Дмитрий Малинин - Калуга

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Калуга"
Описание и краткое содержание "Калуга" читать бесплатно онлайн.
Выдающийся труд известного историка и краеведа Дмитрия Ивановича Малинина (1879–1933) по истории Калуги и Калужского края с древнейших времен до начала XX века. Книга содержит подробное описание исторических, культурных, архитектурных достопримечательностей губернии и является бесценным источником сведений о прошлом. Для широкого круга читателей.
Печатается по изданию: Малинин Д. И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. — Калуга, 1912.
Вступительная статья А. В. Лиона Комментарии А. К. Ларина, Г. М. Морозовой, Г. И. Рояновой
Федеральная целевая программа «Культура России»
Q.A. WARNING!!! В книге широко применяется выделение разрядкой. Для чтение рекомендуется использовать CoolReader3-9999.
Климат дурно влиял на здоровье женщин, и они болели, почему 25 ноября 1868 г. Шамиль оставил Калугу и поселился в Киеве, а 4 февраля 1871 г. умер в Мекке.
Одигитриевская церковь во имя Смоленской иконы Богоматери[137] впервые упоминается в описи 1685 г., где названа деревянная церковь Одигитрии «на песку с 4 колоколами». Нынешняя каменная церковь с приделами во имя Софии Премудрости Божией и Трех Святителей построена в 1750–1751 гг. на месте деревянной. Трапеза и колокольня перестроены в 1831–1832 гг., (по клировым ведомостям; в другом источнике дата 1834 г.). Храм пятиглавый, имеет форму куба (без трапезы). Боковые входы имеют портики на 4 дорических колоннах, над портиками по одному полукруглому окну, над коим на стене написаны по одной иконе московского письма. Трапеза имеет с обеих сторон небольшие фронтоны. Кругом алтаря поставлена колоннада из 4 дорических колонн. Колокольня трехъярусная, первые два четырехугольные, а третий круглый. Во втором ярусе вместо прорезной арки сделаны ниши, по углам которых поставлено по одной дорической колонне; прорез сделан только в верхней части арки — полукружии.
Иконостас в храме новый, сооруженный в 1911 г. в стиле empire. Из икон заслуживают внимания Одигитрии и Тихвинская. На последней имеется надпись: «Сей св. образ пречистый Девы Владычицы Богородицы переписася с опасным изследованием мерою и подобием со всечестныя чудотворныя иконы Тихвинския, сущия во св. ея обители на Тихвине, по обещанию многогрешного Варсонофия тоя же св. обители архимандрита; поставлен же во граде Калуге во всечестнем Богоматере храме Одигитрии, сущем на песках, лета 7188 году (1680)».
Вниз к реке[138], от Одигитриевской церкви, улица ведет на Смоленскую заставу. Там находится церковь Спаса за Верхом. По-видимому, этот храм в начале XVII в. стоял в городе, т. е. в крепости. Вероятно, это та самая церковь, про которую в описи 1626 г. сказано: храм Преображение Спасово «пуст, строенья нет ничего», «в городе ж».
В описи 1685 г. этого храма в крепости уже нет; но зато появляется новая церковь «Спаса на глубоком», деревянная; вероятно, за этот 60-летний промежуток она была перенесена на настоящее место. Нынешний храм — с приделами Никольским и во имя пр. Нила Столобенского; он построен в 1700 г.; приделы за время 1804–1810 гг. при содействии купца Сорокина. Колокольня сооружена в 1776–1778 гг. Настоящая в форме вытянутого куба имеет пять глав, посаженных близко друг от друга (не на углах). Вместо обычных кокошников под кровлей такие же полукруглые изображения святых с 3-х сторон. С боков трапезы слабые фронтоны, тоже со священными изображениями внутри; над окнами, в полукружиях изображены св. лики. Колокольня трехъярусная, готического стиля, почти скопированная с колокольни Воробьевской церкви. Такие же колонны, поставленные по три по углам каждого яруса одни над другими; такие же оконца-голосники; такой же прорезной трибун-шпиль.
Иконостас настоящей церкви, стенопись алтаря и большинство икон в храме относятся к XVIII в. Иконостасы приделов и стенопись XIX в.
К достопримечательностям храма относятся: 1) Икона св. Иоанна Воина, написанная, как видно из надписи, в 1699 г. Письмо сохранилось хорошо. Серебровызолоченные венчики и подбородень иконы, судя по работе, могут быть отнесены ко времени написания иконы. 2) иконы св. мч. Власия и вмч. Параскевы с чудесами могут относиться к XVII в. Однако первоначальная живопись икон испорчена позднейшими неумелыми подновлениями. 3) Икона Богоматери «Печерская». С 1877 г. чтится прихожанами чудотворной. Письмо новое. 4) Напрестольное евангелие москов. печ. 1640 г. Размер в лист; обложено красным бархатом с серебровызолоченным средником и угольниками на верхней доске. На средине изображен «деисус», на угольниках — евангелисты. Средник и верхние два угольника, судя по работе, относятся к XVII в., остальные два позднейшей работы, вероятно, XVIII в. Сосуды и богослужебные книги XVIII в.[139]
Недалеко от Одигитриевской церкви находится храм во имя св. Георгия «за верхом»[140]. Первое упоминание о нем находим в описи 1685 г., где он обозначен: церковь Георгия на песку с 6 колоколами. (Летописец церкви и некоторые исследователи находят храм и в описи 1626 г.; однако, на основании работы П. А. Трейтера, мы убедились, что они смешивают, не задаваясь вопросом о топографии, заверхский храм с тем, что на Воробьевке а последний с храмом «за лавками», почему храм на Воробьевке фигурирует два раза). Храм первоначально был деревянный, но к 1701 г. он был уже каменный двухэтажный. Он сооружен, по преданию, купцом Коробовым, во вкусе построек времен Алексея Михайловича.
В верхнем этаже один придел во имя Воздвижения, а в нижнем 3: 1) во имя св. Георгия, 2) во имя особо чтимой иконы «Утоли печали» и 3) во имя Иоанна Предтечи.
Корпус храма и наружная отделка сохранены в том почти виде, как выстроен храм пятиглавый; по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открыты, но в конце XVIII в. сделана кровля, которая держится на 5 четырехугольных колоннах. На галереи и во храм 2-го этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Особенное внимание в художественном отношении привлекает к себе отделка дверей как в нижней, так и в верхней церкви, сделанная из «мячковского камня» в русском стиле. Двери остаются в неприкосновенности раскрашенными, как были. Церковь формою полукорабль высотою 20 с., длиною 15 с. Наружные стены верхней церкви украшены крестами; кругом церковь обведена зубчатым поясом в 5 кирпичей на угол. Особенно интересны карниз церкви и алтаря и наличники окон. На окнах витые колонки, а над ними резные кресты; в верхних окнах ставни. В стенах верхней церкви есть голосники. Кровля — шатровая; алтарь — трехчастный.
Колокольня трехъярусная, с пирамидальным стройным шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены красивые двойные, четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Во 2 и 3-ем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники их с колонками, как в окнах церкви Покрова на рву. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом; по бокам его вырезано по кресту, заключенному в четырехугольник, по углам которого по круглому диску, так что кресты окружены четырьмя дисками.
Верхняя церковь расписана, как показывает надпись в алтаре и на стенах ее, в 1766–1767 гг. Над престолом устроена деревянная резная сень, вызолоченная; это древнее алтарное украшение. Иконы в нижнем храме писаны на полотне, наклеенном на углубление доски, что свидетельствует о их старине. Из них в нижней церкви выделяются: иконы Спасителя, вмч. Георгия, св. Николая, Иоанна Предтечи и др. В верхней церкви икона Иерусалимская Богоматери, писанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым; она более человеческого роста; над царскими дверьми икона св. Троицы писана на жестяных ребрах. Наиболее чтимой, как указано, является икона «Утоли печали», находящаяся в нижней церкви. Она сооружена купцом Сысоевым, на подобие и по мере с иконы в церкви св. Николы на Пупышах, по случаю чудесного избавления от болезни за границей в Кенигсберге. Размер иконы 26 х 18 в.
Из других предметов старины выделяются: 1) напрестольный крест с частицами мощей 9 святых печерских с надписью: «лета 7194 (1686) году марта во 2 день построен сей крест калужанами в Калугу на посад к церкви страстотерпцу Христову мученику Георгию, что на песку»; 2) другой крест 1767 года очень фигурной работы с подобной же надписью; 3) евангелие 1759 года в 16х11 вершков, весом 1 пуд 23 1/2 фунт.
В верхнем этаже имеется археологический шкафчик, в котором сохраняются: 1) Символ веры в лицах — икона глубокой древности 8x6 вер. Над первым рядом изображений вырезаны на рамке слова символа с «Верую» до «От духа свята», а под словами: a) Адам и Ева в раю; b) Преображение; c) Благовещение. Во втором ряду под словами, написанными на иконе, до «и вочеловечшася»: a) Рождество Христово, b) Распятие, c) Воскресение. В третьем ряду: a) Вознесение, b) Сошествие во ад, c) Страшный суд. В четвертом ряду: a) храм с проповедующими священниками, b) воскресение мертвых, c) царство блаженных. В том же шкафчике: 2) деревянный крест, сломанный и вделанный в доску. Он состоит из пяти кругов со священными изображениями; 3) оловянные сосуды XVI века; 4) медное древнее кадило; 5) черепочки в виде крестов из глины, найденные в нижней церкви под полом.
Из других предметов и вещей отметим: 1) древнюю пелену в один аршин и 2) Коробовские ризы. Последние, по преданию, пожертвованы Коробовым, надеваются в неделю всех святых. Оплечье их расшито изображениями Спасителя, Богоматери, Апостолов и др. Ризы старинные, тяжелые, редкие по нарядности и дорогие.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Калуга"
Книги похожие на "Калуга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Малинин - Калуга"
Отзывы читателей о книге "Калуга", комментарии и мнения людей о произведении.