» » » » Александра Супрун - Почему мы так одеты


Авторские права

Александра Супрун - Почему мы так одеты

Здесь можно скачать бесплатно "Александра Супрун - Почему мы так одеты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Молодая гвардия, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Почему мы так одеты
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
1990
ISBN:
5-235-01196-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Почему мы так одеты"

Описание и краткое содержание "Почему мы так одеты" читать бесплатно онлайн.



Введите сюда краткую аннотацию






Конечно, перчатки далеко не всегда были и остаются безделицей. Рукавицы, варежки в морозы необходимы. Впрочем, в наше время особые перчатки нужны и сталевару, и электрику, и хирургу. Но из литературы мы знаем, что в средние века перчатки приобрели символическое значение. В них еще больше, чем в рукавах, как бы воплощался символ человеческой руки. Говорим же мы: «протянуть руку помощи», «прибрать к рукам», «средней руки», «на руку», имея в виду не руку в буквальном смысле. И в рыцарском общении поднять уроненную перчатку означало принять вызов.

Еще одна часть костюма, которая давно уже утратила свою «самостоятельность», — воротник. А ведь в былые времена воротники были важнейшей частью костюма. Происхождение их — от не менее значительных в древности ожерелий, также выродившихся в декоративные украшения. Но в Древнем Египте ожерелье — символ Ра, бога Солнца. Иероглиф, обозначающий золото, по форме походил на воротник фараона и его приближенных. Неспроста именно воротник был наиболее украшенной частью одежды древнего египтянина. На нем располагались разноцветные фигурки, цветное стекло, жемчуг. Изукрашенные воротники считались почетнейшими дарами.

Проходит много веков, и как пишет Н. И. Костомаров: «На Руси XVIII века преимущественно обращали внимание на воротник рубахи, который выпускался из-под верхних одежд пальца на два и окружал затылок… Его делали особо от рубахи и пристегивали к ней, когда было нужно, — у богатых золотыми и серебряными, у бедных медными пуговицами… Такое ожерелье, кроме вышивки золотом и шелками, в виде разных узоров, унизывалось жемчугом… Иногда к зипунам, как и к рубахе, пристегивался шитый и разукрашенный жемчугом и каменьями отделанный воротник, называемый обнизью. Таких обни-зей хранилось много, и их пристегивали по мере надобности показаться наряднее или проще. Они были разной величины, большие и малые. Если обнизь употреблялась большая, то к рубахе вовсе не пристегивалось ожерелье, а если малая, то из-под нее виднелось ожерелье рубахи…»

Высокий стоячий воротник — козырь, и щеголи «ходили козырем». Столь же высокий да еще массивный воротник, украшенный изображениями святых, — барма, был у царей и священников самых высоких рангов. А в Европе первые воротники появились лишь после крестовых походов. Плоский край ворота рубашки, вошедший в моду в конце XV века, развился в пышные брыжи. повитые, как по своей форме: грушевидные, остроконечные, прорезные, сетчатые, клинчатые, половинчатые, же лобчатые. Случалось, пришивали вместо металлических пуговиц плетенные из канители и трунцала и хрустальные. Бедняки носили оловянные пуговицы таких же форм, как и богачи. Величина их была очень различна, иногда они были с куриное яйцо…»

В польском городе Иновроцлаве расположился целый музей пуговиц. Каких только уникумов там нет! Золотые пуговки на парадном камзоле герцога Орлеанского размещались так, что можно было прочесть претенциозный девиз титулованного господина: «Праведный путь». Мрачный король Генрих I, тезка пострадавшего во время рыцарского турнира, не в пример последнему погруженный в мысли о смертном часе своем, оставил после себя изготовленный по его распоряжению набор больших серебряных пуговиц в форме оскаленных черепов. В качестве пуговиц использовались также крохотные часики. Выдающиеся живописцы по заказам августейших особ превращали пуговицы в подлинные шедевры миниатюры. В середине XVIII века царица Екатерина заказала Михаилу Васильевичу Ломоносову изготовить разноцветные стеклянные пуговицы. Вскоре в Петербурге была открыта первая отечественная фабрика по выпуску цветного стекла, понятно, не только для пуговиц…

Музей пуговиц и сегодня может пополняться все новыми экспонатами. По сути, они не очень отличаются от образцов прошлых лет и веков. Разве что появились пу говицы из двух половинок, что застегиваются, смыкаясь посредством магнитного или механического замка. Впрочем, в конце прошлого века у пуговицы как у скрепляю-щей. одежду детали появился серьезный конкурент. В 1895 году некий изобретатель взял патент на застеж-ку-«молнию». Правда, от идеи до технического воплощения и массового распространения прошло два-три десятка лет. В ряде случаев «молния» гораздо удобнее ряда пуговиц.

Но и у «молнии» возник достойный соперник. Пару десятков лет назад швейцарец Жорж де Мостроль всерьез заинтересовался секретом необычайной цепкости репейника. Восемь лет ушло на то, чтобы перенять замечательный «патент природы». Лента-репейник с фирменным названием «велькро» еще быстрее и проще «молнии» в обращении. Ныне она входит в обиход и используется даже для облачения космонавтов.

ВОКРУГ ПОЯСА


Сегодня пояс в любом костюме скорее декоративная деталь. Без н-зе зачастую можно легко обойтись, но пояс выступает дов\льно заметно то на мужских брюках, которые и так хорошо держатся на талии, то пришивается сзади к пальто, преобразившись в куцый хлястик, то гармонирует с платьем… Но когда человек начал одеваться, пояс был одним из первых элементов его костюма. Почему? А на чем, скажите, могла держаться та сравнительно примитивная одежда вроде звериной шкуры или куска ткани? На шее, на плечах, на ногах и на талии — на поясе. Специалисты и сегодня относят, например, брюки и юбки к категории «поясной одежды».

К поясу — кожаному, веревочному, матерчатому прикреплялась набедренная повязка, передник — основная часть одежды первобытных племен, обитавших в жарких краях. И оружие нередко подвязывалось к поясу. Недаром у Гомера в «Илиаде» «подпоясаться» — значит вооружиться, собраться в поход. Снаряжая на битву друга, «Гектор, слово окончивши, меч подает среброгвоздый вместе с ножнами его и крепким ремнем перевязанный сын Телемака вручает блестящий пурпурный пояс».

В отечественных музеях сохраняют древнерусские военные пояса — запон, навязь. А что на них навязывалось, крепилось? Меч, колчан со стрелами, нож. А в эпоху появления огнестрельного оружия на поясах держались пистолеты, пороховница, огниво и трут. И наверное, недаром пояс издавна считался символом мужества. Например, волшебный «пояс силы» делал скандинавского бога Тора необычайно могущественным. Непременной принадлежностью монгола-скотовода был пояс «бус». «Бу-стой» — по-монгольски один из синонимов мужчины, в отличие от «бус-гуй» — «беспоясной» женщины. В некоторых арабских странах можно и не спрашивать у подростка, достиг ли он совершеннолетия, — достаточно взглянуть, подпоясан ли он. Если на нем пояс из верблюжьей шерсти, значит, владельцу минуло пятнадцать лет, он уже взрослый человек, отвечающий за свои поступки.

Символ силы, мужества, зрелости — для кого, собственно, это предназначено? Вероятно, для окружающих, соплеменников, людей, чье суждение было не безразлично владельцу костюма, снабженного поясом. Подтверждают эту мысль примеры из быта разных народностей. У эскимосов сватовство начиналось с того, что жених дарил невесте пояс, инкрустированный охотничьими трофеями — резцами моржей, белых медведей. Этот подарок ясно говорил о том, что с таким мужем будущая жена станет жить в достатке, припеваючи…

Символическое и функциональное значения пояса пересекались в былые времена. На поясе держалась, как мы уже говорили о доспехах, часть необходимого «движимого имущества». Орудия своего ремесла носили за поясом цирюльники, писцы, лекари. Да мало ли что можно было «заткнуть за пояс»?! Путники навешивали на пояс флягу с питьем, нож, те же огниво и трут. А в пояс нередко зашивали ценности — так сохраннее. Проходили века, и вот что сообщает писатель XX века Сер-геев-Ценский о своем герое, жившем, по представлению автора, примерно в конце прошлого века: «Широкий вязаный пояс его имел два кармана — для мелочи и для часов».

Пояс с карманами? Это ли диво: карманы вообще обязаны своим возникновением поясу, именно ему. Поначалу это были мешочки, которые прикреплялись к поясу. Так делали нищие, что привязывали свою суму для подаяний, калиту, к веревке на талии. И знатные господа, и дамы, хранящие в подобных мешочках-карманах кошельки, ключи и тому подобное. А начиная с XIV века такие карманы начинают пришивать прямо к платью…

Но пояса оставались весьма важной частью костюма: они соответствовали положению человека в обществе. Например, словацкий юноша в прошлом, как бы он ни был беден, отказывая себе в чем угодно, приобретал на ярмарке дорогой, вязаный, украшенный блестящими пластинками пояс. Без этого нечего было и мечтать о внимании со стороны девушки. Этот внешний признак создавал иллюзию восхождения по социальной лестнице. Еще во времена Древней Руси новгородских богатых купцов прозвали «золотые пояса». И в XVI–XVII веках пояса богачей делались из самых дорогих материй, усыпались драгоценностями.

Украинские казаки покупали широкие восточные пояса, на которых бывали вышиты целые композиции. Ценились такие пояса в 500 дукатов — на эту сумму можно  было накупить и лошадей, и оружие! но, видимо, важней было щегольнуть роскошной обновкой. Герой поэмы Тараса Шевченко «Наймичка» Марко из долгих странствий привозит домой не что иное, как большой пояс. В разных вариантах дошел до наших дней такой бродячий сюжет исторического анекдота. Однажды властитель какого-то средневекового государства спросил у заезжего трубадура:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Почему мы так одеты"

Книги похожие на "Почему мы так одеты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александра Супрун

Александра Супрун - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александра Супрун - Почему мы так одеты"

Отзывы читателей о книге "Почему мы так одеты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.