» » » » Петр Киле - Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]


Авторские права

Петр Киле - Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]

Здесь можно скачать бесплатно "Петр Киле - Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Петр Киле - Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]
Рейтинг:
Название:
Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]"

Описание и краткое содержание "Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]" читать бесплатно онлайн.



«ОПЫТЫ по эстетике классических эпох» - это эссеистика поэта и философа, основанная не столько на штудиях известных источников, а прежде всего на живом восприятии произведений искусства античности и эпохи Возрождения в странах Европы и Востока, словно автор провел в странствиях тысячелетия, наблюдая воочию величайшие эпохи в истории человечества, что можем проделать и мы, последовав за ним.






Чума чумой, оно собралось в идеальном месте. Автор, описав сад, рассказывает: «Они принялись утверждать, что если бы можно было устроить рай на земле, они не знают, какой бы иной образ ему дать, как не форму этого сада».

Хлодовский пишет: «От всех прочих существовавших и до и после него утопий «Декамерон» отличает одна, но весьма немаловажная черта: утопия эта была исторически осуществлена». И далее: «Декамерон» не только ренессансная утопия, но и своего рода воспитательный роман. В возможность воспитания и перевоспитания человека зрелый Боккаччо верил, пожалуй, еще тверже, чем в бога. В его книге перевоспитываются герои новелл и даже само общество их рассказчиков».

«Это был мир ренессансной, гуманистической культуры». И в этом мире забавляются, кроме танцев и пения, пересказом средневековых новелл. Нет ли здесь противоречия? Несомненно есть, но оно эстетически продуктивно: новеллы несли в себе жизнь народа во времени, его смеховую культуру, стихию языка, что и составляет национальное содержание зарождающегося классического стиля. Ведь классика ориентирована на природу и на этническую культуру, которая сохраняется в столетиях и тысячелетиях именно у народа, и тем самым создает новую национальную культуру.

Оставляя в стороне содержание новелл «Декамерона», я коснулся здесь лишь самого важного, что оказалось ново - оформления классического стиля на основе народной культуры, с открытием природы в ее многокрасочности и человека, каков бы он ни был, с его самоутверждением.

«Декамерон» Джованни Боккаччо сразу стал бестселлером у самой широкой публики, уже поэтому ученые люди не очень его жаловали, кроме Петрарки, который, верно, понимал лучше других его гуманистическую сущность. Но художники XIV и последующих веков были чаще по рождению из низов общества, из купеческой среды, они выросли на «Декамероне» в большей степени, чем на «Божественной Комедии», идя от Джотто и Боккаччо непосредственно к созданию классического стиля в живописи.

И первым из них был несомненно Сандро Боттичелли, который, правда, по своему умонастроению оказался в большей степени под влиянием Данте, особенно с обращением, романтиком, предтечей ренессансной классики у Леонардо да Винчи, Микеаланджело, Джорджоне, Тициана и Рафаэля.



Философия Ренессанса, или эпохи Возрождения

   Обычно пишут о философии эпохи Возрождения, упоминая о тех или иных мыслителях, поэтах и художниках, о философских работах и учениях, включая и богословские, и естественно-научные, вступавшие между собою в резкие противоречия, вплоть до гонений, явлений Реформации и инквизиции. В массе вдохновенных высказываний и тончайших интуиций теряется представление об эпохе Возрождения, в отличие от Средневековья и Нового времени, о движущих силах Ренессанса, сотворивших новое миросозерцание и новый мир, о ярчайших проявлениях человеческой гениальности, что кажется чудом.

Философия эпохи Возрождения несомненно слишком широкое и аморфное понятие, при этом и исторически она претерпела большие изменения - от церковной ортодоксии до Реформации, явившихся реакцией на ренессансные явления жизни и искусства. Аморфность представления о философии эпохи Возрождения приводит к казусам. Есть учебное издание «Мировая художественная культура. Возрождение.» 2005 г., автор О.Б.Лисичкина. Дело не в авторе, просто прослеживается тенденция, когда даже исследователи проявляют весьма общие и односторонние представления о гуманизме и Ренессансе. А в наше время, с поворотом к религии, и вовсе все запутывается, и с этой «разрухой в мозгах» составляют учебные материалы для школьников и студентов.

Книга, посвященная величайшему расцвету искусств и вообще художественной культуре, начинается с главы «Религия: Борьба великих страстей» из трех статей:

1) «Фома Торквемада - Великий инквизитор».

2) «Мартин Лютер - великий реформатор».

3) «Игнатий Лойола и Орден иезуитов».

В введении же титаны Возрождения заключены в кавычки.

С главой 2 «Философия: Великие идеи Возрождения» обстоит вот как: выделяются статьи «Гуманизм и Ренессанс», «Человек и природа», «Добродетель и благородство», «Аскетизм и благородство», «Аскетизм и наслаждение». Здесь больше о морали, как ей посвящена, по сути, и первая глава. О первопричинах расцвета искусств - ни слова. Говорится много о происхождении слова гуманизм, о том, какой смысл в это понятие вкладывали П.О.Кристеллер и Я.Буркгардт, и из современных итальянских исследователей проблем Возрождения Эудженио Гарэн, - и все это отнюдь не прояснивает, что такое гуманизм и что такое Ренессанс, и какая связь между ними. Проследить, как исторически возникло слово, интересно, но решающее значение имеет новый смысл понятия.

Философия Ренессанса по определению заключает первопричины и движущие силы величайшего расцвета искусства, с сотворением нового человека и нового мира, как среды его обитания и миросозерцания, с открытием природы и мироздания в целом. В СССР в 1982 году издан капитальный труд А.Ф.Лосева «Эстетика Возрождения», можно сказать, это исчерпывающее исследование эпохи Возрождения в Италии, какого нет в мире. Но автор учебного пособия по каким-то причинам находит нужным ссылаться на Кристеллера и Буркгарта, с разбором их явно односторонних и давно устаревших взглядов, обходя универсальный труд по эстетике Ренессанса. А ведь эпоха Возрождения, новизна ее миросозерцания - это прежде всего и по преимуществу эстетика, даже религиозные мыслители, начиная от Фомы Аквинского, не говоря о Николае Кузанском, приходили к эстетике.

Философия Ренессанса, если вдуматься, - это гуманизм и эстетика, в основе которых лежит античная культура и философия, с их новым освоением, с выделением человека в центр мира, вместо Бога, с раскрепощением всех его сущностных сил, с новым открытием природы и античной эстетики, основанной на ее законах.

Это действительно возрождение начал классической философии, что поначалу выступает как филология, и классической эстетики, с преодолением стилей, установившихся в Средние века: романского стиля, византийского, готики, что происходит последовательно лишь в Италии, с новым открытием произведений искусств древности, прежде всего в архитектуре и скульптуре, классических по определению, с наглядной демонстрацией античной эстетики, с открытием человека, его достоинства и телесной красоты.

«Идея реформации церкви витала в эпоху Гуманизма и Возрождения, так же как и идеи возрождения науки, искусства и всех других сторон человеческой жизни», - пишет вышеназванный автор. Можно добавить: также и идея ужесточения действий инквизиции, в унисон с Реформацией, и идея объединения Италии. Гуманизм как филология, как религиозно-реформаторская идея и как политическая - это явление в большей мере внеэстетическое, как и развитие науки в эпоху Возрождения.

Самая суть эпохи Возрождения - это новый расцвет искусств после классической древности в условиях развития городской культуры в Италии и в странах Европы, как и в странах Востока в свои исторические сроки. Расцвет искусств в разных странах носит неравномерный, редко синхронный характер, что определяется, в частности, внеэстетическими факторами, как было в Испании, во Франции, в Германии, в Нидерландах или в Англии. Одна Италия, раздробленная на княжества-города-государства, выступает как страна классического Ренессанса.

Дело не только в том, что Италия была богата руинами римской древности, - в отношении древностей Эллады она находилась в положении других европейских стран и России, - а в том, что эстетика Ренессанса, с преодолением эстетики иконописи, романского стиля и готики, развилась в Италии как классическая, при этом существенно важно, что это не был классицизм, скажем, эпохи эллинизма, а ренессансная классика, высшая ступень в развитии мирового искусства после эпохи классики в Греции V-IV веков до н.э.

На закате итальянского Ренессанса проступили барокко и классицизм, две стороны классического стиля, каковые определят развитие искусства в странах Европы еще в эпоху Возрождения (Северного) и в России, а также в Новое время уже как отдельные художественные направления. Теперь вернемся к вопросу о соотношении понятий гуманизм и Ренессанс, что у автора обрело выражение: «...в эпоху Гуманизма и Возрождения...», - весьма лихо.

«Сущность Ренессанса - гуманизм» - таково название моей вступительной статьи к серии статей об эпохе Возрождения. Когда я ее набрасывал, я не подозревал, что исследователи этого не знают. Следует просмотреть эту статью и последующие три, посвященные эстетике Ренессанса, поскольку в них-то речь о философии Ренессанса, что и есть эстетика, как античная философия - эстетика, поскольку она воспринимает действительность (природу, Космос, жизнь, историю, искусство) как эстетическую действительность. С выделением человека в центр мира, вместо Бога, он, как Бог-мастер, творит новую действительность, новое небо и новую землю. Это и есть искусство и культура, величайшее наследие эпохи Возрождения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]"

Книги похожие на "Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петр Киле

Петр Киле - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петр Киле - Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]"

Отзывы читателей о книге "Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.