Нурали Латыпов - Инженерная эвристика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Инженерная эвристика"
Описание и краткое содержание "Инженерная эвристика" читать бесплатно онлайн.
В книге представлены классические и новейшие – от эвристических до логических – методы активизации инженерно-технического мышления. Авторы демонстрируют междисциплинарный подход к решению изобретательских задач и тренингу интеллекта на основе универсальных языков. Последовательность в решении научно-технических проблем достигается методом выявления и разрешения противоречий. При этом формулировка проблемы в виде парадокса оказывается сильнейшим стимулом для развития творческой мысли.
Книга содержит более 170 вопросов и задач, на которых заинтересованный читатель может проверить качественный уровень собственного мышления, а в случае затруднений – обратиться к приводимым решениям и ответам. Многие из этих задач озвучены авторами в 2011–2012 гг. в ходе семинаров и тренингов в рамках проекта ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «Академия молодого инноватора», на интеллектуальных состязаниях молодых специалистов компании.
Рекомендуется инженерам, преподавателям и учащимся инженерно-технических и естественнонаучных специальностей вузов, инновационно ориентированным молодым специалистам производственного и исследовательского комплексов, а также всем читателям, заинтересованным в формировании у себя эффективного, продуктивного, действенного мышления, достижении нового интеллектуального уровня развития.
Нефть с промыслов доставлялась на заводы гужом – на арбах, в особых бурдюках. Каждая арба перевозила до 25 пудов (1 пуд = 16.38 кг) нефти, что составляло один халвар (11–12 бурдюков). «Десять тысяч ароб занимались доставкой нефти на заводы и непрерывной лентой тянулись по отвратительным дорогам с промыслов на заводы. При сильном ветре или дожде, аробщики отказывались выезжать, и заводы должны были оставаться без нефти. Плата за перевозку стояла высокая; доставка одного пуда нефти обходилась в 5 и даже 8 копеек. О нефтепроводах никто не думал» (Старцев, 1901, с. 28) [64] .
Людвиг Нобель предложил прочим бакинским заводчикам на паях проложить нефтепровод от промыслов до заводов, но получил отказ. Тогда «Братья…» поручили Шухову спроектировать полный комплекс сооружений трубопровода и воплотить проект в жизнь – первый в России нефтепровод с паровым насосом [65] .
«1878 год вошел в историю как год строительства первого промыслового нефтепровода в России, а сам трубопровод явился родоначальником гигантской сети магистральных трубопроводов, эксплуатирующейся в настоящее время. В 1881 году В.Г Шухов публикует свою работу “Трубопроводы и применение их в нефтяной промышленности”, которая на многие десятилетия стала основным руководством по проектированию трубопроводов. В этой работе В.Г. Шухов установил зависимость между расходом жидкости и её вязкостью, предложил формулу для расчета падения напора в зависимости от режима течения жидкости, дал методику определения наиболее выгодного диаметра трубопровода, скорости движения жидкости, толщины стенок труб. Разработанный им графоаналитический метод расположения промежуточных насосных станций применяется и в настоящее время…» ((Шаммазов и др., 2000)
«Наряду с большими работами по проектированию и строительству упомянутых здесь и последующих нефтепроводов Шухову приходилось решать задачи, возникавшие при добыче, транспортировке и переработке нефти. Вся техника для добычи и переработки нефти была в то время крайне примитивной. Добытая нефть хранилась в открытых котлованах и транспортировалась в бочках на телегах и пароходами. Из нефти получали только керосин, используемый для освещения. Мазут и бензин в то время являлись промышленными отходами, получаемыми в процессе перегонки нефти в керосин. Мазут как топливо не использовался, ввиду отсутствия эффективной технологии его сжигания, и загрязнял окружающую среду, накапливаясь в многочисленных котлованах. Бензин, получавшийся в процессе производства керосина, просто улетучивался. Бензиновый двигатель был изобретен лишь в 1883 году. Территории нефтяных месторождений были отравлены нефтью и мазутом, просочившимися в почву из котлованов.
В 1878 году Шухов разработал оригинальную конструкцию цилиндрического металлического резервуара для хранения нефти. Через год нефть перестали хранить в котлованах. В 1879 году он запатентовал форсунку для сжигания мазута. После внедрения форсунки Шухова мазут стали использовать как топливо. Менделеев опубликовал изображение форсунки Шухова на обложке своей книги “Основы фабрично-заводской промышленности” (1897 г.) и высоко оценил вклад Шухова в использование мазута, как топлива. В последующие годы были сделаны многочисленные новые разработки, в том числе созданы различные насосы для подъема нефти из скважин, изобретён эрлифт (газлифт), выполнено проектирование и строительство нефтеналивных судов и установок для дробной перегонки нефти. Была спроектирована первая в мире промышленная установка непрерывного термического крекинга нефти (патент Российской империи № 12926 от 27 ноября 1891 года). Шухов стал автором и главным инженером проектов первых российских магистральных нефтепроводов: Баку-Батуми (883 км, 1907 г.) и позднее Грозный-Туапсе (618 км, 1928 г.). Таким образом, Шухов внес значительный вклад в развитие русской нефтяной промышленности» (Грефе, 1990).
Но всё же толчок развитию целой отрасли дала элементарная инженерная идея Менделеева – чтобы выиграть во времени и, соответственно, в средствах [66] , надо совершить изменения конструктивного свойства в пространстве.Операторы рождения и уничтожения Количества
Пространство не только связывает, но и разделяет, как, впрочем, и Время. Тогда непрерывность становится самой настоящей дискретностью, а дискретность – единением.
Характеристикой пространственно-временных отношений явленного мира выступает количество, оно обнаруживается во взаимодействии вещей, когда ту или иную вещь берут за эталон. Так, английский король Генрих I в двенадцатом веке приказал измерить расстояние от кончика своего носа до конца среднего пальца вытянутой руки и принял это за единицу измерения – ярд.
Количество, естественно, существует, рождается и умирает в Пространстве и во Времени, поэтому было бы логичным взять за начало либо само Время, либо Пространство.
На будущее отметим и ещё одну важнейшую мысль для тех, кто всерьёз решил заняться развитием креативного мышления. Где тяжело с логикой, там на помощь приходит исторический метод. Так развитие понятия количества можно подглядеть у детей, они в миниатюре его повторяют. Играя вещами и пользуясь ими, ребенок ещё до того, как выучит понятие «один», уже знает понятие «многое».
Он знает «больше» и «меньше»: предложи ему одну или две конфетки – ребёнок возьмет две, хотя и не знаком с понятиями «один», «два».
В развитии чего угодно существует скрытый (интуитивный, инкубационный) период. Ребёнок может не знать чисел, но он в силах разделить одну горсть песка на две (здесь закладывается операция квантования, отделения, ограничения). У детей не сразу возникает осознание сохранения количества. Если из кучки камней сначала убрать два камня, а потом добавить пару других, ребёнок не скажет, что осталось столько же. Перекладывая количества разными способами, он учится совершать тождественные преобразования. Первоначально дети усваивают «один» и «много», затем «много» у них раздваивается на «один и один» и «много». Но «один и один» весьма неудобно! И появляется «два», затем «три» и т. д.
Динамика количественных переходов звуков (изменений длительностей фонем, слов и предложений, пауз и степени ударений) способна вложить в вашу речь смысл, определяемый всё теми же универсалиями и их иерархией. Подсознание слушающих расшифрует этот смысл и примет к исполнению: ведь фильтры сознания отключены. Так, отработав ритм речи заранее, можно добиться как усиленной реакции слушающего, так и даже прямо противоположной тому, что высказано в вашей речи непосредственно (и чему мешают фильтры сознания).
Как вложить конкретный смысл в ритм (и в целом, в интонацию) речи? На обычном языке это хотя и возможно, но не всегда просто (требуется особый подбор слов по их длительности, по ударениям, что близко к стихосложению), на Диале же подобное закладывается с самого начала.
Теперь, следуя предыдущей логике развития, получим в распоряжение четыре новых «оператора» Диала (Куликов, Гаврилов, 2009–2012; 2011, № 3). Для удобства изложения воспользуемся «графиком» изменения громкости.
Рождение количества, то есть переход от одного ко многому:
во времени
в пространстве
Любопытно, что именно этот далеко не первый по логике Диала оператор как бы открывает список из сорока типовых приемов разрешения технических противоречий ТРИЗ:
«№ 1. Принцип дробления: а) Разделить объект на независимые части; б) Выполнить объект разборным; в) Увеличить степень дробления объекта». Частный случай – диссоциация (приём ТРИЗ № 49).
ВОПРОС № 55 В книге Дэниела Ергина «Добыча» описывается эпизод времён Первой Мировой войны. Железные дороги Франции были разбиты мощными ударами немецкой артиллерии и налётами германской авиации. Без паровозов крайне сложным казалось оперативно перебросить резервы, необходимые фронту, из тыла на передовую. «Тевтонская чёрная сила» подступала к Парижу. И всё же эта популярная мирная профессия спасла столицу Франции от немецких полчищ. Германия усвоила урок и в свой черёд применила его в годы Второй Мировой. Назовите профессию.Французский генерал Гальени не растерялся и нашёл изобретательское решение в безвыходной ситуации, разделив ресурсы в пространстве и во времени. Невозможность непрерывной доставки войск непрерывным железнодорожным путём он заменил возможностью дискретного выполнения той же операции.
Находчивый генерал приказал нанять три тысячи парижских таксистов и арендовать их машины для нужд обороны города. Перегруженные, битком забитые солдатами такси были, в сущности, прообразом будущих моторизированных колонн Вермахта. Тысячи и тысячи солдат Гальени были доставлены таксомоторами в критические точки фронта. И обеспечили в ходе военных операций преимущество французам.
ВОПРОС № 56 В Древней Руси дроби называли долями, а позднее – «ломаными числами». Например, одна вторая часть именовалась «половина, полтина», а одна третья часть – «треть», одна четвёртая – «четь». А как сейчас мы называем «полполполтреть» и «полполполчеть»? (Глейзер, 1981, С. 35).Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Инженерная эвристика"
Книги похожие на "Инженерная эвристика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Нурали Латыпов - Инженерная эвристика"
Отзывы читателей о книге "Инженерная эвристика", комментарии и мнения людей о произведении.