Алексей Осипов - Лекции профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Лекции профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова"
Описание и краткое содержание "Лекции профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова" читать бесплатно онлайн.
Так вот, друзья мои, вот тот сравнительный метод изучения – мне кажется, что и здесь он страдает вот этим вот изъяном. Он требует очень тщательного хорошего изучения, хороших познаний, прежде чем человек действительно сможет сам не поверить кому‑то, а убедиться сам – да, здесь я вижу, мы ошибаемся, заблуждаемся.
Мне кажется и в данном случае есть совсем другой вариант, другой путь, который однозначно говорит о том, что католицизм – это действительно религия заблуждения. Не прав католицизм… Не верно это христианство!.. – оно ведет человека не туда. И этот метод лежит на другой дорожке. Этот метод – исследование, изучение католической духовности и ее сопоставление с православной духовностью. Здесь во всей силе, во всей яркости (причем такой яркости подчас – убийственной!) обнаруживается все, если хотите, безумие – выражаясь эстетическим языком, вся прéлестность католической духовности. Та прéлестность, которая чревата колоссальными изъянами и повреждениями для человека, ставшего на этот путь жизни.
Знаете, вот иногда я выступаю… (Общественные лекции бывают. Там собираются люди… ну, просто так: вот здесь учащиеся собираются, а там… ну кто придет тот и придет.) – иногда задают вопрос: как узнать, что католичество не верно, чем оно отличается? Я много раз убеждался, что достаточно привести несколько высказываний, несколько фактов католических мистиков, чтобы они просто даже наивно сказали: спасибо, нам теперь все ясно – нам больше ничего не нужно!..
Все ясно… Действительно – по святым оценивается Церковь: скажите мне, кто ваши святые и я вам скажу, какая ваша Церковь. Святые – это идеал (вы слышите?), это идеал, это норма жизни, на которую мы должны ориентироваться. Это вовсе не чин и не звание, а норма жизни! Это те люди, которые осуществили и показали, что разумеется под святостью в данной Церкви. Поэтому по святым мы можем лучше всего судить о самой Церкви. И вот здесь, не залезая далеко – потому что эта тема, как и любой из вопросов затронутых здесь, требует отдельного разъяснения, отдельного развития – я вам скажу, что здесь факты вопиющие, и мы можем показать их! Возьмите, например, хотя бы вот эту книжонку «Откровения блаженной Анжелы»… Что там творится с этой «блаженной Анжелой»!!! До каких вещей она доходит?! Какие диалоги она ведет со Святым Духом и с Иисусом Христом?! В какой любви ей объясняются эти лица Святой Троицы?! Ой, любим мы и апостолов всех, но никого не любим так, как тебя… Были в апостолах всех, но ни в ком так не были, как в тебе… И видит она себя во мраке Святой Троицы, в самой середине… Чего там только нет: то она видит себя припавшей к Ребру Христову и пьющей Кровь Его; когда отходит Христос, она начинает вопить и кричать – монахини, другие монахини, ее хватают за руки, за ноги и выносят скорее из костела. Срам – монахиня, а вопит: «Куда ты ушел Христе, я еще не насладилась тобой!!!» Ужасы какие!
У Алексея Федоровича Лосева есть блестящая конечно страница, где он дает итоговый взгляд на католическую мистику, где он противопоставляет строгую московско–византийскую духовность с католической сладостностью и, я выражусь современным языком, сексуальностью. Возьмите вы только эту Великую Терезу – что там происходит!.. Вообще вот есть книжечка такая Мережковского «Испанские мистики», я бы советовал вам посмотреть там многие вещи. Там много конечно всякой чепухи, но многие факты из жизни католических святых, которые он там сообщает – просто поразительны!.. Когда Христос является к Терезе и говорит (после многих конечно явлений): «До этого Я был Бог твой – отныне Я и Супруг твой», а Тереза закатывает глаза и падает в обморок от восторга, то знаете ли это какой‑то кошмар просто! Мороз по коже!.. Когда она восклицает: «О, Бог мой, Супруг мой!!!» – да что же это такое?! Когда она о Христе говорит: «Возлюбленный…», зовет таким пронзительным свистом, что не услышать этого невозможно и «…душа моя изнемогает от желания», то тут я не знаю куда и деваться… Когда она, игуменья Тереза, любит петь и плясать с кастаньетами, я просто обращаюсь к нашему игумену: вы почему отстаете, в конце концов? (Смех в зале.)
Я вам скажу, что этих фактов множество, причем – обращаю ваше внимание – я вам сказал: Тереза, Тереза Великая, вы знаете – кто она? Папой Павлом VI она возведена в достоинство учителя Церкви!.. Учитель Церкви – это высшая ступень канонизации в католической церкви!.. То есть она – Учитель: то есть она равна Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Богослову – этим Великим, кого мы называем Великие! Это Тереза.
А такая же Катарина Сиенская? Ей двадцать лет и она чувствует, что с ней должно что‑то произойти, ходит по садовой дорожке, часами разговаривает с Иисусом, который ей объясняет и толкует Псалтирь и всякие прочие вещи? Часами!.. Что бы мы сделали с этой бедной девушкой, которая одна ходит и разговаривает с Иисусом и которая непрестанно творит молитву? Вы так и думаете: молитву Иисусову, небось… Ох, отсталые люди вы!.. Совсем не Иисусову!!! Есть молитва оказывается «получше» – учитесь у Великой Катарины!.. Тоже Учитель Церкви, тоже возведенная ПавломVI с это достоинство. «Соединись со мною браком в вере». Больше ничего не надо.
Я скажу вам, когда посмотришь на вот этих святых, чем они живут, то сразу поймешь, с какой религией мы соприкасаемся. Этот папа последний Иоанн Павел II возвел опять‑таки в достоинство Учителя Церкви, теперь Терезу–маленькую. Эту француженку… Почему? Потому что в предыдущем году, когда он был в Париже, молодежь кричала: «Терезу, Терезу!!!» Он сказал: «В следующем году будет». Все, в следующем году он ее возводит в Учители Церкви. Кого?! Отроду 22 года прожила. Чем занималась? Украшала цветочками младенца Иисуса, и она Его любила больше всех на свете. Этим она прославилась. А уж какие там перлы есть, в ее книге?! Например, вот такие строки возьмите – является ей Иисус–младенец: «Мы посмотрели друг на друга и все поняли». Вы подумайте…
Как прав был тот помещик, о котором пишет Игнатий Брянчанинов – святитель, который, увидев в руках своей дочери книжку «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского, вырвал ее у нее из рук и сказал: «Прекрати играть с Богом в романы!» «В романы»… и больше ничего!.. Так сказать неосуществленные природные склонности, потом могут суррогатом проявлять себя – что называется: «боком выходить». Вот это «выхождение боком» и проявляется там.
Ну, знаете, это тема громадная – католическая мистика – об этом можно говорить много и долго. Я просто хотел вам показать: когда здесь мы соприкоснемся вот с этой католической духовностью и православной, то нужно быть только уже человеком ничего или не понимающим, или не желающим видеть, чтобы он мог не отшатнуться в ужасе от этой мистики! Кстати я, вы знаете, такой человек, что иногда лезу на рожон – это у меня, к сожалению, такое свойство натуры – я пытался на русско–католических диалогах иногда проделывать такие штуки – вот, последний раз это в Минске было, два года тому назад: я специально в свой доклад вставил резкую цитату из Святителя Игнатия Брянчанинова, где он называет вот этих католических святых – сумасшедшими. Делегацию возглавлял кардинал, все как положено – там епископы, богословы – ну я думаю все: сейчас уж они возмутятся и набросятся на меня!.. А мне только этого и нужно, я этого именно и хотел!.. Вы что думаете? Я был поражен! О чем только не спорили – об этом ни звука… Я пытался поставить вопрос – уходят от этого вопроса, и я понял… Я понял: они погрешают против истины: видят ложь этого; понимают, что это прелесть и уходят от ответа. А это, я вам скажу, это уже беда. Потому что это уже сознательный шаг – не просто заблуждение – каждый из нас может ошибаться, о чем говорить? Уходят от этого…
Вот это то, что касается католицизма. Ну, с протестантизмом, по–моему, даже еще проще – тут достаточно, мне кажется, догматики. Даже догматики достаточно, не обязательно переходить к мистике. Достаточно только одного утверждения – сейчас я ограничусь только им, друзья мои – достаточно только одной мысли, чтобы сразу увидеть, что такое протестантизм: верующему грех не вменяется в грех!? Я когда это слышу кричу: все – перехожу в протестантизм!.. Какая красота!!! – верующему грех не вменяется в грех, человек спасается только верою. Когда им говоришь: но, простите, и бесы же веруют, и трепещут!!! И пишет‑то об этом кто? Апостолы же!!! Что же вы говорите?
Вот тут вопрос, который они перепутали. Они десятый этаж назвали первым, или, я не знаю, первый назвали десятым – зашли на него и кричат, что мы уже на десятом небе – на самом деле будучи на нашей бренной Земле. Все перепутали на свете: они забыли, какая вера спасает человека. Не вера же в то, что две тысячи лет назад Христос пришел и все в порядке – все сделал за нас, и теперь, если я верую, все – мне грех автоматически не вменяется. Перепутали, да еще как перепутали!..
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Лекции профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова"
Книги похожие на "Лекции профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Осипов - Лекции профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова"
Отзывы читателей о книге "Лекции профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова", комментарии и мнения людей о произведении.