Тамара Орлова - Управление знаниями. Как превратить знания в капитал

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Управление знаниями. Как превратить знания в капитал"
Описание и краткое содержание "Управление знаниями. Как превратить знания в капитал" читать бесплатно онлайн.
Впервые в отечественной учебной литературе рассматриваются процессы, связанные с управлением знаниями, а также особенности экономики, основанной на знаниях. Раскрываются методы выявления, сохранения и эффективного использования знаний, дается классификация знаний, анализируются их экономические свойства.
Подробно освещаются такие темы, как интеллектуальный капитал организации; организационная культура, ориентированная на обмен знаниями; информационный и коммуникационный менеджмент; формирование обучающейся организации.
Главы учебника дополнены практическими кейсами, которые отражают картину современной практики управления знаниями как за рубежом, так и в нашей стране.
Для слушателей программ МВА, преподавателей, аспирантов, студентов экономических специальностей, а также для тех, кого интересуют проблемы современного бизнеса и развития экономики, основанной на знаниях.
Серия «Полный курс МВА» подготовлена издательством «Эксмо» совместно с Московской международной высшей школой бизнеса «МИРБИС» (Институт)
По индексу конкурентоспособного роста в 2006 г. Россия занимала 62-е место среди 125 стран. Ближайшие соседи по рейтингу – Сальвадор и Египет (61-е и 63-е места соответственно).
Всемирный экономический форум совместно с авторитетной и широко известной школой бизнеса INSEAD на регулярной основе оценивает состояние национальных экономик в области информационно-коммуникационных технологий. Эта оценка проводится с использованием еще одного индекса – индекса готовности к сетевой экономике (Network Readiness Index), по которому Россия занимает 70-е место (ближайшие соседи по рейтингу – Филиппины и Азербайджан, 69-е и 71-е место соответственно).
Индекс готовности к сетевой экономике подсчитывается как средний из трех индексов – индекс окружения, индекс уровня использования информационных и коммуникационных технологий и индекс готовности к использованию этих технологий. Каждый из этих индексов также представляет собой среднюю величину из соответствующих составляющих. Индекс окружения получается как средний из индекса рыночного окружения, индекса качества государственного регулирования и индекса развитости инфраструктуры. Индекс использования вычисляется как средний из индекса уровня личного использования информационных и телекоммуникационных технологий, индекса уровня использования этих технологий в государственных структурах и индекса их использования в бизнесе. Аналогично определяется индекс готовности к использованию этих технологий.
Из всех частных индексов для России самый низкий результат по индексу качества государственного регулирования в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Самый высокий результат – индекс личного использования информационных и телекоммуникационных технологий.
ОЭСР предложила собственную систему индикаторов, которая позволяет сопоставить уровень и динамику развития интеллектуального капитала стран-участниц. В этой системе можно выделить следующие группы индикаторов:
• развитие высокотехнологичного сектора экономики, его удельный вес в продукции обрабатывающей промышленности и услугах;
• инновационная активность;
• размер инвестиций в сектор знаний (общественный и частный), включая расходы на высшее образование, научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также в разработку программного обеспечения (сейчас расходы на эти цели в странах ОЭСР составляют в среднем 4,7 % ВВП, а с учетом всех уровней образования – свыше 10 %);
• разработка и выпуск информационного и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг (вложения в инфокоммуникационные продукты и технологии возросли с 15 % от инвестиций в производство в начале 1980-х гг. до 35 % в 1999 г., причем инвестиции в программное обеспечение составили 25–40 % от вклада инфокоммуникационного сектора в рост инвестиций);
• увеличение количества занятых в сфере науки и высоких технологий (в 1999 г. в странах ОЭСР насчитывалось около 38 млн человек, 25 % трудовых ресурсов, занятых высококвалифицированным трудом в этой сфере);
• объем и структура венчурного капитала, который пока сохраняет роль основного источника финансирования новых высокотехнологичных фирм (его доля во второй половине 1990-х гг. составляла 0,21 % ВВП в США и 0,16 % ВВП в Канаде и Нидерландах);
• участие частного капитала в финансировании НИОКР (в большинстве стран ОЭСР его доля в 1990-е гг. возросла, в частности в странах ЕЭС с 52 до 55 %, в США – с 57 до 67 %);
• структура расходов на НИОКР по стадиям научных исследований (в большинстве стран расходы на фундаментальные исследования возросли по сравнению с 1980 г. как в абсолютном, так и в относительном выражении) и по направлениям (в странах ОЭСР доля расходов на военные НИОКР снизилась, в то время как повысилась доля расходов на НИОКР в области здравоохранения, биотехнологий и инфокоммуникационных технологий);
• межстрановые потоки знаний, а также международное сотрудничество в области науки и инноваций (в середине 1990-х гг. в странах ОЭСР 27 % научных публикаций были международными);
• усиление кооперации между организациями, научно-исследовательскими учреждениями и университетами;
• межстрановый обмен результатами изобретательской деятельности (14 % полученных в странах ОЭСР патентов приобретено иностранными резидентами, одновременно страны ОЭСР приобрели около 15 % патентов, полученных за рубежом);
• мобильность ученых и инженеров, особенно высокой квалификации, а также студентов, уезжающих учиться в США, Англию, Германию и другие страны (в Англии более 10 % студентов – иностранцы);
• распространение инфокоммуникационных технологий, широкое использование персональных компьютеров, определяющий вклад инфо-коммуникационного сектора в увеличение количества рабочих мест и занятости (в 2000 г. в Швеции персональные компьютеры имелись в 60 % домохозяйств, в Дании – в 65 %; в этих же странах более половины взрослого населения используют Интернет, 68 и 62 % соответственно);
• доля высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных услуг (доля валовой добавленной стоимости отраслей высоких технологий высокого и среднего уровня в ВВП в конце 1990-х гг. была особенно высокой в Ирландии – свыше 16 %, Южной Корее – 12,6, Германии – 11,7 и Японии – 10,7 %);
• уровень развития рыночных услуг с повышенным спросом на знания (в странах ОЭСР – около 18 % ВВП, а вместе с нерыночными – образованием и здравоохранением – примерно 29 %);
• возрастание доли высокотехнологичной продукции в товарообмене между странами, положительное сальдо ведущих стран в торговле высокотехнологичной продукцией;
• ускорение патентования результатов новых разработок и изобретений в области высоких технологий.
В странах ОЭСР ведется статистика инвестиций в знания. Эти инвестиции определяются как сумма затрат в НИОКР, затрат (как государственных, так и частных) на высшее образование, а также инвестиций в программное обеспечение. Определенные таким образом инвестиции в знания составили в начале XXI в. в странах ОЭСР 4,8 % ВВП. В Швеции этот показатель равен 7,2 %, в США – 6,8, а в Финляндии – 6,2 %. Этот показатель сопоставим с инвестициями в машины и оборудование, который для всех стран ОЭСР равен 8,4 %.
В России показатель доли затрат в НИОКР в общем объеме ВВП сильно отстает от развитых стран – 1,2 % (в странах ОЭСР – 2,3 %). По доле расходов на НИОКР в ВВП Россия находится на уровне Китая и Италии, а по абсолютным вложениям не уступает Канаде. По доле высокотехнологичного экспорта в товарном экспорте мы находимся на уровне Индии, уступая более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии.
В официальных документах Евросоюза делается вывод относительно того, что для построения конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, Евросоюз должен в своих действиях сосредоточиться на трех направлениях: 1) совершенствовать условия для разворачивания НИОКР; 2) развивать информационное общество и 3) создавать возможности для частного предпринимательства.
Для оценки экономики, основанной на знаниях, можно воспользоваться и более традиционными методами оценки, проводимыми на основе анализа воспроизводственных пропорций. В современном мире динамика воспроизводственных пропорций многих стран – и более, и менее развитых – свидетельствует о том, что они изменяются в сторону увеличения удельного веса третичного сектора, повышения роли торговли, транспорта и связи и уменьшения удельного веса первичного и вторичного секторов.
Выводы
Оценка экономики, основанной на знаниях, – сложная процедура, учитывающая множество факторов. В большинстве методик оценивается степень соответствия экономики нашему представлению о том, что такое экономика, основанная на знаниях. Сравнение осуществляется с имеющимися образцами, т. е. состоянием различных национальных экономик. Именно так строятся индексы, используемые Всемирным банком в рамках программы «Знания для развития».
Анализ совокупности данных, характеризующих готовность экономики России вступить на путь развития, базирующийся на знаниях, показывает, что экономика России имеет весомые возможности адаптироваться к новым условиям.
Эти возможности обусловлены прежде всего высоким образовательным потенциалом, возможностями инновационного процесса и достаточно развитой материально-технической базой национальной инновационной системы. В то же время своеобразным тормозом, сдерживающим продвижение России в сторону экономики знаний, остаются проблемы развития институциональной среды. В их числе низкая эффективность государственного управления, государственного регулирования экономики, неразвитость венчурного предпринимательства, высокие административные барьеры.
Глава 2
Интеллектуальный капитал
2.1. Сущность интеллектуального капитала
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Управление знаниями. Как превратить знания в капитал"
Книги похожие на "Управление знаниями. Как превратить знания в капитал" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тамара Орлова - Управление знаниями. Как превратить знания в капитал"
Отзывы читателей о книге "Управление знаниями. Как превратить знания в капитал", комментарии и мнения людей о произведении.