» » » » Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 4] (1939 – 1945 гг.)


Авторские права

Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 4] (1939 – 1945 гг.)

Здесь можно скачать бесплатно "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 4] (1939 – 1945 гг.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство «Гешарим – Мосты культуры», год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 4] (1939 – 1945 гг.)
Издательство:
«Гешарим – Мосты культуры»
Год:
2004
ISBN:
5-93273-158-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 4] (1939 – 1945 гг.)"

Описание и краткое содержание "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 4] (1939 – 1945 гг.)" читать бесплатно онлайн.








Красная армия взяла в плен 3‚6 миллиона солдат и офицеров германской армии и 800 000 из армий ее союзников (в том числе несколько тысяч евреев‚ служивших в строительных батальонах венгерской армии). Около пятнадцати процентов военнопленных погибло в советском плену‚ остальные вернулись домой.


3


За несколько недель до начала войны с Советским Союзом германское командование выпустило приказ‚ в котором было сказано: "Неоправданная гуманность по отношению к коммунистам и евреям неуместна. Их следует беспощадно расстреливать..." Так оно и происходило с первых дней войны; когда немцы захватывали пленных‚ звучал один и тот же приказ: "Комиссары и евреи‚ выходи!" Их сразу же расстреливали; уничтожали и тех‚ кого выявляли при проверке‚ и лишь немногие попадали в лагеря.

Евреев выделяли по акценту‚ характерной внешности или при медицинском осмотре; их выдавали порой другие пленные‚ чтобы в невыносимых лагерных условиях получить немного еды‚ а то и удовлетворить давнюю неприязнь; особенно старались полицейские‚ вчерашние пленные‚ которые безошибочно выявляли российских евреев. Из показаний красноармейца‚ бежавшего из плена (август 1941 года): "В течение двух-трех дней немцы отобрали евреев. Многих выдали свои же товарищи. Пленных евреев изолировали‚ кормили один раз через день‚ всячески издевались‚ избивали палками‚ камнями... В течение недели всех расстреляли". (Был выдан и расстрелян попавший в плен полковой комиссар Е. Фомин‚ один из руководителей обороны Брестской крепости.)

Специальные команды СС уничтожали в лагерях для военнопленных "расово неполноценные элементы". Выжившие бойцы и командиры сообщали: "Оказавшихся в окружении собирали по лесам и деревням‚ свозили на сборные пункты. Здесь по внешнему виду отбирали евреев и убивали..." – "Одежду у них забирали и смеялись: "Она вам не понадобится". Выдергивали из толпы и вели на расстрел даже тех‚ кто хоть сколько-нибудь похож на еврея... В нашем лагере таким образом расстреляли за пять дней 200 пленных евреев..." – "В Славутском лагере каждую вновь прибывшую партию выстраивали и приказывали обнажать половые органы. Гестаповцы обходили ряды и забирали заподозренных..." – "Каждый подходил к немцу и снимал брюки; немец-врач осматривал половой орган и устанавливал – кто еврей‚ кто не еврей. Евреев отделили и посадили в сарай‚ не давали ни есть‚ ни пить‚ а затем расстреляли 600 человек..." – "Выкопали глубокие ямы и загнали в них около 30 евреев. Они были совершенно раздеты‚ их лишили пищи‚ морили голодом. Немцы избивали их плетками‚ кололи штыками‚ фотографировали. Издевательства сопровождались исключительным цинизмом..." – "Яму наполнили навозной жижей‚ подогнали к ней 100–120 евреев-военнопленных в одном нательном белье и босых‚ заставили поочередно выкупаться в этой яме. А так как день был морозный‚ белье на них сразу обледенело. В таком виде их посадили в неотапливаемое помещение‚ где через три-четыре дня эти люди умерли..." – "Внутри лагеря было специальное отделение для евреев‚ огороженное колючей проволокой... Три раза в день всех выстраивали и пригоняли туда‚ а евреев заставляли петь и танцевать. Кто не хотел или не мог этого делать‚ был тут же расстрелян... На четвертые сутки всех евреев расстреляли возле изгороди..." – "Пришел комендант с переводчиком и заявил: "Пока не скажете, кто из вас коммунисты, комиссары и евреи, еду не получите..." – "В Житомирский лагерь привели партию военнопленных. Их собрали во дворе‚ и немец-переводчик сказал: "По распоряжению командования‚ украинцы завтра же могут разъехаться по домам. Но отпустить сразу мы не можем‚ так как среди вас есть комиссары и евреи. Выдайте их нам‚ тогда мы вас отпустим..."

Нет точных данных о количестве пленных евреев‚ погибших в ту войну; полагают‚ что было их не менее 55 000 человек (некоторые исследователи увеличивают эту цифру до 85 000). После войны вернулись в Советский Союз около 5000 евреев‚ сумевших скрыть в плену свою национальность‚ – обычно они выдавали себя за татар‚ узбеков‚ азербайджанцев‚ так как у мусульман принято делать обрезание. Из воспоминаний: "В плену я‚ как и другие‚ пережил голод‚ холод‚ болезни. На протяжении двух с половиной лет очень часто при построении слышал команду: "Комиссарам и евреям выйти вперед!" Я был пропитан страхом перед разоблачением. Боялся встретить знакомого‚ который мог меня выдать. Боялся‚ что ночью заговорю во сне на идиш. Боялся банного дня..."

Из надписи на стене камеры харьковской тюрьмы: "Здесь сидели два еврея‚ Фуксман Саша и Зимин Михаил, с 26.7.43. Расстрел произошел 13.8.43. Дрались мужественно. По-гвардейски. Верные сыны народа и погибли как следует‚ по-гвардейски".


4


Евреи воевали в рядах армий антигитлеровской коалиции и попадали в немецкий плен вместе с другими солдатами и офицерами, среди них оказалось более 1000 евреев из подмандатной Палестины. Англичане предупредили германское правительство‚ что любая дискриминация пленных евреев будет рассматриваться как грубое нарушение международных соглашений и Великобритания ответит на это подобным отношением к немецким пленным. Это оказало свое воздействие‚ и евреи получили статус военнопленных в соответствии с международной конвенцией. Их разместили в лагерях наравне с солдатами и офицерами армий союзников; они собирались вместе‚ учили иврит‚ молились и отмечали субботу‚ в девятый день месяца ав по еврейскому летосчислению‚ в день национального траура‚ им позволили выстроиться‚ помолиться‚ прочитать "Плач Иеремии"‚ пропеть сионистский гимн "Га-Тикву".

Палестинские евреи создали свою организацию военнопленных‚ которую признало лагерное начальство; во всех спортивных соревнованиях они выступали отдельной командой в бело-голубой форме с магендавидом на груди‚ а когда занимали первые места‚ в их честь поднимали национальный бело-голубой флаг. Евреи добились права хоронить умерших товарищей с воинскими почестями‚ как это делали военнопленные других национальностей. Зимой 1942 года один из евреев умер в лагере‚ немцы тайно его похоронили‚ но евреи добились‚ чтобы тело захоронили вторично с воинскими почестями: играл оркестр‚ прочитали кадиш‚ был отдан прощальный салют.

В финском плену оказалось почти 65 000 бойцов и командиров Красной армии – погибло 18 000‚ в основном в первую зиму. С. Янтовский‚ из воспоминаний пленного еврея: "Зима 1942-го года была суровой. Одни умирали в бараке и на работе‚ другие как-то держались: обмороженные‚ со страшными язвами. Ели всё‚ что казалось съедобным‚ даже падаль. Нашли бочку с техническим маслом‚ стали добавлять в баланду‚ начались отравления... Били нас за каждый пустяк... За отказ от работы тут же убивали... Дожил до весны тот‚ кто дожил... Но‚ к счастью‚ то была Финляндия‚ а не Германия..."

И далее‚ из тех же воспоминаний: "А еще была вербовка. Нас вызывали по одному и предлагали записаться в некое воинское подразделение для войны с Красной армией. Дескать‚ кто согласится – получит обмундирование‚ паек и всякие блага‚ а кто откажется‚ тому придется очень плохо. Я отказался... Назавтра на работах показался начальник лагеря со свитой. Это был кадровый лейтенант с диким нравом‚ жестокий самодур‚ сам забил до смерти двух беглецов... Он подошел ко мне: "Почему ты отказался от службы?" Я чувствовал: все военнопленные следили за нами. Я ответил: "Мною дана присяга на верность‚ она не снята; не имею права вступать в другую армию". Этот ответ неожиданно пришелся по душе солдафону‚ и на глазах у всех он сделал жест высшего расположения к пленному: вытащил пачку руской махорки и дал мне... В эту армию всё равно никто не попал. Но ко мне начали относиться иначе‚ люди стали приходить ко мне с вопросами‚ просьбами‚ исповедями..."

Часть советских военнопленных финны отправили в Германию – среди них было около ста евреев. После поражения немцев под Москвой (а затем и под Сталинградом) отношение к пленным в Финляндии стало улучшаться‚ количество погибших уменьшилось. Исследователи полагают‚ что в финском плену побывало не менее 1000 евреев‚ – точное количество неизвестно‚ так как некоторые из них скрывали свою национальность.

Еврейская община в Финляндии насчитывала примерно 2 000 человек, и 250 из них принимали участие в той войне; в еврейской газете в Хельсинки написали: "Мы сражаемся за свободу и независимость Финляндии". Финские евреи разыскивали единоверцев в лагерях для военнопленных, через представителей Красного Креста отправляли им посылки‚ и подобные действия не вызвали протестов среди коренного населения страны; затем начали поступать посылки от евреев Швеции.

К концу 1942 года часть пленных евреев выделили в несколько рабочих команд‚ которые жили и работали отдельно от других. Из воспоминаний: "До конца жизни сохраню благодарность к моим безвестным братьям‚ разыскавшим меня в финских снегах... Раввин местной общины посетил еврейский лагерь‚ финские евреи прислали нам на Песах мацу и кашерное вино..." В конце 1944 года пленные вернулись домой; некоторые из них остались в Финляндии – среди них было и несколько евреев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 4] (1939 – 1945 гг.)"

Книги похожие на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 4] (1939 – 1945 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феликс Кандель

Феликс Кандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 4] (1939 – 1945 гг.)"

Отзывы читателей о книге "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 4] (1939 – 1945 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.