Ирина Ратушинская - Наследники минного поля

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Наследники минного поля"
Описание и краткое содержание "Наследники минного поля" читать бесплатно онлайн.
Это — продолжение самого горького и отчаянного российского романа последних лет — "Одесситов" Ирины Ратушинской…Выросло первое поколение "Одесситов". Дочери уничтоженных дворян стали "светскими дамами" сталинской эпохи, а сыновья многострадальных обитателей еврейских кварталов — яростными "строителями нового мира". И — появилось еще одно поколение детей "Одессы-мамы". Поколение детей, что чудом прошли войну и оккупацию. Поколение отчаянно смелых мальчишек и девчонок, что в дни горя и беды знали — ДРУГ БЕЗ ДРУГА ИМ НЕ ВЫЖИТЬ. Но пригодится ли такой принцип выживания им — уже выросшим? И чем может оказаться, как говорится в Одессе, "правильно поставленное сердце" в эпоху пятидесятых — шестидесятых? Даром добра — или преградой на пути к выживанию? Тяжек жребий "наследников минного поля" Второй мировой…
— Я тебе и верю. Но ты же хочешь, чтоб я верила в Бога? Или, по-православному, достаточно верить в мужа, а он будет вещать от имени Бога?
— Ну что ты всё перекручиваешь!
— Алёшка, ты мне логику не раскладывай. Ты от этого всегда вредный становишься. Вот тётя Аня, когда о таких вещах говорит, то другое дело. А ты — подмикитчик.
Анна Свету, к удивлению Алёши, и тут поддерживала, даром, что сама всю жизнь верующая.
— Это, Алёша, в тебе играет свирепость неофитов. Не дёргай ты её, прошу тебя. Всё в своё время. Света — чудный человек, у неё есть эта внутренняя честность. И, кстати, когда она уверует — ханжой не станет.
— Это в мой огород камешек?
— Алёшка мой, Алёшка! Маленький мой! Ты хороший, я же знаю.
Алёша часто ездил в Москву, в командировки. И это оказалось кстати. В Москве можно было у нужных людей доставать православную литературу и привозить её в Одессу. Ужас, до чего этой литературы не хватало. Евангелия — и то не достать. В библиотеке — на это нужен специальный допуск: если предусмотрено чтение по научной тематике. По атеистической, то есть. А про магазины и говорить нечего. Синодальных изданий не хватало и хватать не могло. Их распределяли через священников — по капле, втихую. Чтоб не злить уполномоченных по делам религий.
У Алёши были теперь новые знакомые: всё православная молодёжь, большинство моложе Алёши. Эти в романтику не играли, за свитерами с оленями не гонялись, турпоходы презирали, а если хотели вырваться из города — то шли в экспедиции с геологами или археологами, отводили душу в поле, но при настоящем деле. А насколько больше они знали! И тоже многие своих книг не имели, книги ходили по кругу. У Анны с Павлом была полная Библия, со старых ещё времён. Но они категорически отказались выпускать её из дому:
— Теперь такая мода пошла среди интеллигенции: книжки воровать и за воровство не считать. Даже словечко придумали: зачитывать. Не получишь потом обратно. Чтоб я собственных внуков Библии лишил? И матери нужно, она чуть не каждый день читает. Так что, Алексей, не вздумай.
Павел сказал это очень твёрдо. Тут спорить не приходилось, тем более, что отец был прав: зачитать могли.
— Но сфотографировать-то можно? Постранично?
— А это пожалуйста, если не лень.
Вова, новый Алёшин знакомый, был профессиональным фотографом. Кроме ателье на Дерибасовской, он ещё работал в подпольной фирме «Поднять из гроба, открыть глаза». Летом фотографы ездили по окрестным сёлам, состыковывали спрос с предложением. Многие деревенские хотели фотопортреты родных: чтоб на стенке висели в рамочках. А фотография очень часто оставалась какая-нибудь одна, и то не лучшего качества. Сфотографировался, например, человек на паспорт, до войны ещё. В войну погиб — и нет больше фотографий кроме той, пожелтевшей, три на четыре. Вот эту единственную можно было перефотографировать, увеличить, отретушировать, даже цвет дать. И в рамочку вставить.
За это платили охотно, тем более, что деньги надо было давать уже по получении портрета. «Разъездные» посылали в Одессу сразу по несколько плёнок, со списком конкретных заказов по каждому кадру. Глаза голубые, костюм серый, галстук синий, сделать улыбку, глянец, двадцать на тридцать. Один такой заказ был лаконичный: «Поднять из гроба, открыть глаза». Потому что этого человека фотографировали единственный раз. Когда хоронили. Заказ выполнили, а формулировку сделали девизом фирмы.
Вова в этой фирме неполохо подрабатывал, у него и барабан был свой для сушки, и всё оборудование собственное, дома в чуланчике, выгороженном из кухни. Он взялся сделать фотоиздание всей Библии. Многотомное, конечно: фотобумага толстая. А фотобумагу он с работы сообразит и за воровство не почтёт. Их всех на большее обокрали.
На Павла процесс постраничного фотографирования, производившийся на его собственной кухне и затянувшийся далеко заполночь, произвел впечатление. Алёша страницы листал и накладывал на каждый разворот лист зеркального стекла, Вова с какой-то треноги щелкал да плёнки менял. Плёнка была «микрат», предназначенная для аэрофотосъмок, у неё зерно мелкое. Достать её для штатского употребления было нельзя, но если очень захотеть — то всё-таки можно. Анна им чай заваривала и, в знак особого расположения, подавала айвовое варенье на хрустальных блюдечках.
Павел заразился азартом нелегальных печатников, похмыкивал одобрительно. Зря же он полагал, что у этих молодых только Битлы в голове. Впал, сам того не заметив, в стариковское брюзжание. А они — вон что…
Он чувствовал себя помолодевшим, даже бутылку коньяка раскупорил за такое дело. Разумеется, ближе к рассвету, когда они закончили работу. И сам с ними выпил: за всё хорошее. За распахнутым окном в сером сумраке шевелились ветки каштанов, и из близкого порта слышались деловитые гудки.
ГЛАВА 25
«Наш день» отмечали теперь не в бухточке, а у Петрика на даче. Да-да, Петрик накомбинировал уже и дачку в шикарном месте, рядом с Аркадией, и гордо позвал друзей на новоселье. Дача выглядела, мягко говоря, не в точности, как Лувр. Дощатый забор, хоть и высокий, вело волной: напиши на нём слово-другое, и рухнет. Петрик, видимо понимал, что забор держится на честном пионерском, так что покрасить его не утрудился. Или не рискнул. Выглядывающая из-за забора крыша имела такой вид, будто доживает последний год: куски разлохмаченного толя были залатаны сикось-накось где досками, а где полиэтиленом. По системе бикицер. Словом, обычная развалюха, каких по окрестностям было немало. И все они именовались дачами: а как же ещё? Красиво жить не запретишь!
Но, войдя за калитку, можно было ахнуть. Выложенные плитками дорожки с кирпичными бордюрчиками, кирпичная же стена, увитая виноградом, на которую через контрфорсы из водопроводных труб опирался наружный дощатый забор. Каменный дом с широкой верандой под ровненькими черепичками. Своя вода: даже скважину Петрик пробурил. И огромный участок, весь в цветах и вишнях, и детская площадочка с качелями и горкой, и лесенка железная прямо к морю. Словом, роскошь, переходящая уже границы приличий. Бассейна только не хватает, честное слово!
— Петрик, а снаружи-то что?
— А снаружи — всё культурненько. Думаете, скромность только девушек украшает? Вот у нас в торговле один был, отгрохал себе халабуду — прямо тебе шахский дворец. А мимо ехал областной прокурор, положил шнифт: кто это у нас уже при коммунизме живёт? На какие такие народные средства? Тот котелками загремел, а дача — угадайте, кому досталась?
Объяснение было понятным, а Петриково летнее пристанище было во всех отношениях — то, что надо. Куда теперь Петрику выбираться в бухточку, когда у него каждый год кто-то в пелёнках. Это ж надо Лялечку дома оставлять со всей голотой. А так было очень хорошо: брали детишек к Петрику на дачу, и весь клан был в сборе. Катерина верховодила мелюзгой: они там то купались, то ловили бычков со скалки. Во всяком случае, оставляли взрослых в покое.
— Если б они были такими же бандитами, как мы в детстве, их нельзя было бы оставлять одних! — смеялась Света. Но сверху было хорошо слышно, и можно было различить все голоса: от низкого Катькиного до тоненького, совсем комариного, но напористого голосишки младшенького — Лялечкиного с Петриком толстопузика Сёмы.
В тот год у них был особенно счастливый «наш день»: у всех всё в порядке, и все вместе. Миша скромно сиял: удалось, наконец, вытащить Толика! Ну, конечно, Миша тут не первую скрипку играл, у Толика и кроме Миши друзья есть. Но — дело сделано! Дома Толик сейчас, хотя и на учёте в психдиспансере. Эх, ребята, не пора ли нам надраться?
И от Андрейки для всех письмо с приветами. Ему трудно, но он счастлив. А к письму приложен самиздатский сборничек его стихов: ох, они там в Польше молодцы с самиздатом!
Что ж, юность прошла, а зрелость принесла всё, чего они с таким трудами добивались: семьи, крыши над головами, худо-бедно налаженный быт и загорелую мелкоту, которую не вытащить из моря. Всё ли? А, что теперь об этом и думать! Жизнь есть жизнь.
И вряд ли, думала Света, будут в их жизни существенные перемены. Это в детстве время идёт по-человечески, а потом ускоряется, неизвестно почему. Мяукнуть не успеешь — снова Новый год, и ёлку ставить. Еле успеешь после этого посуду перемыть и достать Катьке новые сапожки — ужас, как у девки лапы растут! — глядь, Алёша уже прохлопал делёжку летних отпусков. И, в общем, ничего не происходит, только успеваешь отбиваться от событий каждого дня. А посмотреть на те события — и не события они вовсе: так, вроде бесконечного пинг-понга. Но попробуй, хоть один шарик пропусти!
У Петрика уже наметилось брюшко, да и самой Свете в эту весну пришлось пару недель украдкой поститься, чтобы влезть в любимые, сшитые Леной из настоящей парусины, джинсы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Наследники минного поля"
Книги похожие на "Наследники минного поля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Ратушинская - Наследники минного поля"
Отзывы читателей о книге "Наследники минного поля", комментарии и мнения людей о произведении.