Виктор Трубников - Три года в Кувейте

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Три года в Кувейте"
Описание и краткое содержание "Три года в Кувейте" читать бесплатно онлайн.
Книга написана врачом-хирургом, заведующим кафедрой травматологии и ортопедии Харьковского медицинского института, более трех лет проработавшим в Кувейтском ортопедическом госпитале. Автор увлекательно рассказывает о своей работе в кувейтских госпиталях, о поездках в глубинные районы, о том, что увидел он в этой во многом еще загадочной стране.
В канун рамадана в 1972 г. у меня в клинике начала лечиться 62-летняя американка Флоренс Макуайр. Она приехала в Кувейт к своей дочери, состоявшей в браке с кувейтцем Фаридом Юсифом, молодым инженером, работавшим в министерстве электричества и воды. Женился он иа ней, в Америке, когда учился там в техническом вузе.
Кстати сказать, религиозный мусульманский праздник — пост, или рамадан, — в 1972 г. начался в новолуние в ночь на 18 октября. Отмечался он, как и другие религиозные праздники, по мусульманскому календарю, который называется лунным и начинается 15 июля 622 г. — дата хиджры — переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Так как год лунного календаря (шесть месяцев по 30 дней и шесть месяцев по 29 дней) на 11 дней меньше года, определяемого по солнечному календарю, то в 1972 г. рамадан начался на упомянутое количество дней раньше, чем в 1971 г. К этой дате в Кувейте ежегодно готовятся основательно. За два-три дня до начала праздника из высших духовных сановников во главе с министром по делам вакфов и исламской религии создается Совет, который ведет наблюдения за луной для объявления о начале рамадана и, располагая на время рамадана специальными отрядами полиции и военной жандармерии, следит за порядком и соблюдением поста.
Момент восхода молодой луны засекается специальными наблюдательными постами, после чего следуют два-три выстрела из пушки, установленной на башне дворца эмира (Каср ас-Сиф) в центре Эль-Кувейта. Так жители столицы узнают о начале праздника. С целью оповещения используются также телефон, радио и телевидение. Во все последующие дни лунного месяца ежедневно с башни дворца эмира раздается один выстрел с восходом солнца, оповещающий о начале очередного дня поста, и один выстрел с заходом солнца — о конце его. Некоторые мусульманские страны, в частности Алжир, в 1972 г. решили пренебречь старым способом определения начала рамадана и привлечь к решению этой проблемы достижения науки и техники. Начало праздника было рассчитано па электронно-вычислительной машине, но произошел технический конфуз: ошибка на целые сутки.
Во время праздника все государственные и частные учреждения Кувейта работают по три-четыре часа в сутки, а последнюю неделю перед окончанием рамадана люди ослабевают настолько, что и вовсе не работают. В течение поста днем закрыты все учреждения общественного питания, а автоматы, продававшие безалкогольные напитки («Канада драй», «Миринда», «Севен ап»), различные соки, мороженое и пр., отключены. По Корану жажду запрещается утолять даже собственной слюной. Вот почему верующие часто сплевывают. Однако в этот период далеко не все постятся. Есть контингент верующих, которым Коран разрешает прием пищи и воды (дети, кормящие матери, беременные женщины, больные и лица тяжелого физического труда). Если верующий, находясь дома, заболевает или в силу каких-нибудь других причин прерывает пост (такие исключительные случаи предусмотрены Кораном), он должен в ответ на это одарить бедного человека деньгами. Возобновление поста в таких случаях приходится на десять дней, следующих за официальным окончанием праздника.
Во время рамадана любой бедняк может зайти в дом к богатому человеку, который формально обязан разделить с ним свою пищу. Поэтому двери роскошных дворцов с наступлением темноты действительно раскрываются настежь, а столы накрываются всевозможными яствами. Но бедных людей поблизости обычно не оказывается, и хозяин посылает специальных лиц для поисков кого-либо для приглашения к столу.
В дни поста большинство верующих на улицах Эль-Кувейта пребывают в возбужденном, взвинченном состоянии, обусловленном недомоганием, воздержанием от курения, приема пищи, воды и пр. Становится более нервозным автомобилевождение: то водители автомашин, стоящих у перекрестка возле светофора, вдруг начинают проявлять нетерпение и отчаянно гудеть, то из потока движущегося транспорта неожиданно вырывается какой-нибудь спортивный «Ягуар» или «442» и на бешеной скорости устремляется вперед. Движение автомобилей по городу подвержено внезапно возникающим импульсам у их водителей, что резко увеличивает в эти дни число аварий. Такая возбужденная атмосфера на улицах невольно действует и на немусульман, заставляя их быть подтянутыми, сдержанными и осторожными.
На улицах города в рамадан днем нельзя увидеть курящего не только верующего, но даже европейца; в противном случае могут возникнуть неприятные конфликты, вплоть до надругательств и даже физических воздействий возбужденных людей. Так, приехавший в Кувейт в 1968 г., во время празднования рамадана, английский коммерсант, пренебрегая обычаями страны, вышел днем из гостиницы «Шератон» с трубкой во рту. На требования окруживших его мусульман прекратить курение он ответил отказом, за что был жестоко избит. Англичанин попал в госпиталь. Кувейтское правительство специальной нотой обратило внимание английского посольства на необходимость уважения британскими подданными обычаев страны.
Мечеть на одной из центральных улиц Эль-Кувейта
С наступлением темноты правоверный мусульманин может поесть и утолить жажду. Последние три ночи поста особенно важны. Священной считается ночь, выпадающая на 27-е число девятого лунного месяца. Эта дата у мусульман называется «ночью предопределений» (лейлят аль-кадр.). По преданию, в ночь на 27 рамадана подлинник Корана из-под престола Аллаха был перенесен ангелом на ближайшее к земле небо, а оттуда по частям в течение 22 лет передавался посланнику божьему — пророку Мухаммеду. В эту ночь верующие обращаются к Аллаху с просьбами о милости.
В Кувейте празднованию рамадана подчинены все средства массовой пропаганды: радио, телевидение и печать. В это время в мечетях читают проповеди, а в лекционных залах проводятся вечера вопросов и ответов на тему, что такое рамадан и как его должны праздновать мусульмане. В 1972 г. в страну были приглашены лучшие проповедники и знатоки мусульманской религии и священнослужители высшего ранга. Так, из Египта из каирского мусульманского центра Аль-Азхар, насчитывающего тысячелетнюю историю и располагающего своим университетом мусульманского права, приехал высокопоставленный служитель Хасан Айюб, а из Судана — Хасан Заннун. Оба выступали в Кувейте с проповедями и лекциями на религиозные темы, отличавшимися большой эмоциональностью и убедительностью. Внешний вид обоих был живописен и привлекателен, а красноречие и ораторские приемы приковывали к себе внимание слушателей. Много раз они выступали по телевидению.
Особенно впечатляющим было их совместное выступление по телевидению 15 октября 1972 г. В зале, откуда шла трансляция, собралось много верующих. Председательствовал и вел заседание член парламента Кувейта, курирующий дела вакфов и исламскую религию, Юсеф Сайед Хатим ар-Рефаи. Обсуждался вопрос поведения мусульман в период рамадана. После выступления обоих ораторов им было задано множество вопросов. Например, считается ли нарушением поста, если человек случайно, рефлекторно глотнул слюну, или по забывчивости выпил стакан воды, или отщипнул и съел кусочек хлеба? Значит Ли, что верующий соблюдает рамадан, если он постится, но не молится пять раз в день, как это предусмотрено Кораном, и т. д.? Передача велась около полутора часов. И так каждый день на протяжении всего праздника.
После окончания рамадана в Кувейте наступает трехдневный «ид аль-фитр», или праздник «перерыва», во время которого все правоверные празднуют разговенье. В эти дни эмир принимает гостей, поздравляющих его с наступившим праздником, по-восточному щедро угощает их всякими яствами, посещает мечети города, воздавая должное Аллаху, и раздает деньги беднякам.
Через 70 дней после окончания поста в Кувейте, как и в других мусульманских странах, очень широко отвечают религиозный праздник жертвоприношения (курбан-байрам, или, как принято его здесь называть, «ид аль-адха»). Один из этих праздников мне запомнился особенно хорошо. Это было с 13 по 16 января 1973 г. Дело заключалось в том, что автобус с кувейтцами, возвращавшимися к себе из Саудовской Аравии, в ночь на 17 января 1973 г. перевернулся. В результате было много жертв и тяжело пострадавших пассажиров со сложными и сочетанными повреждениями опорно-двигательного аппарата. И хотя в это время я не был ответственным дежурным по ортопедическому госпиталю и двум другим госпиталям хирургического профиля, ко мне, как к консультанту, по заданию министерства общественного здоровья ночью приехала санитарная машина с просьбой немедленно выехать в ортопедический госпиталь к пострадавшим.
Картина, которую я застал в приемном отделении, меня потрясла. Здесь были и трупы, и тяжелораненые, взывавшие о помощи, и люди безмолвные, находившиеся в глубоком травматическом шоке. Многие из них в этот праздник жертвоприношения погибли. Потребовалась максимальная затрата организационных и врачебных усилий, чтобы остальных спасти и вернуть к жизни, прооперировать пострадавших, проследить за ближайшим послеоперационным периодом и т. д. Только в шесть утра, простояв у операционного стола более шести часов кряду, я снял стерильный халат, операционные перчатки, выпил здесь же, в операционной, чашку крепкого кофе. Теперь предстоял новый трудовой день.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Три года в Кувейте"
Книги похожие на "Три года в Кувейте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Трубников - Три года в Кувейте"
Отзывы читателей о книге "Три года в Кувейте", комментарии и мнения людей о произведении.