяются земледельческие обряды, отражающие изменения в хозяйственном укладе, зависимость материального благополучия от производства на земле. В них постепенно инициатива переходит от мужских ватаг, во главе с атаманом обходивших со знаменами дворы и устраивавших военные состязания (скачки, стрельбу на скаку по мишеням, борьбу), к сельской соседской общине и совместным с женщинами действиям.

Жилища и усадьбы донских казаков

Жилища разных народов, несмотря на большое разнообразие, сводимы к ограниченному числу типов. Жилые постройки подразделяются по признакам вертикального и горизонтального развития, планировки, соотношения и связи построек, входящих в комплекс жилища.

К постройкам донских казаков М.А. Рыблова применила систематизацию, основанную на трех признаках: формы жилища (круглой, квадратной, прямоугольной), наличия или отсутствия вспомогательных помещений и структуры (способа организации пространства основного помещения).

В соответствии с этими признаками ею выделено 10 групп построек, сводимых к квадратным, генетически восходящим к круглым (однокамерным с очагом в центре – шиш ) и прямоугольным.

При укрупнении и перегруппировке к первому виду относимы квадратные однокамерные с очагом в центре – курень, землянка ; то же с пристроенным вспомогательным помещением – курень с чуланом . Этот последний более поздний вид, преобразованный за счет перегородок (которые могли быть и капитальными) и перемещения печи, называется круглым домом .

Прямоугольные однокамерные с «диагональной» структурой получили название хата, хижка; аналогичной структуры с пристроенным вспомогательным помещением – хата или изба с чуланом . В случае, если вспомогательное помещение связано с жилым. то его называли протяжной или связевой хатой .

Прямоугольные жилища (диагональной структуры) с пристроенными помещениями преобразовывались за счет стены ( пятистенок ) или перегородок ( флигель ).

Различные виды жилых построек имеют у казаков свои названия: землянка, фигалёк, хлигель, фигель (флигель), куре́нь (также ку́рень ), дом, пятистенок, хата . Преимущественно в верховых донских округах распространены наименования изба, связь, протяжная/связевая хата, хижина, хижка .

Однако специфическим для казаков можно считать использование военного термина курень (построения войска в конфигурации круга) в отношении жилища. Местным, по-видимому, является и наименование двухэтажного дома вавилоны.

Жилые деревянные дома на сваях или каменном цоколе – «подклети» (каменные низы и срубные верхи), а также целиком каменные, по сведениям историков, появляются на Дону в конце XVII–XVIII вв. Нижний этаж («амшеник») использовался для подсобных помещений. Снаружи в дом вела высокая лестница, переходящая в «галдерею» (закрытый со всех сторон балкон). Как отмечал В.Д. Сухоруков, «и архитектура, и украшения… имеют какое-то странное смешение азиатских форм с древним русским вкусом». По его же сведениям, в 20-х гг. XIX в. из 924 домов станицы Старочеркасской 100 были каменными.

В Черкасске осталось несколько каменных жилых зданий XVIII столетия. Одно из наиболее интересных – дом Жученковых. Он напоминает нам своеобразную крепость: толстые старые стены, узкие, скошенные внутрь окна нижнего этажа, защищенные коваными решетками. В доме находилась голландская печь, украшенная цветными изразцами.

«Классический» казачий курень представляет собой квадратный в плане дом на подклети (с каменным цоколем), на сваях (сравнительно редко) или «низами» и деревянными «верхами», перекрытыми четырехскатной (шатровой кровлей). По данным А.Г. Лазарева, «низы» углублены в грунт (до 1 м), а внешняя наземная их стена с двумя-четырьмя проемами достигает 1,5–2 м в высоту. Перекрывались они балками, выступающими до 1 м, чтобы можно было устроить обходную галерею или веранду.

Для возведения «верхов», как правило, использовался расщепленный пополам круглый лес – дуб, сосна, реже привозная лиственница. Внутренняя отделка выполнялась сосновыми досками, внешняя – ольховыми. Высота стен в целом составляла около 3 м. Очаг чаще располагался в центре дома, разделенного стенами «накрест». Комнаты сообщались по кругу.

По фасаду устраивались не менее трех окон и парадное крыльцо с дверью. На одном из торцевых смежных главных фасадов находилось рабочее крыльцо. Окна были как минимум на трех стенах дома.

Четырехскатная крыша делалась чаще без слуховых окон. Для освещения и проветривания чердачного пространства в карнизе устраивались световые проемы и вентиляционные отверстия. На чердаке сушили и хранили плоды, травы, рыбу и другие припасы. До середины XIX в. кровля покрывалась тростником (камышом, чаканом) или осиновым тесом. Во второй половине века – кровельным стальным листом, что было доступно зажиточным казакам.

Конструкция элементов жилищ была такова, что позволяла разбирать их и переносить на другое место, что часто использовалось казаками при перенесении станицы или хутора на новое место. В начале 50-х гг. XX в. при создании Цимлянского водохранилища значительная часть традиционных жилищ была перемещена из зоны затопления на другие места.

Карнизы, оконные проемы, крыльцо украшались пропильной резьбой. Ее выполняли плотники из средней полосы России и Украины. Элементами орнамента служили, по определению А.Г. Лазарева, лист плюща, «барашек» (комбинация зубцов и дужек), рога (горизонтально расположенная греческая акколада), «виноградная лоза», ромб, треугольник или наконечник стрелы, прямой и косой крест, стрела. На рубеже XIX–XX вв. орнаментальные ряды увенчиваются симметрично расположенными изображениями птиц, рыб (осетров). Углы дома «защищали» стилизованные солярные знаки и «громовые» стрелы.

Вариации этого основного типа жилища связаны либо с преобразованием низов в полноценный жилой этаж (двухэтажные дома с верхом и низом), либо с превращением галереи в простую веранду, опирающуюся на вертикальные стойки. Веранда в отличие от обходной галереи чаще была односторонней.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Казачий Дон: Пять веков воинской славы"

Книги похожие на "Казачий Дон: Пять веков воинской славы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Коллектив авторов - Казачий Дон: Пять веков воинской славы"

Отзывы читателей о книге "Казачий Дон: Пять веков воинской славы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.