Дмитрий Лысков - Великая русская революция, 1905-1922

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Великая русская революция, 1905-1922"
Описание и краткое содержание "Великая русская революция, 1905-1922" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — длинный и очень сложный разговор о самом противоречивом этапе нашей истории — революции начала XX века. Мы слишком мало знаем о ней, даже если кажется, что все точки над «i» уже расставлены. Достаточно спросить: почему Ленин называл Октябрьскую революцию буржуазной? Сколько было «опломбированных вагонов», и кто еще проехал в революционный Петроград через Германию? Как Сталин оказался в лагере сторонников Временного правительства? Эти вопросы — лишь вершина айсберга. Под ней — огромная тайна, называемая «Русская революция». Эта книга — вызов стереотипам и идеологии. Попытка разобраться, чем же на самом деле является для нас этот социальный и политический взрыв, переросший в противостояние Гражданской войны, — не спецоперация, не заговор, а исторический процесс, пронизанный собственной, подчас крайне жестокой, но единой логикой.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Железные дороги оставались основным средством переброски войск, топлива и продовольствия. Боевые действия Гражданской войны велись обеими сторонами в значительной мере именно вдоль ж/д путей. В историю вошло понятие «эшелонной войны» как первого этапа противостояния.
Война нанесла транспорту страшный урон. Диверсии на железных дорогах в окрестностях Петрограда и Москвы начались еще в конце 17 — начале 18 годов[858], в разгар же Гражданской войны все стороны в ходе боев активно уничтожали инфраструктуру и подвижной состав, стремясь затруднить перемещения противника. На железных дорогах было разрушено 86 больших мостов, выведено из строя 70 % общего количества паровозов и 15 тысяч вагонов, уничтожены и увезены оборудование мастерских, в том числе почти все телефонные и телеграфные аппараты[859].
Л. Троцкий вспоминал: «Осенью 1919 г., когда число больных паровозов дошло до 60 %, считалось твердо установленным, что к весне 1920 г. процент больных паровозов должен дойти до 75. Так утверждали лучшие специалисты. Железнодорожное движение теряло при этом всякий смысл, так как при помощи 25 % полуздоровых паровозов можно было бы лишь обслуживать потребности самих железных дорог, живших на громоздком древесном топливе. Инженер Ломоносов, фактически управлявший в те месяцы транспортом, демонстрировал перед правительством диаграмму паровозной эпидемии. Указав математическую точку на протяжении 1920 г., он заявил: «Здесь наступает смерть»»[860].
З. Промышленность: спасению не подлежит?
Возникший в ходе Первой мировой войны экономический кризис не мог не коснуться промышленности. С самого начала войны стагнация или падение производства наблюдались во многих отраслях, не связанных непосредственно с обороной. Таковы горная и горнозаводская промышленность, деревообработка, производство пищевых продуктов, обработка хлопка, производство бумаги и др.[861]
Вместе с тем, в таких тесно связанных с военными нуждами сферах, как металлообработка, химическая промышленность и т. д. до 1916 года наблюдался вызванный войной рост, часто весьма значительный — в металлообработке до 300 процентов от довоенного, в химической промышленности — 252[862].
Как мы помним, в первый и отчасти второй годы войны выявилась катастрофическая неготовность промышленности Российской империи обеспечить армию необходимыми объемами оружия. Все силы были брошены на исправление этой ситуации, и в целом к 1916 году кризис вооружений был преодолен — например, выпуск пулеметов возрос со 165 в месяц в 1914 году до 1200 в декабре 1916 года[863]. Стремительное догоняющее развитие военной составляющей промышленности, с одной стороны, принесло в жертву многие иные сферы производства, с другой — обеспечило общий промышленный рост, который в 1915 году составил 12,5 процента от уровня 1913 года. Правда, уже в 1916 году темпы роста существенно, в полтора раза, упали — до 7,8 процента от довоенного уровня[864].
Общеэкономические проблемы, такие, как расстройство транспортного сообщения, сложности с доставкой топлива и сырья, вывозом готовой продукции, постепенно нарастали. В конце 1916 — начале 1917 годов наступил перелом, за которым последовало стремительное общее падение объемов производства — до 77,3 процента в 1917 году по отношению к довоенному уровню[865].
В целом ситуация в промышленности характеризовалась серьезными финансовыми трудностями значительной части предприятий, не связанных с военными заказами. С 1914 года были остановлены или закрыты тысячи и тысячи мелких и средних фабрик, на фоне роста до 1916 года оборонных производств. После 1916 года кризис охватил и оборонную промышленность, являвшуюся ранее локомотивом экономики.
Идеи рабочего контроля вызревали именно в такой обстановке. Но сам рабочий контроль, — не в версии большевиков, а так, как понимали его работники конкретных заводов и фабрик, — его стихийное введение после Октября, нанес по промышленности удар, по масштабам, видимо, сравнимый со всей предыдущей царской политикой. Еще больше усугубила проблему не прекращающаяся транспортная разруха и галопирующая инфляция.
Национализация вначале отдельных предприятий, а затем и массовая, являлась вынужденной мерой, попыткой спасти промышленность от уничтожения.
Как мы помним, крупные национализированные предприятия автоматически передавались в безвозмездную и неограниченную аренду прежним владельцам. Однако эта мера не давала желаемого результата — в условиях Гражданской войны и голода владельцы предпочитали бежать, нежели поддерживать жизнь своих заводов.
К началу 1919 года в руки государства перешли практически все производства с числом наемных рабочих более тридцати. К 1920 г. в частных руках оставались 8‑10 % предприятий[866]. Произошло огосударствление промышленности.
Руководство национализированными предприятиями было возложено на Всероссийский совет народного хозяйства и осуществлялось через отраслевые главные комитеты (главки) и центральные управления (центры). ВСНХ через эту структуру спускал плановые задания, ведал снабжением, финансированием, распределением продукции. Предприятия сдавали произведенную продукцию централизованно, в таком же порядке происходило их снабжение сырьем, топливом и т. д. В промышленной сфере Советская власть также, как и в железнодорожной, выстраивала четкую иерархию подчинения, стремясь к единоначалию и централизму. Справедливости ради отметим, что первый опыт вышел откровенно неудачным — уже в 1920 году насчитывалось до 50 главков: Главнефть, Главцемент, Главодежда, Главмука и др.[867], с неизбежным размыванием полномочий и взаимным пересечением сфер интересов.
К осени 1918 года ¾ территории Советской России оказалось в руках интервентов и белогвардейцев. Война потребовала мобилизационных мер, вся жизнь была подчинена интересам обороны. 17 августа при ВСНХ была образована Комиссия по производству военного снаряжения, реорганизованная 2 ноября в Чрезвычайную комиссию по снабжению Красной Армии. На военных заводах было увеличено производство.
В частности, ружейных патронов в августе было выпущено 5 млн., в дек. 1918 — 19 млн.[868]
30 ноября ВЦИК образовал высший военно-политический и военно-хозяйственный орган — Совет рабочей и крестьянской обороны во главе с В. И. Лениным. В декабре Совет Труда и Обороны запретил местным властям вмешиваться в деятельность центральных органов по руководству национализированными предприятиями.
Территориальное размещение промышленности России характеризовалось крайней неравномерностью, оторванностью обрабатывающих отраслей от источников сырья. Основными крупными промышленными районами являлись: Центрально-промышленный, Уральский, Донецко-Приднепровский, Петербургский, Прибалтийский, Бакинский. Развитую промышленность имели также юго-западная часть Украины и Поволжье[869]. Нетрудно заметить, что основные промышленные районы страны оказались непосредственно в зоне боевых действий Гражданской войны. Особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь. В ходе противостояния были разрушены многие фабрики, шахты, рудники.
Оставшиеся предприятия испытывали острейшую нехватку топлива и сырья. И если в военной промышленности еще удавалось поддерживать жизнь, то остальные сферы просто умирали. В 1919 г. промышленность получила только 10 % необходимого топлива. 60 % паровозов были выведены из строя. Возникал замкнутый круг: нехватка топлива вела к остановке железных дорог, а паралич транспорта не позволял подвезти уголь предприятиям. Заводы работали в среднем лишь 210 дней в году[870].
Национальный доход снизился за 1917‑1920 гг. почти втрое: с 11 млрд. до 4 млрд. руб. Производство готовой промышленной продукции составило в 1920 г. 12,9 % от уровня 1913 года [Кацва].
В целом добыча сырья и промышленное производство в 1920 году по отношению к 1913 году характеризовалось следующими цифрами: Железная руда — 1,6 %, чугун — 2,3 %, уголь — 27 %, Нефть — 41 %. Несколько меньше пострадала мелкая и кустарная промышленность. В 1920‑21 годах ее производство составило 49 % довоенного[871].
В этой ситуации на первый план выходила уже не проблема сохранения промышленности, а проблема голода, физического выживания людей. Ленин писал: «когда страна разорена войной и доведена до края гибели, то главным, основным, коренным «экономическим условием» является спасение рабочего. Если рабочий класс будет спасен от голодной смерти, от прямой гибели, тогда можно будет восстановить разрушенное производство»[872].
4. Продовольственная диктатура
С началом кризиса в России общественное мнение высказывалось за создание национального регулирующего продовольственного органа. В том же направлении действовало и царское правительство. Эволюция государственной системы снабжения привела к созданию в августе 1915 года Особого совещания по продовольствию, которое в ноябре того же года получило право административного контроля цен на хлеб.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великая русская революция, 1905-1922"
Книги похожие на "Великая русская революция, 1905-1922" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Лысков - Великая русская революция, 1905-1922"
Отзывы читателей о книге "Великая русская революция, 1905-1922", комментарии и мнения людей о произведении.