» » » » Валерий Савченко - Начала современного естествознания: концепции и принципы


Авторские права

Валерий Савченко - Начала современного естествознания: концепции и принципы

Здесь можно скачать бесплатно "Валерий Савченко - Начала современного естествознания: концепции и принципы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство «Феникс», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Савченко - Начала современного естествознания: концепции и принципы
Рейтинг:
Название:
Начала современного естествознания: концепции и принципы
Издательство:
«Феникс»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5-222-09157-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Начала современного естествознания: концепции и принципы"

Описание и краткое содержание "Начала современного естествознания: концепции и принципы" читать бесплатно онлайн.



В данном пособии самым подробным образом рассмотрены основные естественноисторические этапы становления и развития науки, вопросы философии науки и естествознания, фундаментальные концепции, принципы и положения классического механистического и термодинамического, неклассического полевого и квантово-полевого и постнеклассического эволюционно-синергетического и диссипативно-структурного естествознания. Рассмотрены вопросы связи математики и отражаемой ей естественнонаучной реальности мира. В конце каждой главы и некоторых наиболее сложных параграфов даны резюме, предложены вопросы для обсуждения. Дано около 400 тем рефератов и свыше 400 тестовых вопросов для контроля усвоения и аттестации теоретического материала пособия.

Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения гуманитарных и социально-экономических специальностей вузов, а также для обучающихся по дистанционным технологиям. Пособие может быть полезно преподавателям данной учебной дисциплины и широкому кругу лиц других специальностей и профессий, в том числе, студентам естественнонаучных и инженерно-технических специальностей, всем, интересующимся вопросами истории, становления и развития классического, неклассического и постнеклассическтого естествознания, а также проблемами естествознания новейшего времени и его ролью в развитии науки и культуры.






Завершение замысленного в античности проекта измерения Вселенной и сведения физики и значительной части естествознания к чистой математике подводит к мысли, что три главнейших принципа — натурализм, эмпиризм и рационализм, на которые опиралось естествознание, необходимо дополнить идеей эпистимологического финализма. Согласно этому подходу наши представления об окружающем мире достигли такой стадии, когда дальнейшее увеличение массива знаний уже не способно изменить фундаментальных принципов, лежащих в основании естествознания, когда процесс конструирования и формирования «скелета» научных знаний практически завершен. Так, экспериментально не воспроизводимы процессы образования дейтрона из протона и нейтрона, процесс абиотического возникновения жизни, антропогенез и т. д. В физике микромира не зарегистрированы свободные кварки. Навсегда ненаблюдаемым останется «большой взрыв», положивший начало Вселенной. Наука, таким образом, все больше начинает выходить за пределы своих методологических рамок, которые предписывают ей находиться в области, допускающей прямую верификацию гипотез и запрещающие включать в свое пространство положения, основанные лишь на вере или на убеждении.

Процесс эпистимологического финализма вышел за рамки физики и ее приложений и стал характерным явлением современной науки. Химия, как фундаментальная наука, занятая поиском неизменных структур и отношений, лежащих в основе мироздания, закончилась с открытием периодического закона для элементов, созданием соответствующей ему таблицы Менделеева и построением квантовой теории химических связей Лайнуса Полинга. Биология обрела практическую завершенность после построения Дж. Уотсоном и Ф. Криком модели молекулы ДНК и расшифровок генетического кода А. Гамовым и интернациональной группой ученых генома, в том числе, генома человека.

Оптимизм же многих ученых по поводу успехов науки в связи с завершением фактически античной программы Пифагора-Платона-Аристотеля-Бэкона опровергается рядом неустранимых пока обстоятельств (вскрытых самой наукой), которые могут свидетельствовать и о закате науки. Ее математический фундамент, а именно, аксиоматический метод, опирающийся, казалось бы, на незыблемые и абсолютные истины, бывшими такими до работы Геделя, оказался опровергнутым, что разрушило единство математики. Канул в Лету также идеальный мир вечных и неизменных сущностей Платона. Катастрофическое размножение логик породило проблему выбора адекватных для определенных уровней организации материи логических систем и их согласования. Космология и физика высоких энергий (физика элементарных частиц) определенно вышли за границы, предписанные им экспериментом и критериям научности, приобретя черты схоластики и философских спекуляций, в худшем их смысле.

Становится понятным, что наука приблизилась в наше время к точке своей первой по настоящему парадигмаль-ной бифуркации, к точке коренной ломки научного мировоззрения, и скоро нас ожидает новый ее путь. Новые научные положения и новая парадигма, скорее всего, могут быть почерпнуты, во-первых, из глубин метагалактики и изучающей ее астрофизики, столкнувшейся с проблемой темной материи и темной энергии, во-вторых, из глубин наук о сознании (прежде всего из трансперсональной психологии в концепциях Карла Юнга, Альфреда Адлера, Кена Уилбера, Вильгельма Райха, Отто Ранка, Станислава Грофа и др.), и, в-третьих, по нашему убеждению, из забытой в советское время и недооцененной по достоинству еще и сейчас философии русского космизма Н. Федорова, Вл. Соловьева, П. Флоренского, К. Циолковского, В. Вернадского, позволяющих на общей научной, методологической и философской базе связать воедино макро- и микрокосмы (Вселенную, сознание и человека).

РАЗДЕЛ II

Список тем рефератов Темы рефератов «Образы природы античного, раннего (средневековья и эпохи Возрождения) и классического (эпохи Нового времени) естествознания» (1 семестр)

1. Образы природных стихий и космогонических идей в древнеиндийских ведах и упанишадах.

2. Древнекитайское естествознание и даосизм.

3. Милетская (ионийская) школа древнегреческой натурфилософии.

4. Элейская школа природы и логики в древнегреческой натурфилософии.

5. Апории Зенона и проблемы движения и пространства.

6. Пифагорийская школа гармонии, меры и числа.

7. Афинская школа атомизма, космогонии и космологии.

8. Аттическая школа и учение Платона.

9. Аттическая школа и естественнонаучные идеи Аристотеля.

10. Архимед как физик и математик.

11. Физические основания «Начал» Евклида.

12. Космологические воззрения древних египтян и греков (дохристианское время).

13. Космология Птолемея и «Альмагест».

14. Античные воззрения на органический (биологический) мир.

15. Аристотель как биолог и систематик органического мира.

16. Начала медико-биологических знаний (Гиппократ и Гален).

17. Эмпиризм и энциклопедизм школы перипатетиков (последователей Аристотеля).

18. Космогония Эпикура в поэме Лукреция «О природе вещей».

19. Понятие времени в античном естествознании эллинов.

20. Ибн-Сина (Авиценна), ал-Бируни и естествознание арабского средневековья.

21. Ибн-Сина (Авиценна) и медицина средневековья.

22. Учение о времени в средние века (Августин, арабский Восток, схоласты, Оккам).

23. Основные цели и проблемы алхимии.

24. Идеи Гроссетеста, Роджера Бэкона и Брадвердина в естествознании позднего средневековья.

25. Гелиоцентрическая космология Николая Коперника.

26. Тихо Браге, Иоганн Кеплер и движение планет.

27. Аристарх, Гиппарх, Аристотель, Птолемей, Коперник, Бруно о движении Земли и Солнца.

28. Энциклопедическая «Естественная история» Плиния Старшего.

29. Идеи о методе Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта й начало классической науки.

30. Физические открытия Галилея.

31. Место физики (натуральной философии) Ньютона в классической науке.

32. «Математические начала натуральной философии» Ньютона как продолжение «Начал» Евклида.

33. Физические идеи мыслителя Ренессанса Николая Кузанского.

34. Естественнонаучные взгляды на мир Леонардо да Винчи.

35. Роберт Бойль и начало химии элементов.

36. Движение и однородное пространство Галилея, Декарта и Ньютона.

37. Становление классической концепции времени в XVI–XVII веках (Ф. Бэкон, Галилей, Кеплер, Декарт, Спиноза, Гоббс, Локк).

38. Концепция классического времени Ньютона.

39. Дискуссия о классическом времени в трудах Лейбница, Эйлера, Бошковича, Юма, Канта.

40. Небулярная гипотеза Канта и космогония Лапласа.

41. Натурфилософские и физические образы Лейбница.

42. Механицизм и картезианская физика.

43. Природа тяготения по Ньютону и его космология.

44. Корпускулярная концепция света Ньютона.

45. Возникновение и становление лапласовского детерминизма (причинно-следственных связей физических явлений).

46. Концепции времени в классической немецкой философии и естествознании XVIII–XIX веков (Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах).

47. Электричество и магнетизм от античности до Гильберта, Кулона, Эрстеда и Ома.

48. Волновые концепции света Юнга и Френеля.

49. Механика явлений в изложении Эйлера и Лагранжа.

50. Концепция теплоты по Карно, Джоулю и Майеру.

51. Основные положения механистической картины мира.

52. Джон Локк и создание критического эмпиризма.

53. Идеи Дидро об объяснении природы.

54. Атомизм Гассенди в работе «Физика, или Учение о природе».

55. От трансформизма Ж. Бюффона к единству живой природы Ж. Сент-Илера.

56. Классификация растений и животных Карла Линнея.

57. От концепций трансформации биологических видов к идее эволюции на рубеже XVIII–XIX вв.

58. Ламарк, эволюция видов и ламаркизм.

59. Концепция катастрофизма Кювье в развитии биологических видов.

60. Биологический униформизм и актуалистический метод Ч. Лайеля.

61. Эволюционное учение Дарвина и его основополагающие принципы.

62. Филогенез Геккеля и становление эволюционной биологии в XIX веке.

63. Возникновение и становление учения о наследственности (генетике в XIX веке.

64. Клеточные теории Шлейдена-Шванна и Вирхова.

65. Лавуазье и Бертолле — родоначальники научной химии XVIII столетия.

66. Установление основных законов химии Дальтоном, Авогадро и Берцеллиусом.

67. «Трактат о свете» Гюйгенса.

68. Создание первых источников электричества Франклином, Гальвани и Вольту.

69. Физические идеи Ломоносова.

70. Становление идеи об электромагнитном поле из опытов Фарадея.

71. Системный метод и таблица элементов Менделеева.

72. Больцман и его молекулярно-кинетические идеи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Начала современного естествознания: концепции и принципы"

Книги похожие на "Начала современного естествознания: концепции и принципы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Савченко

Валерий Савченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Савченко - Начала современного естествознания: концепции и принципы"

Отзывы читателей о книге "Начала современного естествознания: концепции и принципы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.