Свободин А.П. - Откровения телевидения
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Откровения телевидения"
Описание и краткое содержание "Откровения телевидения" читать бесплатно онлайн.
—
Но в э
том ведь и опасность! Опасность
«выдать» в эфир несделанное!?
— Да, но эскиз не должен быть небрежным. Незаконченное, несделанное вообще нельзя показывать. Играть для каждого отдельно вовсе не значит играть по
-
домашнему — безответственно и не затрачиваясь. Импровизация должна иметь твердую, но очень подвижную основу. Все эти проблемы встали передо мной, когда в 1965 году по инициативе моего друга —
талантливого и опытного телевизионного режиссера Александра Аркадьевича Белинского —я взялся за сложное дело — прочесть по телевидению всего «Евгения Онегина».
Восемь
глав —
восемь передач. На эстраде я «Онегина» не читал, наизусть его не знал. Большая любовь к произведению пришла ко мне как раз в этот год, была для меня новой, волнующей.
Итак, любовь к произведению, довольно хорошее знание биографии, жизни, характера Пушкина и полное незнание текста. Меня взволновало само сочетание Пушкин — телевидение. Оно показалось мне очень органичным. Уже первая строфа романа в стихах идеально выражает интимное, личное обращение к читателю
-
зрителю, настойчивое, доверительное, которое так свойственно маленькому экрану.
«
Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты;
Но так и быть — рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет».
Вот идеальная для меня формулиров
ка
краткого, к чему должен стремиться я, актер, на телевидении, — легкое вдохновение, не обнажение, не катарсис — это прекрасный удел театра, — а легкое, адресованное на ты, вдохновение.
Я сделал попытку передать зрителям свое первое ощущение от романа, а не плод изучения его. Я попытался эскизно сыграть автора, проводя его в восьми главах через восемь лет жизни, реальной, пушкинской
.
Был общий замысел, был замысел оформления и стилистики каждой главы. Я учил текст — главу в три
-
четыре дня, и мы начинали поиски действенного, интонационного, пластического зрительного характера рассказчика. Все остальные характеры были производными от него. После трех глав мы темпа не выдержали и стали показывать по главе в месяц.
Мы намечали в поиске физическое и духовное состояние Пушкина. Герои зависели от этого состояния, были изменчивы от главы к главе. Скажем, 5
-
я глава (именины), ее мы определили как ночь всплеска хмельного воображения, когда Пушкин не успевает за летящими к нему образами и рифмами, когда он сам доволен собой и забывает до утра свое одинокое затворничество.
В этой буйной главе — всех любит и ко всем ироничен. К Ленскому больше всего. 6
-
я глава (смерть Ленского) — фантазия сменилась беспощадной логикой. Жестока мысль, вытекающая из выдуманного сюжета и из невыдуманной жизни самого Пушкина (декабристы уже казнены), — нет души, смерть — просто конец жизни, грань, за которой ничто. Ирония оборачивается трагедией. Размышления отстраняют, отодвигают лирику.
В 5
-
й главе искали рассказа, показа зрителям в гротесковой форме всех персонажей
пародийной передачи девичьего любовного сна с кошмарами, построенного на впечатлениях от русских сказок, темь и свет, много деталей, масса воображаемых предметов, подвижность камер, сверхкрупные и сверхобщие планы. В 6
-
й — ровный свет, реальность и малое количество предметов — стол, стена, бильярд. Средние, длинные планы, сосредоточенность.
Рассказываю я это вот к чему — 5
-
ю и 6
-
ю главы мы сыграли в эфир «живьем», на пленку не сняли. Примерно через полгода я попробовал их читать в концерте. Оказалось, что для эстрады они требуют новой и совсем иной разработки. Когда же я ее
осуществил,
и мы захотели вернуться к съемке, — это сказалось на стиле съемки и других глав. Это был уже другой вид искусства — эстрада. Было слишком разработано, слишком не подчинено камерам и тому единственному разу, который нужен в телевидении, это было не первое впечатление. Поэтому наш «Онегин» при всех грехах и недостатках кажется мне работой телевизионной в настоящем смысле. А гораздо более «сделанная», «чистая» работа — «Граф Нулин» —
представляется простым показом по телевидению эстрадного номера.
— Следовательно, вы настаив
аете на импровизационном методе?
—
Я зам
етил, что все мои любимые теле
спектакли были связаны именно с таким
способом работы,
когда под свет
прожекторов приносишь не готовое, а
только заготовленное. Когда вещь меняется
от камер и еще раз — на самой передаче.
Так было в «Смуглой леди сонетов» Шоу,
поставленной Александром Белинским, где
я играл Шекспира и где я мог наблюдать
идеальную в этом смысле работу
Эмили
Поповой в роли Елизаветы. Наслаждение
было играть с ней, ни разу не забивая гвоздями готовое, сделанное намертво, а спокойно, весело идя от комнатного прогона,
через малое количество трактов прямо к
той единственной встрече со зрителем.
—
А как относится к такому методу постановщик «Кюхли»?
—
Надо сказать, что А. А. Белинский с его
фантазией, громадным профессионализмом, юмором и, главное, умением работать
легко, весело, кажется мне человеком,
знающим настоящий секрет телевидения.
Он владеет талантом именно телевизионной
режиссуры.
Работать на телевидении люблю.
Театр — прекрасен, лучшее, что есть.
Кино — великое искусство. Телевидение — тоже искусство, со своими секретами. Их надо открывать. Будем трудиться, и да сойдет на нас легкое вдохновение!
СЛЕДСТВИЕ ПО ДИЛУ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Т. Марченко
...Если вы включились, пропустив титры, где
-
то уже по ходу передачи, то, пожалуй, не с первой минуты поймете, что же это перед вами. Репортаж с научной конференции за круглым столом? Публичное разбирательство судебного дела? Заседание историков, восстанавливающих по документам цепь событий'' Ничто, на первый взгляд, не выдает театральной природы этого зрелища
.
Но вот мелькнуло знакомое вам лицо одного актера, другого
…
Идет спектакль Ленинградской студии телевидения «Непобежденный узник». Телепьеса основана на документах и построена как следствие и суд — суд наших современников над теми, кто обрек
Н
.
Г
.
Чернышевского на гражданскую казнь и ссылку в Сибирь
.
Посмотреть ее следовало, необходимо было ее посмотреть. Это вовсе не означает, что она непременно понравилась бы всем одинаково. Кому
-
то, быть может, она даже скучноватой показалась бы... И уж, во всяком случае, легкого развлечения она не доставила бы. Постановка требовала от зрителя непрерывного соучастия, напряженного гражданского и нравственного чувства. Оперировала она строгими документами и двигалась не столько сюжетом, который, конечно, сам по себе вызывал интерес, но позицией автора
-
публициста. Так обращаться с материалом возможно было, пожалуй, только на телеэкране, тут уж ни кино, ни театр не смогли бы быть конкурентами
.
Тут телевидение выступило самостоятельным художником, исследователем и
судьей жизни. Случай не частый.
..
...Сверху, точно с птичьего полета, камера снимает большой круглый стол. К столу вплотную придвинуты стулья. Маленькая, тоненькая фигурка обходит вокруг. Против каждого сидения девушка кладет листы бумаги, папки, книги; высокая пачка документов в ее руках постепенно уменьшается, вот легла на стол последняя папка с надписью «Дело №...».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Откровения телевидения"
Книги похожие на "Откровения телевидения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Свободин А.П. - Откровения телевидения"
Отзывы читателей о книге "Откровения телевидения", комментарии и мнения людей о произведении.