» » » » Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)


Авторские права

Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)

Здесь можно скачать бесплатно "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство «Гешарим – Мосты культуры», год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)
Издательство:
«Гешарим – Мосты культуры»
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Описание и краткое содержание "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать бесплатно онлайн.








Б. Бруцкус‚ экономист (1923 год): "За два последних года во всей России количество жителей во всех городах‚ за исключением столицы‚ убыло на 1‚8%. Но если мы возьмем Украину с ее преобладающим в городах еврейским населением‚ то увидим‚ что там убыль еще больше – 7‚6%‚ между тем как в голодном Поволжье – 4‚6%. В Херсоне убыло 47‚5%‚ в Николаеве – 27%‚ в Одессе – 26‚2%... Так как еврейское население этих городов не уходило в деревни и мало эмигрировало‚ то приведенные цифры означают безысходную гибель сотен тысяч людей от голода и болезней".


4


Люди умирали тысячами‚ десятками тысяч; по дорогам бродили голодные беспризорные дети‚ количество которых – по официальным данным – приближалось к семи миллионам. Советская власть не могла справиться с бедствием‚ а потому обратились за помощью к тем самым "капиталистам"‚ которых собирались свергнуть в будущей мировой революции. Из центра посылали указания местным властям – "поднять кампанию по усилению потока писем в Америку"‚ чтобы пробудить сострадание к несчастным и увеличить размеры помощи. Западные страны откликнулись на призыв‚ и противники советского строя стали собирать средства для спасения голодающих.

Летом 1921 года в Женеве был создан Интернациональный комитет помощи России под председательством путешественника и общественного деятеля Ф. Нансена. Начали помогать голодающим христианские общины квакеров Англии и США; пришло продовольствие от Международного союза помощи детям‚ Международной федерации профсоюзов‚ Красного Креста и других благотворительных организаций. Деньги собирали в Италии‚ Швеции‚ Швейцарии‚ Дании‚ США‚ Канаде‚ Бразилии и Аргентине‚ Южной Африке‚ Индии и Японии; в Чехословакии за один месяц собрали миллион крон‚ одежду и продукты‚ чехословацкие комитеты помощи обязались содержать в столовых полторы тысячи детей.

В августе 1921 года Американская администрация помощи голодающим (АРА) во главе с будущим президентом США Гербертом Гувером подписала соглашение с советской властью‚ получив право самостоятельно распределять продовольствие. Это была самая крупная из благотворительных организаций‚ действовавших в России. Третью часть средств на расходы АРА выделил американский конгресс‚ остальные деньги шли из частных пожертвований. За первый год работы АРА безвозмездно ввезла в Россию сотни тысяч тонн продовольствия‚ одежды и медикаментов‚ открыла пятнадцать тысяч столовых для взрослых и детей‚ выдала миллионы сухих пайков. Из воспоминаний киевского студента: "Я пользовался обедами АРА‚ которая открыла студенческую столовую... Какую помощь и поддержку эти обеды – самые простые и примитивные (тарелка супа с запахом мяса и тарелка маисовой каши с маслом) – оказали студенческой молодежи в голодном 1921 году‚ даже трудно представить".

Из дневника Э. Бруцкус‚ домашней хозяйки (сентябрь 1921 года): "Сегодня мы впервые получили американскую посылку. Целый день просто в каком-то оцепенении... Мы будем сыты: вдоволь сахару‚ жиров‚ мучных продуктов после нескольких лет тяжелого недоедания и острого голода... АРА накормит жертв пятилетних опытов коммунистических правителей; американские деятели воочию увидят счастье советской России‚ и весть об этом "великом счастье", быть может, спасет другие страны от подобных социальных опытов".

В начале 1922 года в столовых АРА питались более двух миллионов детей‚ к августу того года американцы кормили около десяти миллионов человек‚ что составляло семь процентов населения страны. Весной 1923 года ГПУ дало такое заключение о деятельности этой организации: "Американские сотрудники АРА – в большинстве квалифицированные военные, которые в случае надобности смогут стать первоклассными инструкторами контрреволюционных восстаний... Через АРА российская белогвардейщина и контрреволюция сносится со своими единомышленниками и эмигрантами за границей... АРА занимается широкой экономической разведкой". Американская благотворительная организация помогала голодной России менее двух лет, и летом 1923 года Политбюро постановило – "начать ликвидацию АРА, когда ее грузы, находящиеся в пути и в портах, будут развезены по местным базам".

Еврейская благотворительная организация Джойнт собирала деньги среди евреев США и внесла в фонд АРА десятую часть всех затраченных средств – значительно больше‚ чем другие частные организации. В конце 1922 года Джойнт заключил договор с советским правительством и начал действовать самостоятельно‚ оказывая поддержку по своему усмотрению. После ликвидации АРА Джойнт стал самой крупной организацией‚ занимавшейся благотворительной деятельностью в Советском Союзе. Джойнт содержал девятьсот тринадцать детских домов в России‚ Белоруссии и на Украине‚ в которых было почти сорок тысяч детей; для них ввозили в СССР муку‚ крупу‚ рис‚ фасоль‚ жиры‚ сахар‚ какао‚ сухое молоко‚ детские пальто‚ костюмы‚ свитера и обувь; для детских домов заготавливали топливо и необходимое оборудование‚ ремонтировали здания и нанимали обслуживающий персонал. С помощью Джойнта перевезли в Петроград около трехсот еврейских детей‚ оставшихся сиротами после погромов на Украине‚ разместили их в еврейских сиротских домах‚ обеспечили питанием‚ одеждой‚ учебниками. Джойнт открыл сорок три технических училища‚ обеспечил их оборудованием‚ а учащихся одеждой и питанием‚ снабжал еврейские школы учебниками и тетрадями‚ помогал продовольствием тысячам еврейских студентов Москвы‚ Петрограда‚ Киева и Одессы.

Американские евреи давали пожертвования‚ чтобы помочь своим единоверцам‚ однако значительные средства шли на поддержку нееврейского населения Советского Союза. Джойнт ввозил трактора‚ плуги и уборочные машины‚ закупал семена‚ лошадей и коров‚ оказал помощь двадцати трем тысячам крестьянских хозяйств. До сорока процентов семян и инвентаря‚ приобретенных Джойнтом для Украины‚ пошли нееврейскому населению; помощь Джойнта направлялась в Поволжье‚ Татарию‚ Дагестан и Киргизию; питание и одежду со складов Джойнта получали деятели науки и культуры Белоруссии‚ в том числе Я. Колас и Я. Купала; на деньги Джойнта оборудовали лаборатории медицинского факультета Белорусского университета и приобрели трактора для Сельскохозяйственной академии в Москве; медикаменты со складов этой организации поступали в больницы и амбулатории. Еврейские землячества США с помощью Джойнта направляли сотни тысяч посылок в те города‚ откуда они когда-то уехали; посылки‚ не имевшие конкретного адреса‚ распределяли среди евреев и неевреев.

Большевики относились с подозрением к этой организации; им не нравилось, что посылки получали "социально чуждые элементы", и из Москвы предупреждали местные власти: "Джойнт – буржуазная организация, которая стремится войти в контакт с клерикалами, сионистами, интеллигенцией..."


5


Помощь поступала не только из-за границы. В августе 1921 года были основаны церковные комитеты помощи голодающим; православное духовенство собирало среди прихожан деньги и продовольствие‚ золото и ювелирные изделия‚ жертвовало церковные украшения‚ не имевшие богослужебного употребления‚ – однако власти запретили неконтролируемые действия этих комитетов‚ а собранные средства заставили передать правительственной комиссии.

Был создан и Всероссийский общественный комитет помощи голодающим для сбора средств по всему миру. В его состав вошли писатели‚ ученые‚ артисты и режиссеры‚ агрономы и врачи‚ многие из которых были в оппозиции к большевикам‚ – почетным председателем комитета избрали писателя В. Короленко. Комитет начал собирать деньги‚ одежду и продовольствие‚ провозгласив в воззвании: "Прежде чем спорить о формах общественного и государственного устройства России‚ нужно сохранить живые силы. Мы решительно отвергаем лозунг: чем хуже‚ тем лучше". Большевики ввели в комитет своих представителей‚ поставили его под контроль ЧК‚ но вскоре распустили‚ обвинив в намерениях "использовать легальную организацию помощи голодающим для целей контрреволюции". Одних арестовали‚ других выслали из Москвы; по именам активных деятелей Е. Кусковой и Н. Кишкина комитет помощи голодающим с пренебрежением называли "Кукиш"‚ и В. Ленин приказал после его закрытия: "На сотни ладов высмеивать "Кукиш"... Изо всех сил их высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение двух месяцев".

Российские евреи городов и местечек собирали деньги для голодающих‚ закупали продукты и посылали в районы бедствия. Раввины публиковали специальные послания, призывая жертвовать на эти цели. Еврейский комитет помощи голодающим создавал отделения в разных странах для сбора пожертвований; особые уполномоченные распределяли на местах поступавшие продукты‚ медикаменты‚ одежду‚ открывали пункты питания и детские дома. Деятельность еврейских благотворительных организаций настораживала коммунистов‚ опасавшихся неконтролируемой инициативы; власти считали‚ что "цель этих организаций не помощь‚ а завоевание влияния на еврейские массы"‚ чтобы "яд религиозно-националистического дурмана оказал свое действие".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Книги похожие на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феликс Кандель

Феликс Кандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Отзывы читателей о книге "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.