Свободин А.П. - Откровения телевидения
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Откровения телевидения"
Описание и краткое содержание "Откровения телевидения" читать бесплатно онлайн.
Кстати, помните в фильме «Мертвый сезон» полутораминутное выступление полковника Абеля? Он ничего не говорит о содержании фильма. Только о том, что такие люди, как Ладейников, у нас есть. Но даже этого достаточно, чтобы события фильма воспринимались, как реальные. Я уверен — хотя мое заявление невозможно аргументировать, — что без выступления Абеля «Мертвый сезон» не произвел бы столь сильного впечатления, что многие его достоинства просто не были бы обнаружены, хотя они и существуют независимо от этого выступления легендарного разведчика.
—
Много ли времени пришлось вам потратить на розыски документов?
—
Надо,
прежде
всего,
сказать, что в основе фильма лежит роман
-
хроника Л. Никулин
а
«Мертвая зыбь». Я как сценарист только шел п
о следам Никулина, углублялся в
материал, изложенный в романе, но нашел его Лев Никулин. Я находил какие
-
то дополнительные факты, сведения, даже людей — живых участников операции. Скажем, в романе нет истории с машиной, на которой Стауниц, Захарченко и Ртищев пытаются бежать к границе. Мне удалось восстановить этот эпизод. Это была машина командующего Белорусским военным округом. Она отвозила на витебский аэродром пропеллер для самолета, на котором летел. Берлин председатель ВЦСПС. Что
-
то там испортилось, самолет сделал вынужденную посадку, и из Минска на машине повезли пропеллер. На обратном пути Захарченко и ее партнеры остановили ее, застрелили шофера, а парнишку
-
помощника заставили вести машину, потому что никто из них не умел с ней обращаться. Но парень оказался смелым человеком, он их повез, потом уловил момент и всадил машину в столб, а сам бросился бежать
.
Они открыли пальбу, ранили его
,
но он все
-
таки убежал
.
Тогда они были вынуждены пешком добираться до границы
.
Возможно, если бы у них была машина, им удал
ось выбраться незамеченными…
Так вот этот парень жив
.
И интервью с ним было даже заснято на пленку
.
К сожалению, съемка оказалась некачественной и не вошла в фильм
.
Поэтому в картине машину ведет Стауниц
…
Копаясь в архивах, получаешь какое
-
то особое наслаждение от настоящих документов
.
Скажем, снята с трупа Стауница его записная книжка, в которой записи сделаны карандашом и от времени выцвели
.
В архиве каждый листок этой книжки вложен в отдельный конверт вместе с фотографией оригинала
.
Или, например, держишь в руках подлинную предсмертную записку Сиднея Рейли
…
даже мороз по коже
.
Или читаешь письмо, из
-
за которого ГПУ арестовало Якушева
.
Письмо это из Таллина написал в Берлин Артамонов, а наш агент его перехватил
.
Там было написано
:
«Я дал Якушеву литературу»
.
Имелась в виду антисоветская литература, которую Якушев и привез в Москву
,
кажется, даже не зная, что везет
.
Я видел одну из книжек
:
брошюрка с двуглавым орлом на титульном листе
.
Копия письма Артамонова, на котором написано получено от агента такого
-
то аккуратно хранится в деле
.
И по сценарию Артузов должен был предъявить Якушеву какую
-
то бумажку, а потом наш ведущий Макарьев должен был показать подлинную папку с копией письма, с архивным номером
…
Читая документы, я порой испытывал удовольствие совершенно неожиданного плана
:
там есть материалы, написанные превосходным русским языком
.
Например, в телеграмме, разосланной по военным округам для розыска бандитов, даны их словесные портреты
.
Они написаны замечательно
.
Это не просто нос длинный, глаза навыкате — дан художественный образ
.
Скажем, Стауниц обычно ведет себя неспокойно, несколько суетлив, жесты мелковаты и так далее
…
Помимо работы в архивах, с документами, были удивительно интересные встречи с людьми, знавшими чекистов, занимавшихся «Трестом», — Артузова, Стырне, Пилляра
…
—
Расс
кажите теперь о месте вымысла в
сценарии «Треста»
.
—
Все дело в том, что вымысел в такого рода произве
дении должен быть документален.
В романе
Л
.
Никулина написано, что Якушев размышлял, размышлял и в конце концов решил принять предложение Артузова сотрудничать с ВЧК
.
Что происходило на самом деле между Якушевым и Артузовым, никто не знает, документов
н
ет
.
Ясно только одно
:
что
-
то очень серьезное повлияло на решение Якушева, человека чистого, настоящего, в высоком понимании слова, русского интеллигента
.
Но что повлияло?
Просто «размышлял» — это хорошо для романа
.
Для фильма нужно было найти убедительный конкретный повод, толкнувший Якушева на сотрудничество с ГПУ
.
Надо сказать, что примерно в то же время я занимался другой интересной работой —
читал газету «Правда» за
1921—1927 годы
.
Читал все подряд, от первой до последней строчки
. Захватывающее чтение!
Уходил из библиотеки, когда начинали болеть глаза
…
Естественно, я стал очень чувствовать то время, можно сказать, существовал в нем
.
И понимал, что одним из самых тревожных событий был голод в Поволжье
.
«Правда» 1921 года писала об этом в полную силу о болезнях, смертях, вымирании целых деревень
…
Что же должны были предпринять контррев
олюционеры в таких условиях? — Я
придумал взорвать мост и отрезать эшелоны с хлебом от Центральной России
.
В картине, если помните, когда Ртищев предлагает Якушеву содействовать такому взрыву, тот говорит
:
«Как же
так?
Мрут ведь русские люди, русские мужики
…
» Тут он понимает, какую цену за власть готовы платить эти люди, на что они способны
.
Именно после этого он и принимает предложение Артузова
…
Вся эта история придумана мною, но основана она на знании реальной обстановки в стране
…
Прошло два года, и Куйбышевская студия телевидения сняла документальную драму
«
Тревожные ночи Самары» о попытке подпольной белогвардейской организации взорвать мост через Волгу, чтобы отрезать хлебную Сибирь от Центральн
ой России
…
Оказывается, это было!
—
Ваше мнение о документальности и
телевидении?
—
В распространении «документальности» (если понимать ее не как работу на документах, но и как некий климат художественного творчества нашего времени) телевидение сыграло огромную роль
.
Очевидно, потому, что оно воспринимает сам документальный жанр с большей легкостью, более органично, чем другие виды искусства
.
По самой своей природе оно легко передает
документ
.
Часто в профессиональных разговорах о телевидении мы упускаем один
очевидный факт…
Вероятно, и упускаем
потому, что он очевидный
.
Когда
-
то я написал
:
специфика телевидения состоит в
условии его восприятия
.
Теперь это воспринимается как аксиома, а тогда, в 1958—1959
годах, хихикали и говорили «Не морочь
людям голову, не валяй дурака»
.
Но,
действительно, каждая предыдущая передача влияет на восприятие последующей
.
Один хоккейный матч на неделю настраивает на восприятие естественного или хотя бы приближенного к жизни действия
.
Зритель привыкает, сознательно или подсознательно, что телеэкран ему показывает жизнь, а не изображение жизни
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Откровения телевидения"
Книги похожие на "Откровения телевидения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Свободин А.П. - Откровения телевидения"
Отзывы читателей о книге "Откровения телевидения", комментарии и мнения людей о произведении.