» » » » Алексей Шишов - Русские князья


Авторские права

Алексей Шишов - Русские князья

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Шишов - Русские князья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Феникс, год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Шишов - Русские князья
Рейтинг:
Название:
Русские князья
Издательство:
Феникс
Год:
1999
ISBN:
5-222-00778-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русские князья"

Описание и краткое содержание "Русские князья" читать бесплатно онлайн.



Герои этой замечательной книги — великие русские князья, на века прославившие отечественную историю своими делами. Они строили города, вели нескончаемые войны с врагами земли Русской, защищая ее рубежи. Они накапливали силы против Золотой Орды, заботились о будущем России.

Автор книги — известный военный историк, писатель А. Шишов.

Книга рассчитана на широкий круг читателей и, нет сомнения, доставит им огромное удовольствие от прикосновения к незабываемым страницам Русской истории.






Произошли серьезные изменения в правящем классе страны. Появляется многочисленное дворянство — служилые люди. Они являлись надежной опорой великого князя в его борьбе с боярством, поскольку получали за ратную службу небольшие земельные наделы с крестьянскими дворами. Поэтому дворянство было прямо заинтересовано в сильной великокняжеской власти.

Теперь основу русского войска составляли не княжеские и боярские дружины, а дворянское конное ополчение. Чтобы увеличить военную силу государства, Иван III широко проводил политику наделения дворян поместьями на вновь присоединенных землях, как это было, например, на Новгородщине.

Территория Русского государства административно делилась на уезды, границы которых восходили к рубежам бывших удельных княжеств, а уезды — на станы и волости. Правили в уездах великокняжеские наместники, в станах и волостях — волостели. Эти территории давались им в «кормление» — то есть они содержались за счет местного населения. В их законное вознаграждение шли судебные пошлины и часть собираемых налогов — «кормленичий доход».

Устанавливается новый законодательный порядок, для чего проводится судебная реформа. В 1497 году обнародуется Судебник — специальный законодательный сборник, что стало большим событием в Великом княжестве Московском.

При Иване III Васильевиче высшей судебной инстанцией был суд великого князя и его детей. Существовали суды бояр и окольничих, наместников и волостелей. По Судебнику, свидетели обязательно должны были быть очевидцами событий. В Судебнике сохранились и некоторые нормы старого права. Так, жалобщики могли решить судебный спор поединком на дубинах. В таком случае судьи должны были наблюдать, чтобы один противник не убил другого. Старики, женщины, дети и увечные могли выставить вместо себя наемного бойца. Победитель такого поединка признавался выигравшим судебную тяжбу.

Великий князь Иван III Васильевич провел реформу календаря. Он стал более пригоден для исчисления государственных доходов, поскольку урожай собирался к 1 сентября. В этот день теперь стали отмечать Новый год, а не 1 марта, как было до 1492 года.

Много внимания великий московский князь уделял религиозным сторонам жизни государства, прежде всего «чистоте» православного вероисповедания. Религия оставалась надежной опорой великокняжеской власти. Отношения Ивана III с Русской Православной Церковью всегда были далеко не простыми. В церковных делах его — как государя всея Руси — заботили развернувшаяся антицерковная и внутрицерковная борьба и проблемы монастырского землевладения, становившегося из года в год все более значительным. Монастырское крестьянство налогов государству не платило.

Одним из самых опасных для монолитности православия религиозных течений стал иудаизм, который в 1471 году появился в Новгороде, а оттуда проник в Москву. По свидетельству церковных летописцев, его первым проповедником стал некто Захария, приехавший в Новгород в свите литовского православного князя Михаила Олельковича, которого новгородцы пригласили на княжение. Это течение представляло собой смесь иудаизма с христианством. Его сторонники ставили Ветхий Завет выше Нового Завета, отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, отрицали божественность Иисуса Христа.

Великий московский князь в 1504 году созвал церковный Собор, который принял решение о беспощадном искоренении этого течения в христианской религии. Многие московские и новгородские его сторонники были публично сожжены в деревянных клетях, других отправили в ссылку, лишая имущества. До этих событий вынудили отречься от митрополии сторонника течения митрополита Зосиму.

Затем среди православного духовенства началась полемика между двумя идейными течениями — нестяжателями и иосифлянами. Во главе первого встал ученый монах Нил Сорский с группой так называемых заволжских старцев. Они проповедовали аскетический образ жизни, отрицали право монастырей на душевладение и считали, что церковь и монастыри должны владеть землей только для того, чтобы на ней работали не крестьяне, а монахи.

Другая группировка отстаивала церковное стяжание и торгово-предпринимательскую деятельность духовенства, прежде всего монастырей. Возглавлял это направление Иосиф Волоцкий. Иосифляне настаивали на том, что все земли церкви и ее имущество принадлежат Богу и только ему.

Иван III Васильевич, обеспокоенный тем, что все больше и больше земель с крестьянами отходит к монастырям, запретил в ряде областей передачу земли за помин души. Однако попытка великого князя на церковном Соборе 1504 года решить вопрос о ликвидации монастырского землепользования встретила решительное противодействие со стороны высшего духовенства. Пришлось отступить. Иван Васильевич же рассчитывал наделить служилых дворян, основу своего войска, землей, конфискованной у монастырей.

Великий князь Московский Иван III принадлежал к числу тех русских государей, которые усиленно занимались градостроительством. Или, как тогда говорили, каменным зодчеством. На это он тратил немалую часть московской казны. В Кремле псковские зодчие возводят церковь Благовещения, поражавшую иноземцев красотой. Строится один из крупнейших на Руси монастырей — Ферапонтов Рождественский.

По указанию великого князя приглашаются иностранцы-градостроители. В 1485–1499 годах итальянские мастера Аристотель Фиораванти, Антон Фрязин, Марко, Пьетро Солари и Алевиз Фрязин возводят каменные стены и башни Московского Кремля. В тот же период архитекторы Марко и Солари строят в Кремле Грановитую палату. Петр Фрязин в Нижнем Новгороде возвел каменную крепость — кремль.

Великий московский князь Иван III Васильевич прекрасно понимал, что дальнейшее развитие Русского государства немыслимо без общения с Европой. Он первый среди московских государей начал вести активную дипломатическую деятельность. В 1474 году он отправил в Венецию посольство боярина Семена Толбузина с поручением пригласить в Москву зодчих, пушкарей, оружейников, литейщиков, чеканщиков, каменщиков, рудокопов, резчиков и врачей. Они передавали русским умельцам знания и навыки в строительстве каменных укреплений, горном деле, чеканке монет, производстве огнестрельного оружия.

Для усиления русского войска Иван III приглашал на службу немцев и литовцев, знакомых с «правильным иноземным строем» пехоты и конницы, с применением артиллерии. Хотя пушкарское дело на Руси отличалось очень высоким профессиональным уровнем, в чем не раз убеждались иноземцы.

Иван III Васильевич обосновал ту внешнеполитическую линию Русского государства, которой придерживались его сын Василий III Иванович и внук Иван IV Васильевич Грозный. Устанавливаются дипломатические отношения с государствами Италии и Германии, Османской империей, Венгрией, Данией.

Европа, зачастую даже и не подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена появлением на своих восточных окраинах сильного и богатого государства, постоянно расширявшего свои пределы на все четыре части света.

Руси по-прежнему угрожала Дикая Степь. После поражения на реке Угре распалась орда хана Ахмата. Вместо нее в Дикой Степи появилась орда «Ахматовых детей». Чтобы успешно бороться с ней, великий князь Иван III Васильевич заключает союзный договор с крымским ханом Менгли-Гиреем, враждовавшим с ахматовцами. Это был результативный дипломатический ход.

Русские рати стали заходить далеко в степь на юге. Наиболее впечатляющим стал военный поход 1491 года, в котором участвовало «рати 60 000» человек. Войском командовали воеводы князья Петр Оболенский и Иван Репня-Оболенский. Этот поход примечателен еще и тем, что в нем участвовала и казанская «помощь» — воинские отряды из бывшего Казанского ханства.

Немецкий посол Сигизмунд Герберштейн с удивлением писал о великом князе Московском: «Лично он только раз присутствовал на войне, именно, когда подверглись захвату княжества Новгородское и Тверское; в другое время он обыкновенно никогда не бывал в сражении и все же всегда одерживал победу, так что великий Стефан, знаменитый палатин Молдавии, часто вспоминал про него на пирах, говоря, что тот, сидя дома и предаваясь сну, умножает свою державу, а он сам, ежедневно сражаясь, едва в состоянии защитить свои границы».

Однако в своих мемуарах о пребывании в Московии Сигизмунд Герберштейн ошибается: Иван III Васильевич гораздо чаще стоял во главе русского войска. И большим достоинством Москвы во время его искусного правления было то, что многие князья-воеводы блистали на поле брани полководческим талантом.

При Иване III великокняжеские воеводы совершили, задолго до легендарного атамана Ермака, поход в Западную Сибирь с целью ее присоединения к Русскому государству. Этот поход возглавили князь Федор Курбский Черный и Иван Салтык-Травин в 1483 году. Поход за Камень — Уральские горы — стал ответной мерой на нападения отрядов вогулов (манси) на русское Приуралье.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русские князья"

Книги похожие на "Русские князья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Шишов

Алексей Шишов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Шишов - Русские князья"

Отзывы читателей о книге "Русские князья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.