» » » » Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)


Авторские права

Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)

Здесь можно скачать бесплатно "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство «Гешарим – Мосты культуры», год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)
Издательство:
«Гешарим – Мосты культуры»
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Описание и краткое содержание "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать бесплатно онлайн.








В. Шульгин‚ монархист: "Хотя мы сами злы‚ как демоны‚ и слабы‚ как дети‚ но нравятся нам (русским) Сила и Добро. Мы и друг друга ненавидим именно за то‚ что во всех нас – бессильное зло. Вы (евреи) – уже сильны; научитесь быть добрыми‚ и вы нам понравитесь..."

М. Горелов‚ эмигрант‚ свидетель того времени: "Каждый русский‚ любящий родину‚ не потому должен бороться с антисемитизмом‚ что этот последний опасен для еврейства‚ а потому‚ что антисемитизм в первую голову гибелен для России... Эти требования диктуются не комическими "Протоколами сионских мудрецов"‚ а умом и совестью каждого из нас..."


***

Из сборника "Россия и евреи" (1924 год‚ составители – евреи-эмигранты): "Русский человек никогда прежде не видел еврея у власти; он не видел его ни губернатором‚ ни городовым‚ ни даже почтовым чиновником... Теперь еврей – во всех углах и на всех ступенях власти... А власть эта такова‚ что‚ поднимись она из последних глубин ада‚ она не могла бы быть ни более злобной‚ ни более бесстыдной. Неудивительно‚ что русский человек‚ сравнивая прошлое с настоящим‚ утверждается в мысли‚ что нынешняя власть еврейская и потому именно она такая осатанелая..."

Из еврейской газеты "Ахдут" (Рига, 1928 год): "Власть посылает еврейских чиновников отнимать у крестьян хлеб за гроши, ставит еврейских служащих в государственных лавках, и они дерут с крестьян и рабочих за пару сапог в три или четыре раза дороже, нежели до войны. Эксплуатируемый крестьянин не хочет знать, совершается ли это во имя коммунизма или чьих-то личных интересов. Ему плохо, он недоволен и ищет выместить на ком-нибудь свою злобу. А тут подворачивается еврей, инородец, давно ненавидимый, приводящий в исполнение те страшные поручения, которые ведут крестьянина к гибели... Тут никакая агитация в пользу евреев не помогает. Голодный чувствует только свои страдания и обиды, он глух ко всяким агитациям и пропагандам".


***

В 1925 году ЦК компартии Белоруссии запретил употреблять в белорусском языке традиционное название "жид", заменив его на "еврей"; всякое применение слова "жид" рассматривалось теперь как оскорбление и проявление антисемитизма.

Книги и брошюры против антисемитизма выходили на разных языках в Москве‚ Ленинграде‚ в столицах созных республик и областных центрах. Их выпускали в расчете на массового читателя‚ а потому они содержали разъяснения‚ интересовавшие многих: "Правда ли‚ что среди безработных нет евреев?"‚ "Отчего много евреев в институтах?"‚ "Почему евреи не стоят в очередях?"‚ "Уклоняются ли евреи от воинской повинности?"‚ "Евреи ли правят Советским Союзом?" Вот ответы на некоторые вопросы‚ подкрепляемые статистическими выкладками: "По имеющимся данным безработица среди еврейских рабочих и служащих гораздо более значительна‚ чем среди всех рабочих и служащих вообще..." – "В настоящее время в Красной армии имеется на десять процентов больше евреев‚ чем следовало бы по численности еврейского населения в стране..." – "Всякие разговоры о том‚ что "у нас жиды у власти" и т. п., совершенно не соответствуют действительности. Кроме того‚ для всякого сознательного рабочего и трудящегося ясно‚ что так ставить вопрос может только агент контрреволюции‚ злостный антисемит..."


***

Всесоюзная перепись 1926 года насчитала на Украине полтора миллиона евреев (1 574 428) – 5‚4% населения УССР и около шестидесяти процентов от общего количества евреев Советского Союза. По мирному договору 1921 года Белоруссия была разделена между Россией и Польшей‚ и на ее территории оказалось четыреста тысяч евреев (407 059) – 8‚2% населения Белоруссии. В РСФСР было 566 900 евреев – 0‚5% населения республики. В Ленинграде – 84 480 евреев (5‚0% населения города)‚ в Киеве – 140 256 евреев (27%)‚ в Одессе – 153 194 (36‚4%)‚ в Харькове – 81 138 (19%)‚ в Екатеринославе (Днепропетровске) – 62 073 (более 26%)‚ в Бердичеве – 30 812 (55‚6%)‚ в Виннице – 21 800 евреев (37.6%). Перепись насчитала в Минске 53 686 евреев (40‚8%)‚ в Гомеле – 37 745 (43‚7%)‚ в Витебске – 37 013 (37‚5%)‚ в Бобруйске – 21 558 (42%).

В Сибири было 32 750 евреев‚ в Азербайджане – 19 000 ашкеназских и 7500 горских евреев‚ в Грузии – 20 897 грузинских евреев и 9673 ашкеназов. В Крыму оказалось 45 921 еврей (в том числе 6000 крымчаков)‚ что составляло 6‚4% населения полуострова‚ а также 4213 караимов‚ отрицавших свою принадлежность к еврейскому народу. В Узбекистане было 37 834 еврея (0‚7% населения), в Казахстане – около трех с половиной тысяч‚ в Туркмении – две тысячи‚ в Армении‚ Киргизии и Таджикистане – по триста евреев.

В 1926 году рабочие составляли 14‚8% еврейского населения (без учета членов семей)‚ служащие – 23‚4%‚ ремесленники – 19%, торговцы – 11‚8%‚ крестьяне – 9‚1%‚ безработные и лица без определенных занятий – 17%. В 1926–1927 учебном году было 15‚4% студентов-евреев в высших учебных заведениях страны (в университетах – 12‚8% евреев‚ в медицинских институтах до 30%‚ в социально-экономических – 26%‚ в педагогических и технических вузах – по 16%‚ в художественно-музыкальных – 19% от общего количества учащихся).


***

С 1928 года в Грузии существовал Всегрузинский еврейский комитет бедноты (Евкомбед) для подготовки квалифицированных рабочих‚ ликвидации неграмотности и улучшения условий жизни еврейской бедноты. Активистки Евкомбеда пели со сцены:


Я‚ еврейка молодая‚

Знала много зла‚

Раньше бегала босая‚

Нищая была.


А теперь я в Евкомбеде

Строю и учусь‚

К окончательной победе

Партии стремлюсь...

Евкомбед выпускал газету "Трудящийся еврей" на русском и грузинском языках; к пятилетию создания этой организации было опубликовано в газете приветствие первого секретаря ЦК компартии Грузии: "Вы делаете большое нужное большевистское дело. Лаврентий Берия". В 1936 году Евкомбед ликвидировали‚ а его руководителя А. Линецкого расстреляли.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

И. Сталин. Л. Троцкий. Коллективизация. Борьба с религией. Евреи в литературе, искусстве, науке

ОЧЕРК ТРИНАДЦАТЫЙ


Борьба за власть после смерти В. Ленина. И. Сталин и Л. Троцкий. Изгнание и убийство Л. Троцкого


1


В апреле 1922 года Г. Зиновьев и Л. Каменев выдвинули И. Сталина на пост генерального секретаря партии большевиков – в то время это была должность‚ которую считали административной‚ почти канцелярской‚ предназначенной для учета и распределения партийных кадров. Однако Сталин умело распорядился появившимися у него возможностями и расставил повсюду своих сторонников‚ контролировавших положение на всех уровнях власти.

Из "Завещания В. Ленина" членам Политбюро (декабрь 1922 года): "Товарищ Сталин‚ сделавшись генсеком‚ сосредоточил в своих руках необъятную власть‚ и я не уверен‚ сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны‚ тов. Троцкий... отличается не только выдающимися способностями. Лично он‚ пожалуй‚ самый способный человек в настоящем ЦК‚ но и чрезмерно хвастающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела. Эти два качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу..." Через несколько дней Ленин добавил в "Завещании" требование: снять Сталина с поста генерального секретаря партии‚ потому что "Сталин слишком груб‚ и этот недостаток... становится нетерпимым в должности генсека".

Если бы Ленин прожил еще некоторое время‚ карьера Сталина, возможно, подошла бы к концу, однако очередной приступ болезни помешал этому. Вождь партии большевиков умер 21 января 1924 года‚ и У. Черчилль написал впоследствии: "Он один мог вывести Россию из трясины... Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение‚ но их следующим несчастьем была его смерть".

Сразу после смерти Ленина начали публиковать в газете "Рабочая Москва" письма трудящихся: "Тело Ленина надо сохранить! Рабочие этого хотят... Пусть он всегда будет с нами..." "Не зарывайте прах Ильича под землей от миллионов трудящихся... Оставьте его на поверхности земли на Красной площади..." "Ударишься в оппозицию, пойдешь к телу Ильича и станешь опять на правильный путь..." Ленина уже не было‚ но оставалась "партийная гвардия"‚ члены партии с дореволюционных времен‚ которые занимали ключевые посты в государстве. Чтобы пробиться к власти‚ следовало их потеснить‚ и после смерти вождя Сталин объявил о "ленинском призыве" в партию "рабочих от станка". Принимали поодиночке и коллективно, участками и целыми цехами за несколько месяцев вступили в партию около четверти миллиона человек.

В феврале 1917 года у большевиков было 23 600 членов партии‚ к 1925 году их количество достигло восьмисот тысяч‚ а к 1930 году‚ за счет нескольких "ленинских" призывов, превысило полтора миллиона человек. Пропуском в привилегированные слои общества служил теперь партийный билет‚ а потому многие стремились получить его‚ чтобы проложить дорогу в жизни. Революция закончилась – подошло время занимать освободившиеся места: партийцы "ленинских призывов" и составили ту бюрократию‚ тех руководящих работников, которые поддерживали Сталина. Многие из них были без образования; они держались за свои места, за большие оклады с привилегиями и желали в полной мере насладиться благами‚ которые им предоставили – закрытые распределители продуктов питания‚ дачи с автомобилями‚ отдельные квартиры, недостижимые для других, роскошные санатории в царских дворцах на берегу Черного моря. Исключение из партии вело к потере ответственного поста‚ могло повлечь за собой арест и физическое уничтожение – так возникло новое поколение руководителей‚ преданных‚ беспринципных и послушных "выдвиженцев"‚ беспрекословно выполнявших указания своих покровителей – "об исполнении доложить"‚ чтобы удержаться на высокой должности и сохранить привилегии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Книги похожие на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феликс Кандель

Феликс Кандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Отзывы читателей о книге "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.