» » » » Н Пигулевская - Византия на путях в Индию


Авторские права

Н Пигулевская - Византия на путях в Индию

Здесь можно скачать бесплатно "Н Пигулевская - Византия на путях в Индию" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Византия на путях в Индию
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Византия на путях в Индию"

Описание и краткое содержание "Византия на путях в Индию" читать бесплатно онлайн.








Ко времени Абрахи относится еще одно событие, дата которого точно не известна, - поход химьяритов на Мекку. Этот поход следует рассматривать как попытку присоединить к Иемену крупнейшие караванные города, стоявшие на "пути благовоний". Но едва ли можно говорить о его намерении через Хиджаз и пустыню достигнуть Месопотамии, чтобы разделаться с врагами Византии - сасанидами.252 Такое предположение о цели похода можно сделать лишь на основании намека Прокопия.253

Из легендарных рассказов арабских источников о походе на Мекку можно все же убедиться в одном - что такой поход состоялся, но не принес Абрахе победы. Табари привел разные легенды о походе Абрахи на Мекку.254 105-я сура Корана вспоминает об этом событии как об особенно несчастной и претенциозной попытке, не давшей результатов.255 Поход этот отнюдь не имел тех, чисто легендарных, причин, о которых говорит арабская традиция и которая напрасно все еще повторяется некоторыми историками. Укрепившись в химьяритском государстве, расправившись с восставшими к 543 г., Абраха стал сильным правителем. С Эфиопией еще до этого года было достигнуто соглашение,256 по которому Иемен признал себя подчиненным. Представитель негаши был в числе прибывших в Мариб к Абрахе послов.

При Абрахе химьяритское государство пользовалось известной независимостью, соглашение, заключенное с Эфиопией, после смерти Эла-Ашбеха сводилось к обязательству выплачивать определенную дань. Дружественная поддержка, которую оказывала Византия Иемену, имела целью вызвать активные военные действия против Ирана и обеспечить спокойствие караванного пути из Сирии в южную Аравию. Но от войны с сасанидами Эфиопия и Химьяр уклонялись при Абрахе, как и при его предшественниках. Все же, пользуясь известной свободой действий, навести порядок на всем протяжении караванной дороги было, несомненно, в интересах царя химьяритов, и держать Хиджаз под контролем было выполнимой задачей для Абрахи. Возможно, что целью его была не только Мекка, но и города и оазисы, где находились иудейские колонии. Эти колонии имели связь с Ираном, и Византия рассматривала их как враждебные. Все сложное международное положение и напряжение экономической борьбы можно проследить и на истории острова Иотабы.257

Движение на Хиджаз было связано с общим положением и значением торговли в экономике страны, охарактеризованными и 34-й сурой Корана, данные которого вполне соответствуют сообщениям других, греческих и сирийских источников. В представлении Корана, Саба расположена между садами, приносящими богатые плоды, т. е. между плодоносными областями. Для ее жителей насущной необходимостью было пользоваться дорогами, о которых сказано: "путешествуйте там безопасно и по ночам, и по дням", т. е. ночью и днем.258 Если это изречение и относится к более позднему времени и отражает отношение памятника, сложившегося после хиджры, то историческое значение этих слов давно и верно раскрыто исследователями.259 Караванная торговля была пульсом жизни Иемена, и при Абрахе была сделана попытка вынудить арабов Мекки к известному соглашению и подчинению, а также наложить руку на ближайшие иудейские колонии. Полустолетием позже, в эпоху возникновения ислама, Хиджаз занял иное положение и сам стал претендовать на право контроля караванных дорог всего полуострова.

Армия Абрахи в значительной части состояла из эфиопов, с которыми были и вооруженные слоны. Среди войск началась эпидемия оспы, которая была тогда впервые занесена в Аравию, по свидетельству Ибн Исхака.260 Вероятнее всего, что она была занесена эфиопскими войсками. Неудачные военные действия и эпидемия привели к отступлению остальной части армии.261 Но и до общего отступления из войска Абрахи началось бегство. На обратном своем пути Абраха, однако, увел заложников из племен, которые брали в плен беглецов из войска.262 Из похода Абраха возвратился.263 Свидетельство об этих событиях сохранил и Прокопий, который утверждает, что, по настоянию Византии, Абраха однажды выступил в поход, но возвратился обратно и с тех пор никаких походов больше не предпринимал.264

По преданию, год экспедиции Абрахи в Мекку носит название "года слона", который считается и годом рождения Мухаммеда, - 570/571 г. н. э.265 Некоторые исследователи склонны перенести дату похода Абрахи, вопреки арабской традиции, на время между 540-562 гг., в самый разгар персо-византийских войн.266 Нельзя отрицать значения арабской традиции, в которой год рождения Мухаммеда, вероятно, держался твердо и сопоставлялся с "годом слона". Но раздвигать период царствования Абрахи с 30-х годов до 571 г. - значит делать его чрезвычайно длительным. Хронологическое сопоставление действий Абрахи с персо-византийскими войнами дает более отчетливые мотивы для его похода.

Когда Абраха - авторитетная и сильная личность - сошел в могилу, его престол последовательно перешел к двум его сыновьям - Яксуму и Масруку.267 Такой способ наследования говорит о родовых связях, крепко державшихся в Иемене, как и о том, что, сумев заручиться поддержкой Эфиопии и Византии, Абраха занял настолько прочное положение, что смог передать свою власть сыновьям по наследству. В то же время оба брата являлись ставленниками Эфиопии, пребывание войск которой было особенно тягостно для населения Иемена при Яксуме.

Нельзя не отметить те исключительные трудности и сопротивление, которое встречали попытки объединения племен. Достаточно вспомнить отказ "князей" (kail) поддержать Зу Нуваса, восстание, которое было ими поднято против Абрахи. И теперь его наследники и правители не смогли продолжать его политику, поэтому и притеснения эфиопских войск давали себя чувствовать сильнее. Длительный оккупационный режим оказался до последней степени разорительным для богатого Иемена.

Арабская традиция исчисляет срок пребывания эфиопов в Иемене в 70 лет,268 фактически он был меньше, так как с 526 г. он простирался до 570-575 гг., к которым относится, примерно, его завоевание персами.269

Стесненное положение химьяритской знати было очевидным, и часть ее решила искать защиты от Эфиопии не в объединении своих сил, а у мощных держав Востока. Несмотря на связи империи с Эфиопией, можно было рассчитывать на независимые и самостоятельные действия Византии. Поэтому химьярит Абу Мурра ибн Зу Язан был направлен в Константинополь, где он обратился к императору с просьбой освободить Химьяр от эфиопов, захватить его и прислать туда своего представителя, с тем чтобы Иемен находился в его власти.270 В Константинополе предложение представителей родовой знати химьяритов было отклонено. Юстин II был мало склонен вести военные действия в столь отдаленной стране, в этом было слишком много неопределенного, авантюрного. Безопаснее было поддерживать старые, установившиеся связи с Эфиопией.

Тогда химьяритская знать обратилась за избавлением к персам. Неудачный опыт с Византией побудил к большей осторожности, обращение не было направлено непосредственно к владыке Ирана. В качестве посредника был использован царь Хирты, дружественные отношения которого с языческими и иудейскими группировками Химьяра были известны. Ибн Зу Язан вступил в переговоры с Амром ибн Хинд, т. е. сыном царя Мундара и Хинд, о которой достаточно известно из сирийских летописей и арабской поэзии.271

Лахмиды были обязаны ежегодно являться ко двору сасанидов, и потому сообщение о химьяритских делах было приурочено к этому личному свиданию. Амр сообщил Хосрову об Ибн Зу Язане, которому была назначена аудиенция. Последний поставил персидского царя в известность о положении Иемена, жаловался на притеснения и просил военной помощи у Ирана. Но Хосров затягивал свой ответ. Ибн Зу Язан остался при дворе и даже сочинил в честь Хосрова касыду "на химьяритском языке", которую ему перевели.272 Стихи понравились, но посылать войска в рискованную экспедицию Хосров не хотел.

Абу Мурра ибн Зу Язан так и умер при сасанидском дворе, не дождавшись, чтобы царь выполнил данное ему обещание помочь Иемену. Его сын Мадикариб пытался продолжить дело, начатое его отцом. Рассказ о том, что он натолкнулся на отказ со стороны Византии отнять у Эфиопии ее господствующее положение в Иемене, едва ли правилен. Это, по всей вероятности, дублет сообщения об Ибн Зу Язане. Едва ли Мадикариб мог обратиться вновь за помощью в Византию, отвергшую его отца.273 Но Хосрову Мадикариб напомнил о данном обещании, а решение было вновь отложено. Не соглашаясь послать регулярные войска, Хосров, по предложению мобедан мобеда, дал в качестве войска находившихся в тюрьме преступников. Потеря их ни с какой стороны не могла вызвать опасений.274 Во главе войска был поставлен старый и опытный персидский полководец Вахриз. Весь рассказ Хишама, приведенный у Табари, написан в благоприятном для персов освещении и во враждебных тонах относительно эфиопов. Мадикариб совершенно вытеснен из дальнейших сообщений о ходе военных действий, которые велись под предводительством Вахриза. К персам примкнула часть местного населения. Но войска Масрука, сына Абрахи, в необычайно большом количестве превосходили силы персов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Византия на путях в Индию"

Книги похожие на "Византия на путях в Индию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н Пигулевская

Н Пигулевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н Пигулевская - Византия на путях в Индию"

Отзывы читателей о книге "Византия на путях в Индию", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.