» » » » Петр Киле - Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]


Авторские права

Петр Киле - Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]

Здесь можно скачать бесплатно "Петр Киле - Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Петр Киле - Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]
Рейтинг:
Название:
Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]"

Описание и краткое содержание "Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]" читать бесплатно онлайн.



«ОПЫТЫ по эстетике классических эпох» - это эссеистика поэта и философа, основанная не столько на штудиях известных источников, а прежде всего на живом восприятии произведений искусства античности и эпохи Возрождения в странах Европы и Востока, словно автор провел в странствиях тысячелетия, наблюдая воочию величайшие эпохи в истории человечества, что можем проделать и мы, последовав за ним.






Но нам следует помнить, что самая суть Ренессанса, его эстетики и философии, - это выделение и возвеличивание свободной человеческой личности, которая в своих постижениях и в своем развитии может уподобиться ангелам и даже Богу. Больше того. Речь о творении человеком самого себя, о чем проповедовал Пико делла Мирандола, не обделенный судьбой, казалось бы, ни в чем. Между тем Леонардо был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса из городка Винчи и левшой. Среди его многочисленных записей и автобиографического характера нет воспоминаний о детстве. А ведь он покинул городок Винчи лет 16, довольно поздно, отданный отцом для обучения в мастерскую Андреа дель Верроккьо, где остается продолжительное время, хотя проявил он успехи и в ваяньи, и в живописи весьма заметные, - вся эта пора, до 30-ти лет, когда Лоренцо Медичи обратил внимание на молодого музыканта, изобретателя чудесной лютни в форме лошадиного черепа, и отправил его в Милан, покрыто тайной неведомого миру созревания универсального гения.

Похоже, Леонардо был в громадной степени самоучкой, которого во Флоренции не воспринимали всерьез, но из его письма к герцогу Миланскому Лодовико Моро, одобренного Лоренцо Медичи, явствует, что его познания полезны и для ведения войны, а в мирное время в зодчестве, в устройстве каналов и водопроводов, а также в искусстве ваяния из мрамора, меди, глины и в живописи он может исполнить какие угодно заказы не хуже всякого другого, кто бы ни был.

Отъезд в Милан в 1482 году, по всему, явился для Леонардо знаменательной вехой в его жизни: ученические годы позади, он обрел свободу, - отныне он будет жить, как хочет, тем более что природа наделила его всем - физической красотой, изумительной силой, грацией и всеми дарованиями, какие только мыслимы, начиная с игры на лютне и пения, что при дворе герцога Миланского было оценено, разумеется, прежде всего.

Но еще в ученические годы Леонардо прославился изображением ангела на картине Верроккьо «Крещение Христа», о чем рассказывает Вазари и что находит подтверждение в документах, в которых перечисляются «прекрасные произведения», находящиеся в церкви Сан-Сальви во Флоренции, с отдельным упоминанием «ангела Леонардо Винчи».



Среди ранних работ Леонардо выделяется «Портрет Джиневры Бенчи» (1474-1476). Сохранилась лишь верхняя часть портрета, с удивительным пейзажем. Известно, Джиневра 15 января 1474 года вышла замуж, возможно, заказ портрета был приурочен к свадьбе, но работа Леонардо, по его обыкновению, могла продолжаться еще долго. На портрете мы видим отнюдь не девушку семнадцати лет, невесту, а молодую женщину, чем-то потрясенную, с неподвижным взглядом и сжатыми губами на фоне символического пейзажа.

Знаменательно, на оборотной стороне портрета со всей тщательностью выписана эмблема Джиневры - веточка можжевельника, окруженная сплетающимися ветвями лавра и пальмы, оплетенные лентой, с девизом на ней «Форма украшает добродетель».

Кусты можжевельника в пейзаже, можжевельник в эмблеме, по сути, это обыгрывание имени женщины (ginepro - можжевельник), чем увлекается художник, да эмблема - скорее его создание. Известно также, Леонардо, уезжая в Милан, оставил неоконченное произведение «Поклонение волхвов» отцу Джиневры Америго Бенчи. Здесь тайна, быть может, более волнующая, чем вокруг «Джоконды». Возможно, утраченная часть картины явно указывала на нее.

«Портрет Джиневры Бенчи» - один из шедевров Леонардо да Винчи, полный сокровенного и даже священного смысла. А рядом «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») (ок.1478-1480), казалось бы, на священный сюжет, с нимбами над головой матери и ребенка, которые всецело заняты цветком. Впрочем, золотые круги могли изобразить впоследствии, что ничего не меняет. Это портрет молодой женщины, пусть имя ее неизвестно. В ее позе свобода, какая трудно достижима в живописи.

Я еще ничего не знал об искусстве, ученик 8 или 9 класса, а позже как студент философского факультета, у нас занятия проходили в залах Русского Музея и Эрмитажа, я всегда затаивал дыхание, входя в небольшой проходной зал, где не в массе на стенах, а отдельно на стендах были помещены картины Рафаэля и Леонардо да Винчи: «Мадонна Конестабиле», «Святое семейство», «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта». Хотя в разные годы я с увлечением всматривался в картины Рембрандта, чем богат Эрмитаж, или Рубенса, или малых голландцев, или Пикассо, я всегда сознавал, что проходной зал, где публика без экскурсовода не задерживалась, таила в себе тайны первейших гениев эпохи Возрождения.

Сегодня, набрасывая это эссе, исходя из всех знакомств с картинами Леонардо, не побывав в Лувре, чтобы всмотреться в «Джоконду», впрочем, я уверен, живых и новых впечатлений это не прибавило бы, я с уверенностью могу утверждать, что не «Мона Лиза», ведь она не достаточно красива и не достаточно таинственна, а «Мадонна Литта» (ок.1483-1485), созданная в Милане, - высшее создание Леонардо да Винчи. Это ренессансная классика в чистом виде.



Женский тип лица, присущий образам Леонардо, помимо портретов, здесь схвачен в идеальной форме. Ничего лишнего. Ребенок припал губами и рукой к груди матери, а глаз его устремлен к зрителю, которого не замечает молодая мать, она задумалась, глядя на сына. Красное платье и голубая накидка, гармонирующая с высоким небом в проемах двух окон, - самодовлеющая красота земной женщины и именно женщины эпохи Возрождения.

Почему-то предполагают, что Леонардо не довел работу до конца, как говорят почти о всех его картинах, а закончил в 1490 году его ученик под непосредственным руководством самого мастера. Странное предположение. Этот ученик должен был превзойти художника, как Леонардо - Верроккьо, однако никто из его учеников не стал сколько-нибудь заметной фигурой. А если вчитаться в «Трактат о живописи», составленный из записей и высказываний Леонардо, станет ясно совершенно, что он не из тех художников, которые дозволяют кому-то касаться до его работы.

Кроме того, существует несколько копий, сделанных в Ломбардии с картины Леонардо, когда и можно говорить о работе ученика или учеников, а главное, свидетельство современника, который видел в Венеции в 1543 году оригинал: «Прямоугольная картина, чуть больше фута длиной, с изображением сидящей Мадонны, по пояс, кормящей грудью младенца, созданная рукой Леонардо да Винчи; произведение, исполненное с большой силой и весьма тщательно».

«Мадонна Литта» - картина получила свое название от ее владельца, маркиза Литта из Милана; она поступила в Эрмитаж в 1865 году.

Именно в Милане Леонардо, вращаясь в свете при дворе герцога, пишет портреты светских дам и обретает привычки жить на широкую ногу, иметь свою конюшню, что не всегда ему позволяли средства, поскольку он обыкновенно затягивал работу, а то просто не оканчивал, увлекаясь все новыми замыслами и занятиями. Он обладал свободой, грандиозный в идеях и начинаниях, все новых и новых, позволяя себе быть необязательным перед заказчиками. Он обладал свободой и по отношению к своим покровителям, не вникая в их достоинства и недостатки, лишь бы они содействовали его интересам, в чем доходил, как утверждают, до беспринципности. Но это было всего лишь проявлениями артистизма гениальной личности как в жизни, так и в творчестве, с полным самоутверждением.

Также Леонардо обходился с Богом, которого упоминает в записях скорее в метафорическом или чисто поэтическом смысле. Сохранилось свидетельство Вазари, что в более поздних изданиях его «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» опускалось: «И он образовал в своем уме столь еретическое учение, что не зависел уже ни от какой религии, желая быть более философом, чем христианином».

Леонардо, в отличие от Боттичелли и Микеланджело, словно не заметил Платоновской академии во Флоренции, что говорит, конечно же, не об его невежестве, а самостоятельности его мысли. Для неоплатоников смерть означает освобождение души из темницы тела и возвращение ее на родину, что вполне соответствует христианскому вероучению; у Леонардо, напротив, смерть означает избавление и возвращение на родину элементов, которые освобождаются, когда душа перестает связывать их воедино.

«Так рассмотри, - пишет Леонардо, - надежду и желание вернуться в первое состояние, подобное стремлению мотылька к свету. Человек с непрестанным желанием и всегда с радостью ожидает новой весны, всегда нового лета, всегда новых месяцев и новых годов... И он не замечает, что желает своего разрушения; но это желание есть квинтэссенция, дух элементов, которые, обнаруживая себя запертыми душою, всегда стремятся вернуться из человеческого тела к своему повелителю».

У Леонардо все перевернуто: элементы оказываются носителями жизни, как у античных натурфилософов, а душа их запирает в человеческом теле. Но душа - активное начало, в самом деле, она подчиняет элементы, то есть материю, и от видимого материализма ничего не остается.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]"

Книги похожие на "Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петр Киле

Петр Киле - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петр Киле - Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]"

Отзывы читателей о книге "Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.