» » » » Джампа Тинлей - Буддийская логика


Авторские права

Джампа Тинлей - Буддийская логика

Здесь можно скачать бесплатно "Джампа Тинлей - Буддийская логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство «Дже Цонкапа», год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джампа Тинлей - Буддийская логика
Рейтинг:
Название:
Буддийская логика
Издательство:
«Дже Цонкапа»
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-904974-04-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Буддийская логика"

Описание и краткое содержание "Буддийская логика" читать бесплатно онлайн.



Геше Джампа Тинлей.


Буддийская логика: Комментарий к трактату Дхармакирти «Праманаварттика»


В новой книге известного тибетского наставника досточтимого Геше Джампа Тинлея дается современный комментарий к основному содержанию логического трактата древнего индийского ученого Дхармакирти «Праманаварттика» (Толкование праманы). Этот классический текст по теории достоверного познания, написанный в качестве комментария к «Праманасамуччая» основоположника буддийской логики Дигнаги, лег в основу классического буддийского философского образования. Досточтимый Геше Тинлей освещает содержание трех из четырех глав «Праманаварттики». Наряду с мастерски простой презентацией основных положений буддийской логики в книге приведены вопросы и ответы, а также логические диспуты, в которых упражнялись слушатели под непосредственным руководством наставника.

Книга предназначается всем, кто стремится к систематическому изучению буддийской философии и практики, но будет также интересна широкому кругу читателей, прежде незнакомых с буддизмом и его научным потенциалом.






Систематизируя различные типологии буддийской веры, досточтимый Геше Тинлей дал такую совмещенную классификацию четырех типов веры в буддизме: коренная вера — вера в Учителя как в Будду; благоговейная вера — вера в Три Драгоценности; убежденная вера — вера в закон причины и следствия; устремленная вера — вера в четыре благородные истины. Принципиально важна коренная вера — вера в своего Учителя как в Будду. Такая вера рождается посредством аналитической медитации.


Вторичное сознание = вторичный ум = ментальные факторы (sems—byung или sems—las—byung—ba; caitta)

Понятие о вторичном сознании «включает в себя все реакции, которые следуют за первичным восприятием» [Геше Нгаванг Даргье 1992, с. 23], именно они и связаны с функционированием клеш. Вторичных факторов сознания существует бесчисленное множество [Геше Джамьян Кенцзэ 2005, с. 196], но общепринятой является их классификация, в которой различается пятьдесят один фактор. Она восходит к «Компендиуму Абхидхармы» Асанги. Это определенная схема, в которой виды вторичного ума, или ментальные факторы, сгруппированы в шесть категорий сознания, которые выражают шесть основных аспектов сознания. Согласно классификации буддийских категорий, данной великим Лоцавой Каба Пальцегом (XII в.) [Каба Пальцег 2003], и устной тибетской традиции, представленной Геше Нгавангом Даргье, Геше Джампа Тинлеем, Геше Джамьяном Кенцзэ и другими современными буддийскими философами, эти шесть групп выделяются и характеризуются следующим образоМ:

I. Группа «пяти вездесущих факторов» (kun—‘gro Inga) — вторичные факторы, всегда сопровождающие всякий акт восприятия объекта первичным умом, и дающие уму возможность использования объектов восприятия. Они присутствуют в положительных, отрицательных и нейтральных состояниях. Это такие пять ментальных факторов:

1. Намерение (sems—pa) — связывает первичный ум с объектом восприятия или действия. По выражению Геше Нгаванга Даргье, «это наиболее активный из пяти «вездесущих факторов» ума, и он является эквивалентом кармы» [Geshe Ngawang Dhargyey 1992, 25].

2. Ментальное проникновение в объект (yid—la byed—ра) — дает возможность первичному уму проводить индивидуализирующие различения объектов — вне их различения как «положительных», «отрицательных» и «нейтральных».

3. Контакт (reg—ра) — контакт объекта и ума.

4. Ощущение (tshor—ba) — ментальные и физические ощущения трех видов: приятные, неприятные и нейтральные.

5. Распознавание (‘dus—shes) — распознавание характеристик объектов пяти форм чувственного сознания или понимание связей между качествами объекта и их функцией.

II. Группа «пяти определяющих факторов» (yul so sor nges pa Inga). Это акты индивидуализирующего распознавания объектов, случающиеся только в связи с определенными стимулами, в отличие от простого различения, которое имеет место всегда, независимо от положительных, отрицательных или нейтральных стимулов. Благодаря этому аспекту ума мы имеем возможность квалифицировать объекты как позитивные и негативные, благие и неблагие, добро и зло.

1. Мудрость (shes—rab) — вид различающего ума, который способен проводить различие между добродетелью и пороком и проявляется в отношении определенных объектов, в отличие от «вездесущих» факторов, имеющих место всегда и безотносительно различения положительных, отрицательных и нейтральных объектов.

2. Установка (‘dun—pa) — установка ума, которая побуждает нас стремиться к объекту нашего желания. Этот ментальный фактор, в отличие от «вездесущих факторов», действующих в отношении любых объектов, проявляется только в качестве реакции на определенные объекты. Согласно Каба Паль—цегу, установка «есть желание, которое возникает, когда орган чувств и чувственное сознание проникают в объект, безотносительно к природе этого объекта» [Каба Пальцег 2003, с. 4].

3. Стабилизация, или однонаправленность (ting—nge—‘dzin). Это однонаправленная концентрация и фиксация ума на объекте.

4. Память, или внимательность (dran—pa). Это фактор, позволяющий уму долгое время не забывать объект, с которым он стал близок.

5. Убежденность, или верование (mos—pa). Это «удерживание специфического объекта распознавания с целью его познания как он есть» [Каба Пальцег 2003, с. 4]. Это восхищенная убежденность, посвящение себя объекту [Ум и знание, с. 41].

III. Группа «добродетели»: «одиннадцать благих факторов» (dge—ba bcu—gcig) — виды ментальных факторов:

1. Вера (dad—pa) — благой ментальный фактор, который является «чистым мышлением», рождающимся из постижения благих качеств Трех Драгоценностей.

2. Совесть (ngo—tsha shes—pa), или внутреннее знание того, что является стыдом и позором — ментальный фактор, который сдерживает от совершения различных действий.

3. Стыд (khrel—yod—pa). Это «внешний двойник совести» (Геше Нгаванг Даргье) — учитывает отношение других к нашим собственным действиям.

4. He—привязанность (ma—chags—pa) — противоядие от привязанности, возникает в результате отказа ума от нечистых феноменов сансары.

5. Свобода от ненависти, или беззлобность (zhe—sdang med—pa) — противоядие от ненависти, которое является любовью.

6. Отсутствие тупости (gti—mug med—pa) — противоядие от глупости и ложных концепций, приписывающих феноменам и живым существам существование внутренне присущей им природы, возникающее в результате постижения пустоты и бессамостности.

7. Усердие, являющееся, по сути, любовью к добродетели (brtson—‘grus).

8. Пластичность, или тренированность (shin—tu sbyangs—ра) — качество гибкости ума и тела, развиваемое путем тренировки и являющееся силой контроля над телом и умом, позволяющей использовать их так, как нужно; противоядие от ошибочных состояний ума и тела.

9. Добросовестность, или осторожность (bag—yod—pa) — способность ума к усердной духовной практике, без проявлений привязанности, гнева или неведения, появляется в результате медитации, мирских и немирских форм активности.

10. Спонтанное равновесие (btang—snyoms) — спонтанное состояние спокойствия ума, когда он уже больше не может впасть в сонливость или возбужденное состояние, и в этом состоянии не способны возникнуть привязанность или другие омрачающие эмоции.

11. Безвредность (rnam—par mi—‘tshe—ba) — состояние ума, при котором существо не способно причинять вред другим даже в помыслах.

IV. Группа «шести коренных клеш (rtsa—nyong drug), являющихся основой всех других клеш:

1. неведение (ma—rig—pa);

2. привязанность (‘dog—chags);

3. ненависть (khon—khro);

4. гордыня (nga—rgyal);

5. омраченное сомнение (the tshom nyon—mong—can);

6. ложные воззрения (lta—ba nyon—mong—can).

V. Группа «двадцати вторичных клеш» (nye—nyong).

Ввергающая карма (‘phen—byed—kyi las), производимая

этими ментальными факторами, привязывает существ к сансаре и забрасывает в низшие миры дурных перерождений.

VI. Группа «переменных факторов» (gzhan—‘gyur bzhi).

Из всей совокупности ментальных факторов именно

группы «коренных клеш» и «вторичных клеш» являются оковами, привязывающими существ к сансаре. Они должны быть распознаны и устранены из сознания. И есть вторичные факторы сознания, перечисленных в группе «добродетели», которые ведут к нирване.


Высшая мудрость, или «изначальная мудрость» (ye shes, jcana)

По общему определению, это знание арьев, а также общее название пути [см.: Гомде Лхарамба, с. 637]. Но в более точном смысле это мудрость всеведущего ума Будды.


Геше (dge bshes (dge—ba’i bshes gnyen)), кальянамитра

1. духовный мастер, благой друг, Гуру;

2. ученая степень по буддийской философии, присуждаемая лучшим выпускникам философских дацанов тибетских монастырей школы Гелуг.

Есть три градации степени «геше», из них высшая — «ге—ше—лхарамба» — по традиции присуждается победителям философских дебатов, которые проводятся в период великого молитвенного фестиваля Монлам ченмо, при участии Его Святейшества Далай—ламы и монахов всех трех великих монастырей (Сера, Дрепунг, Ганден). Слово «геше» в единстве двух основных значений в традиции Кадам и Гелуг используется как часть имени высокого мастера: Геше Потова, Геше Нгаванг Даргье, Геше Вангчен и т. д. Поэтому и в наших изданиях слово «геше» мы используем не только как ученую степень доктора буддийской философии, но и как часть духовного имени досточтимого Учителя Геше Джампа Тинлея. В этом случае слово «Геше» пишется с заглавной буквы. Следует заметить, что обычно духовное имя не совпадает со светским именем. Так, например, светское имя досточтимого Геше Тинлея — Вангчен Тхинглей. В других случаях, когда мы пишем слово «геше» со строчной буквы, оно обозначает просто ученую степень.


Достоверное познание

Дхармоттара в своем комментарии к ‘Ньяя—бинду’» заимствовал материал других сочинений Дхармакирти и дал общее определение достоверного познания. Достоверное познание — это, согласно его определению, «такое познание, которое не противоречит (опыту)». Это также познание, в котором «объект (какой бы он ни был) в первый раз достигнут», то есть «человек уже направил на него (свое внимание) и (объект) усвоен его сознанием. Всякое другое (дальнейшее) познавание того же самого объекта не в состоянии чего—либо к нему прибавить» [ТПЛ Ч. I, с. 64–68]. Общее определение достоверного познания в буддийской гносеологии включает три признака: «это то, что содержит в себе новизну, безоб—манность, то есть истинность в познании объекта, и познание, то есть тот познавательный акт, который не является чем—либо физическим, материальным» [Геше Чжамьян Кенцзэ, с. 145].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Буддийская логика"

Книги похожие на "Буддийская логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джампа Тинлей

Джампа Тинлей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джампа Тинлей - Буддийская логика"

Отзывы читателей о книге "Буддийская логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.