Свободин А.П. - Откровения телевидения
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Откровения телевидения"
Описание и краткое содержание "Откровения телевидения" читать бесплатно онлайн.
борьбу, происходящую в ней. Успех таких передач вызван, думается, эсте
тическим законом.
В самом деле, музыка и телевидение — искусства временные. Они состоят из определенных элементов, располагающихся во времени и осо
бым образом организованных. Этим организующим началом для телевиде
ния является логика, смысл монтажной структуры. Для музыки —
течение
мелодии и ритм. Даже в самых примитивных передачах можно видеть, как режиссер старается показать в кадре тот инструмент или ту группу инструментов, которые в этот момент ведут музыкальную тему. Но у слабого режиссера монтаж вял и робок, смена кадров происходит не в тот момент,
когда вступает солирующий инструмент или группа инструментов, а
раньше или позже. Но так как зрительное начало имеет тут решающий
голос, то монтажно-изобразительное построение передачи у слабого
режиссера не выявляет структурно-ритмической особенности передава
емого сочинения, а низводится до простой иллюстрации, — зрителю пока
зывают играющий в данный момент инструмент или группу инструментов.
И все
!
И «картинка» заслоняет собой музыку.
Наоборот, сильный режиссер стремится к такому монтажу, который бы
очень точно выявлял основные структурно-ритмические особенности
сочинения, и тем извлекает из телевизионного изображения огромный музыкально-драматургический потенциал.
В этом отношении весьма красноречивой была передача «Реквиема»
Верди из Лейпцига. В конце вступительной части, когда голоса солистов умиротворенно стихали, камера спокойно и неторопливо — в ритме музы
ки — панорамировала вдоль стоявших певцов. Но с началом «
Dies
irae
», в тот самый момент, когда вдруг раздаются мощные аккорды оркестра и хор
взрывается гневными и трагическими возгласами, произошла резкая
смена кадров: в стремительном монтаже на экране появился дирижер,
взятый в ракурсе, который подчеркивал динамичность его жестов. Следом за этим в тревожном ритме музыки сменялись хор, скрипачи, трубачи и
тромбонисты и снова появлялся дирижер. И казалось, что музыка в свой неистовый поток захватила и музыкантов, и нас, и все вокруг.
Способы, которыми режиссеры телевидения стремятся зрительно выявить
драматургию и структурно-ритмические особенности музыки, чрезвычайно
разнообразны — от панорамы вдоль всего оркестра до рук музыканта;
английское телевидение даже показывало крупным планом пританцовывающие ноги знаменитого дирижера Джона Барбиролли.
Основываясь на этом опыте, а также исходя из опыта кинематографа,
естественно было предположить, что на голубом экране возможны и более
сложные формы сочетания изображения с музыкой, чем просто точное
ритмическое совпадение, что в музыкальных передачах телевидения воз
можно применить те принципы звуко-зрительного монтажа, на основе которых С. Эйзенштейн и С. Прокофьев соединяли зрительный
ряд с музыкой в фильме «Александр Невский».
Используя соответствие основных композиционных и структурных элемен
тов движения музыки и изображения, режиссер и композитор сочетали
зрительную и звуковую ипостаси фильма путем такого мелодико-пластиче
ского построения, при котором музыка в своем течении то опережает
изображение, то следует за ним, то дополнительно с ним слагается и
совпадает лишь в некоторых опорных точках, создавая таким образом
сложное и единое плетение изобразительно-музыкальной ткани.
Эти принципы и были использованы в телевизионном фильме, в котором
было заснято исполнение «Реквиема» Верди солистами, хором и орке
стром под управлением Герберта фон Караяна.
Был широко применен монтаж, где кадр солиста или группы хора возникал
на экране за мгновение до того, как они начинали петь
.
Кроме того, в
нескольких случаях крупный план дирижера, шепотом произносившего
слова, предшествовал появлению на экране солиста, который эти слова пел
.
Наконец, переход к «
Dies
irae
» был сделан так перед его началом камера приблизилась сзади к дирижеру — из темноты выступала седая
голова и поднимающиеся по обе ее стороны ладони, отделенные от рукавов белизной манжет. На какую-то долю секунды все замерло. И вдруг
с колоссальной энергией руки ринулись вниз, а следом ударил гром орке
стра и хора. Это было ошеломляюще.
Эмоциональный эффект вступления солиста или драматический взрыв здесь не просто изобразительно подчеркивался, — что было и в Лейпцигской передаче, — а удваивался. Гневные возгласы раздавались еще, и каждый раз их предваряло, словно предупреждая, и всякий раз
по-ново
му, — изображение. Иначе говоря, происходило нечто подобное сцене
Ледового побоища в фильме «Александр Невский», когда движение скачу
щего рыцаря, закованного в шлем, не в точности совпадает с чеканной
поступью неумолимо и зло торжествующей музыки, а идет во след ей,
накладывается на нее за мелодическим движением, как одна волна за
другой, идет движение изобразительное. Разница заключалась лишь в том, что в телевизионном фильме зрительное движение предшествовало музы
кальному.
Итак, возникают как бы два вида музыкальных передач: психологические (в центре — личность исполнителя) и ритмические (в центре — течение
музыки). Разумеется, обозначения несколько условны. Между этими
типами передач существует нерасторжимая связь. Такая же, как, например, между актером и спектаклем.
Даже лучшая «ритмическая» передача окажется штукарской и мертвенной,
если на экране хотя бы в немногих кадрах не будет живых человеческих
портретов —
дирижера, музыкантов, публики. Они смягчают строгую гра
фичность, которую сообщают передаче чисто ритмические кадры, внося в нее человеческую теплоту. Когда же в изобразительное построение включаются природа и архитектурные памятники, телевидение способно
дать почувствовать «связь времен» — ощущение живой связи между
музыкой, сегодняшним человеком, историческими памятниками. В то же
время в передаче «психологической» большую роль играет монтаж —
он
помогает ощутить драматургию музыки.
Телевизионный фильм с исполнением вердиевского «Реквиема» гармонически сочетал оба начала. В его решении большую роль приобретали
крупные планы — портреты, прежде всего самого Караяна и негритянской певицы Леонтины Прайс, певшей партию сопрано. Не только как
исполнителей музыки Верди, но и самих по себе, как крупных, выда
ющихся личностей, чьи чувства и страсти находили выражение в музыке
«Реквиема».
Самораскрытие музыканта перед телевизионной камерой, каким и было
выступление Гилельса с Пятым концертом Бетховена, можно уподобить
вот этому, высшему психологическому взаимодействию изображения и музыки. Можно себе представить, какие перспективы здесь открываются, какие не использованные еще возможности.
Но очевидно уже, что осуществимы эти возможности лишь при абсолютном знании музыкального произведения и математически точной
работе не только режиссера, но и оператора. Иначе может получиться то,
что весьма саркастически описал в своей книге Вл. Саппак:
«Бьют в колокола. Но я об этом знаю заранее, я вижу оркестранта, который к этому готовится, вот он привстал со своего места, переглянулся
с дирижером, насторожился... ба! «вдарил». А теперь в фокусе нашего
внимания тот, что заведует тарелками. Теперь уже он насторожился.
Невольно в уме цитирую Синявского: «Удар, еще удар!» Меня, зрителя, как
бы предупреждают заранее. Сейчас зазвучат скрипки, и в ораторию
вернется лирическая тема; сейчас вступит весь оркестр — будет драмати
ческий перелом».
Сравнивая этот пассаж с собственными наблюдениями и впечатлением от
телевизионного фильма «Реквием» Верди», снова вспоминаешь о том
самом «чуть-чуть», с которого начинается искусство, и думаешь, что бич
музыкального телевидения может стать его могущественным оружием.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Откровения телевидения"
Книги похожие на "Откровения телевидения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Свободин А.П. - Откровения телевидения"
Отзывы читателей о книге "Откровения телевидения", комментарии и мнения людей о произведении.