Ольга Кузьмина - Республика Святой Софии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Республика Святой Софии"
Описание и краткое содержание "Республика Святой Софии" читать бесплатно онлайн.
Господин Великий Новгород — всем известно это гордое имя города-государства. Но было у него еще одно название — Республика Святой Софии.
Итак, что представлял он собою: демократическую вечевую республику или «русский Ватикан», теократическое государство во главе с архиепископом? Это лишь один из неожиданных вопросов, возникающих сегодня. Есть и другие: на чем покоилось величие и богатство крупнейшего города Древней Руси? Почему Новгород называют столицей русских скоморохов и юродивых? Кем были средневековые новгородцы: хранителями древнего язычества или искренними православными христианами? Наконец, кем была для новгородцев Святая София Премудрость Божия — ипостасью Творца или сокрытой языческой богиней-берегиней города?
Ответы на эти вопросы открывают совершенно новые пласты отечественной истории.
Заметим, что кара, предусмотренная Новгородской Кормчей для священников-игроков, объяснялась вполне практичными соображениями. Новгородцы хранили свое особо ценное имущество и товары в церквях — в специальных подвалах и пристроях. Священнослужители отвечали за сохранность этого имущества. Увлеченный азартной игрой поп мог проиграть не только свое имущество, но и вверенное ему на сохранение добро прихожан. А тот факт, что в шахматы могли проиграть все свое состояние, подтверждается старинными русскими пословицами, к примеру: «Дожили до мату: ни хлеба про голод, ни дров про хату». Более того, в былинах нередко закладом становилась «голова» одного из игроков, то есть в случае проигрыша он попадал в кабалу, в холопство. Для попа это означало подрыв не только его авторитета, но и авторитета всей церкви, представителем которой он был для горожан.
Современному человеку может показаться странным, что шахматы в средневековой Руси считались азартной игрой, наравне с костями. Одна из старинных русских рукописей так и озаглавлена: «Еже кто не помышляше грех быти во играх шахмотных и протчих костарных играх».
Вспомним, что церковнослужители считали, что шахматная игра произошла «от беззаконных халдей, жрец бо идольскии тою игрою пророчествовашет о победе ко царю от идол, да то есть прелыценье сатанино». То есть шахматная партия в языческие времена была способом гадания перед битвой — кто победит.
Такое гадание, вероятно, было известно и в христианской Руси. В одной из поздних былин сохранилось упоминание шахматной игры русских богатырей перед сражением с врагами:
На том раздольище чистом поле
Собиралось тридцать богатырей без одного,
Сидят молодцы в белом шатре;
В белом шатре белополотняном,
Сидят молодцы, забавляются,
Играют в шашки-шахматы,
Во тыи велеи золоченыя[1198].
Возможно, для богатырей игра в шахматы была не просто забавой, но своеобразным гаданием-разминкой перед битвой.
А теперь представим себе современную шахматную партию. Хорошие игроки могут играть часами, продумывая варианты своих ходов. Едва ли в древности цари или военачальники стали бы ждать несколько часов, пока жрецы доиграют партию в шахматы и скажут наконец, проигрыш ждет войско или победа.
К тому же реальные военные действия во многом зависят от удачи, неожиданности, а не только от умелого стратегического расчета. Следовательно, можно предположить, что жрецы играли в шахматы как-то иначе, по иным правилам, отличным от тех, по которым играют современные люди. Письменные источники указывают на то, что в древние времена кроме фигур в шахматной игре использовались и игральные кости. Шахматы в Древней Руси относили к азартным «костарным играм». Ведь азартной игру делает не только денежная ставка, но, в первую очередь, элемент удачи, везения или невезения. Именно такой азарт добавляли в шахматную игру кости.
Наиболее подробно шахматная игра описана в былине «Михайло Потык»[1199]. Герой былины предлагает сыграть в шахматы царю Вахрамею Вахрамеевичу:
— А я слыхал — скажут, ты охоч играть
Да в доски-те шахматны,
А в дороги тавлеи золоченые,
А я-то ведь еще уж также бы.
Поиграем-ко во доски мы шахматны,
В дороги тавлеи золоченые…
Как этот царь Вахрамей Вахрамеевич
Охоч играть во доски-те шахматны,
А в дороги тавлеи золоченые,
Всякого-то ведь он да поиграл,
Как тут-то себе он ведь думает:
«А надо б мне молодца да повыиграть!»
Обратим внимание, как герои называют шахматную игру — «Поиграем-ко во доски мы шахматны, В дороги тавлеи золоченые…» Получается, что в Древней Руси на шахматной доске играли «тавлеями». Но в XVI–XVII вв. тавлеями на Руси называлась пришедшая с Востока игра в кости. Так, в сборнике XVI в. «Пчела» среди нравоучительных наставлений читаем упрек в адрес игроков: «Тавлеи и шахи у многих из вас обретаемы суть, книг же ни у кого, разве у малых»[1200]. Игра, известная в Древней Руси как тавлеи, в настоящее время называется нарды или трик-трак. Правила нардов отличаются от шахмат, ход игры зависит во многом от броска игральных костей. Следовательно, можно предположить, что объединение в былине тавлей и шахмат в одну игру произошло именно из-за наличия и в той и в другой игре игральных костей. «Тавлеи золоченые» былины — это одновременно и шахматные фигуры, и игральные кости. Если проводить аналогию с нардами, то от броска костей зависела либо очередность ходов в шахматной партии, либо число ходов, которые мог сделать один игрок подряд.
Проследим далее за шахматным поединком Михаила Потыка и царя.
Как наставили дощечку-ту шахматну,
Начали они по дощечке ходить-гулять.
Михайлушко ступень ступил — не доступил,
А другой как ступил, сам призаступил,
А третий что ступил — его поиграл…
Так в три хода герой былины выигрывает партию. Но царь предложил Михаилу сыграть еще раз.
Наставили тут доску-то шахматну,
Как начали они тут ходить-гулять
По той дощечке по шахматной.
Как тут Михайлушко ступень ступил — не доступил,
А другой ступил, сам призаступил,
А третий-то ступил, его й поиграл.
Вновь Михаил выигрывает партию, но по традиции царь предлагает ему сыграть в третий, «остатний» раз.
Остатний раз наставили дощечку тут шахматну.
Тут Михайлушко ступень ступил — не доступил,
А другой-то ступил, сам призаступил,
А третий как ступил, его и поиграл.
Все три раза Михайло выигрывает партию с трех ходов. Едва ли это просто былинный принцип троичности. Если предположить, что герои бросали кости перед каждым ходом и от результатов этого броска зависело, к примеру, переходит ход к противнику или остается за игроком, то мат в три хода становится реальностью.
Можно расшифровать ход игры следующим образом: первый ход Михайло «не доступил», то есть не дошел до фигур противника. Например, он мог вывести слона, ферзя или коня из-за линии своих пешек.
Второй ход — «сам призаступил» — то есть объявил шах — поставил свою фигуру так, чтобы следующим ходом срубить короля противнику. При этом он должен был вторгнуться в «строй» фигур противника, даже срубить одну из них (например, срубить слоном прикрывающую короля пешку).
Предположим, что при бросании игральной кости, если выпадало 1,2 или 3, то право следующего хода переходило к противнику, а если 4,5 или 6, то ход оставался за игроком. В таком случае вероятность трех ходов подряд будет 1/2×1/2×1/2=1/8.
Если ход оставался за игроком только при выпадении 5 или 6, то тогда вероятность трех ходов подряд будет: 1/3×1/3×1/3=1/27.
Если ход оставался за игроком только при выпадении 6, то тогда вероятность трех ходов подряд будет: 1/6×1/6×1/6=1/216.
Чаще всего после одного-двух ходов подряд ход переходит к противнику. Поэтому «призаступить» — вторгнуться в строй противника, объявив королю «шах» на втором подряд ходу — это большой риск. Если ход после этого перейдет к противнику, то он безнаказанно срубит вторгшуюся в его ряды фигуру, что существенно уменьшит в дальнейшем шансы «призаступивше-го» на победу.
Учитывая вышесказанное, становится понятным, почему подобная рискованная манера игры приравнивается к богатырской доблести. В ряде былин герой три раза подряд, играя в подобной манере, выигрывает партию, в которой ставкой является его жизнь. Таким образом он демонстрирует то сочетание четкого расчета с отвагой и удачливостью, которое позволяет ему побеждать и в реальном бою.
В былине «Чурила и Катерина» приведено краткое описание трех шахматных партий:
Садился Чурила играть с ей во шахматы:
Еще раз-то он играл да ю поиграл,
Еще другой-то играл да ю поиграл,
А третий-то раз ей и ступить не дал[1201].
То есть в третий раз Чуриле настолько везло, что ход ни разу не перешел к Катерине.
Богатый материал для анализа древнерусской шахматной игры дают различные варианты былины о Ставре Годиновиче. В древнейшем сборнике былин Кирши Данилова в былине «Ставер-боярин» есть такое описание шахматной игры:
Стал с ним в шахматы играть
золотыми тавлеями.
Первую заступь заступовали —
И ту посол — поиграл;
Другую заступь заступовали —
и другую заступь посол же поиграл;
третью заступь заступовали —
шах да мат, да и под доску![1202]
Как считает И. М. Линдер[1203], в данном кратком описании шахматной игры «заступь» означает не один ход игрока, как в подобных вариантах, а партию целиком. По традиции герои былин играют три партии — в сокращенных вариантах былин — три «заступи».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Республика Святой Софии"
Книги похожие на "Республика Святой Софии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Кузьмина - Республика Святой Софии"
Отзывы читателей о книге "Республика Святой Софии", комментарии и мнения людей о произведении.