» » » » Борис Григорьев - Повседневная жизнь российских жандармов


Авторские права

Борис Григорьев - Повседневная жизнь российских жандармов

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Григорьев - Повседневная жизнь российских жандармов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Молодая гвардия, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Григорьев - Повседневная жизнь российских жандармов
Рейтинг:
Название:
Повседневная жизнь российских жандармов
Издательство:
Молодая гвардия
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-235-02993-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повседневная жизнь российских жандармов"

Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь российских жандармов" читать бесплатно онлайн.



В сознании русских людей слово «жандарм» вызывает примерно такие же отрицательные ассоциации, как слова «палач», «каратель», «изверг»… Однако факты, приведенные авторами книги, почерпнутые из архивных источников и мемуаров, свидетельствуют о том, что в жандармско-полицейском корпусе, начиная со времен Александра I и кончая последним царем Николаем II, служило достаточно много честных, умных, идейно убежденных и верных России офицеров, которые были способны противостоять опасному внутреннему врагу, каким им представлялись, к примеру, «Народная воля» и боевые организации эсеров и эсдеков.

Данное повествование о царских жандармах, выполнявших функции политического сыска и охраны высочайших особ государства, обильно сдобрено живыми и примечательными деталями их повседневной службы, быта, нравов, взаимоотношений с вышестоящим начальством и августейшими персонами.






Александрия была превращена в неприступную крепость, а Петергоф был объявлен территорией с усиленным режимом охраны, к обеспечению которой были подключены и подразделения петергофского гарнизона. Охранные посты сплошным поясом опоясывали Александрию и проводили регулярные осмотры прилегавших к Нижней даче парковых территорий. Письма, адресованные их императорским величествам, осматривались и ощупывались (но не вскрывались) дежурными офицерами. Вещи и пакеты из магазинов в сопровождении охранника препровождались в кладовую, откуда они по распоряжению коменданта доставлялись адресату.

Была также усилена охрана Нижней дачи со стороны моря. Принимались меры по проверке личного состава экипажей судов Военно-морских сил, несших охрану с моря. Они позволили выявить на царской яхте «Штандарт» одного матроса с броненосца «Потемкин», а на кораблях береговой охраны — несколько матросов, состоявших в партии эсеров и эсдеков.

При выездах царя за пределы Александрии его охрана возлагалась на так называемых «гуляльщиков» — солдат Собственного его величества сводного пехотного полка. Они должны были «гулять» в отведенном для них районе, осматривать кусты, обращать внимание на подозрительных прохожих и не позволять им подавать царю прошения. Перед выездом царского поезда, стоявшего на специальной ветке Петергофского вокзала, по железной дороге на всем пути следования выставлялись солдатские посты и все случайные люди удалялись от дороги. При этом все солдаты, задействованные в охранных мероприятиях, должны были стоять к проходящему царскому поезду спиной.

В 1905 году вокруг Александрии были установлены 27 керосино-калельных фонарей с резервуарами на 1,5 пуда керосина для каждого, которые подвешивались на металлические столбы с дугообразными кронштейнами. Все окрестности, таким образом, хорошо освещались и просматривались в ночное время. Солдатам, несшим ночные дежурства в Александрии вблизи царской дачи, предписывалось, дабы не беспокоить сон царя и его семьи, «…не кашлять и следить, чтобы песок не скрипел у них под ногами».

То, что царь в беспокойные для него и страны дни первой революции укрылся не в хорошо охраняемом Александровском дворце, а в Нижней даче, объяснялось вполне прозаическими причинами: от дачи было намного ближе до воды, а значит, и удобнее и быстрее можно было добраться до морской крепости Кронштадт. Вероятно, царь, как в свое время Петр III, или его советники в случае опасности возлагали надежды на спасение в этой морской крепости. По неподтвержденным данным, в Петергофской гавани в это тревожное для царя время стояли под парами и в полной — боевой готовности пришвартованными германский легкий крейсер «Медуза» и миноносец «110». Царь все-таки не доверял своим морякам и решил положиться на своего кузена Вильгельма II.

В июне 1906 года Петергоф был объявлен на военном положении, но, несмотря на это, в Нижнем парке у Римских фонтанов эсеровскими террористами был убит генерал-майор С. В. Козлов. Группа боевиков во главе с Е. К. Григорович, невесткой подполковника царской армии, приняла Козлова за Д. Ф. Трепова. А 13 августа на платформе вокзала Новый Петергоф эсеровская террористка Зинаида Коноплянникова в упор расстреляла генерал-майора Г. А. Мина, командира Семеновского полка, усмирявшего Декабрьское восстание 1905 года в Москве.

Царь был в панике. Он писал Столыпину, что считает «…свое невольное заключение в Александрии не только обидным, не просто позорным», а «вящим скандалом перед всем миром». Тем не менее благодаря всем вышеописанным мерам безопасность императора и его семьи была обеспечена.

С точки зрения охраны, обеспечение безопасности объекта при его выездах за пределы резиденций является наиболее сложным мероприятием. О системе охраны железнодорожных путей мы говорили выше. Самые регулярные поездки царь совершал между столицей и Петергофом. За несколько минут до отбытия царского поезда дворцовый комендант появлялся в так называемом царском павильоне вокзала, встречал Николая II и отдавал команду поезду трогаться. В Петербурге царя встречал с рапортом градоначальник, царь с дворцовым комендантом садился в авто и уезжал. Следом за царем в автомобиле следовал дежурный флигель-адъютант. Шофером Николая II долгое время был главный механик придворного гаража Адольф Кегресс.

Таким образом, личная охрана царя при подобных выездах была сведена до минимума, но зато на всем пути его движения от вокзала по улицам Петербурга выстраивался наряд городской полиции, надевавший по этому случаю белые перчатки. Худшей демаскировки трудно было придумать.

Любовь к автомобилям царю привил князь В.Н.Орлов (1868–1927), флигель-адъютант и начальник канцелярии Главной квартиры императорского двора, ведавший вопросами свиты и конвоя. Князь был одним из первых автомобилистов в России, в 1905 году он пригласил царя в пробную автопоездку и «зажег» интерес царя к новому способу передвижения. После этого по распоряжению Николая II двор обзавелся несколькими автомобилями, а позже у царя образовался один из самых крупных автопарков в Европе (достаточно сказать, что только в Ялте, в гараже Ливадийского дворца стояли 25 автомашин различных иномарок). Скоро Орлов впал в немилость — он слишком нелестно выразился в отношении фрейлины А. А. Вырубовой и «старца» Григория (Распутина), и царь стал привлекать в качестве шофера Кегресса.

При путешествиях на яхте «Штандарт» за безопасность царя и его семьи отвечал уже не дворцовый комендант, а флаг-капитан его величества — он же адъютант царя по военно-морской части. Во время пребывания В. А. Дедюлина на посту дворцового коменданта флаг-офицером и капитаном «Штандарта» был контр-адмирал Ломен, а после него — генерал-адъютант и адмирал К. Д. Нилов. Адмирал, любитель выпивки и «соленых» шуток, записной «кальянщик», был до конца предан Николаю II и после отречения, вопреки многочисленной свите царя, покинул ставку в Могилеве лишь после его прямого приказания. Во время посадки «Штандарта» на мель К. Д. Нилов, считая себя виноватым в аварии, едва не покончил с собой, и лишь вмешательство Николая, отобравшего у него револьвер, спасло адмиралу жизнь. Простой и грубый человек меньше, нежели утонченный и циничный аристократ, подвержен интригам и измене. После К. Д. Нилова, до 1912 года, капитаном «Штандарта» был контр-адмирал И. И. Чагин, по слухам, покончивший жизнь самоубийством из-за причастности своей любовницы к деятельности эсеро-террористической группы. Самым близким человеком к царской семье — после Вырубовой и Распутина — оказался, однако, капитан 1-го ранга Н. П. Саблин, офицер «Штандарта». Впоследствии выяснилось, что Саблин был ловким и умным карьеристом, предавшим царя сразу после его отречения от престола.

Минимум дважды в год царская семья совершала путешествия по железной дороге в Севастополь, где она пересаживалась на «Штандарт» и через четыре часа высаживалась на набережной Ялты, откуда в открытых колясках и автомобилях добиралась до Ливадийского дворца. Время прохождения царского поезда держалось, естественно, в строгом секрете и до ближайшего окружения доводилось за несколько часов до отправления. Охрану внутри поезда осуществляла Дворцовая полиция, и во время следования поезда в пути полковник Б. А. Герарди становился его комендантом. Как императоры-предшественники, Николай II для своих путешествий располагал двумя одинаковыми во всех отношениях литерными поездами, один из которых, свитский, был маскировочным и шел, смотря по обстоятельствам, то с опережением основного, то сзади.

В первом вагоне царского поезда находились конвой и прислуга. При каждой остановке часовые конвоя выбегали на платформу и занимали место у вагонов с царской семьей. Во втором вагоне размещалась передвижная кухня с двумя метрдотелями. Третий вагон представлял собой отделанную под красное дерево столовую на 16 кувертов, четвертый — спальню для царя и царицы (с кабинетом, ванной и гостиной); пятый вагон предназначался детям и фрейлинам, шестой, разделенный на девять купе, — свите. Седьмой вагон был багажным, в восьмом ехали инспектор высочайших поездов, комендант поезда, прислуга свиты, доктор и аптека. Был задействован в этих поездках и второй поезд — так называемый свитский, в котором ехали многочисленные чиновники различных министерств и учреждений, командированные на время отдыха царя в Ливадию. Кроме того, были поезда, перевозившие конвой, сводный полк, Дворцовую полицию и охранную агентуру с собаками. Одним словом, демаскирующих передвижение царя по стране признаков было столько, что опытному глазу их трудно было не заметить.

В Ливадии начинались будни — отдых для царя и его семейства и постоянные хлопоты для дворцового коменданта и его команды. Вокруг дворца были расставлены посты Дворцовой полиции, и при каждом проходе мимо них охраняемых особ они должны были немедленно докладывать об этом коменданту, указывая, кто из их величеств прошел и с кем, когда и в каком направлении. Особое беспокойство охранникам доставляли конные прогулки Николая II, любившего выезжать верхом за пределы Ливадии и прогуливаться по крутым горным склонам и тропам. Обычно его сопровождали лица из свиты и ближайшего окружения, а также, естественно, дворцовый комендант и дежурный флигель-адъютант. Естественно, дворцовый комендант не мог не разместить на маршруте скрытые посты Дворцовой полиции, что, разумеется, мало нравилось Николаю II.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повседневная жизнь российских жандармов"

Книги похожие на "Повседневная жизнь российских жандармов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Григорьев

Борис Григорьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Григорьев - Повседневная жизнь российских жандармов"

Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь российских жандармов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.