Виктор Пекелис - Твои возможности, человек!
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Твои возможности, человек!"
Описание и краткое содержание "Твои возможности, человек!" читать бесплатно онлайн.
Этот прием можно использовать и для тренировки памяти. Надо заготовить несколько листков бумаги с пустыми клетками по величине левого рисунка. Взгляните на рисунок. Затем изобразите по памяти все, что запомнили. Потом взгляните еще раз и опять зарисуйте. Так до тех пор, пока не запомните всего. Число фигур, усвоенных с первого раза, будет характеризовать объем вашей зрительной памяти. А число повторений до полного запоминания – ее быстроту.
Для того чтобы проверить сочетание зрительной памяти и внимательности, надо посмотреть в течение одной минуты на нижние рисунки, сначала на левый, а потом на правый (с. 96 – 97). Затем напишите на листе бумаги в два столбика: в первом – то, что исчезло на правом рисунке по сравнению с левым, а во втором – что появилось нового.
Прочтите внимательно, но только один раз, и постарайтесь запомнить числа:
64 93 57 68 46 37 39 52 74 49
Теперь по памяти воспроизведите их, желательно, разумеется, в том же порядке. Общее количество чисел, которое вам удалось запомнить, будет характеризовать объем, а количество чисел, которые вы запомнили в нужном порядке, – точность вашей механической зрительной памяти.
Если этот ряд цифр кто-нибудь прочтет вам вслух, вы сможете оценить свою слуховую механическую память. Сравнивая результаты первого и второго опыта, можно установить, какой тип памяти у вас преобладает. Тренировками можно улучшить «отстающий» параметр. В то же время знание сильной стороны своей памяти позволит в работе делать основной упор именно на нее.
Для того чтобы выяснить силу смысловой памяти, попросите прочитать вам следующий текст, а затем попытайтесь записать то, что запомнили.
«28 колхозников из колхоза «Путь Октября», перевыполнившего план 1-го квартала этого года по молоку на 153 процента и по мясу на 112 процентов, были премированы. 8 из них получили путевки в дом отдыха «Светлое», другие – ценные подарки. Колхозник товарищ Кунья премирован поездкой по Волге, которую он и совершил в этом месяце».
Если вы выясните, что ваша память не отличается феноменальными характеристиками (а это обычное явление), не следует отчаиваться, а надо заняться ее усовершенствованием. Не забывайте только главного закона саморазвития: Труд, Настойчивость, Регулярность.
Поль Лафарг рассказывает, что Маркс постоянно занимался развитием своей памяти. «У него была привычка после продолжительных перерывов перечитывать свои записные тетради и отмеченные в книгах места для того, чтобы закрепить их в своей памяти. Он изощрял свою память с юных лет, выучивая, по совету Гегеля, наизусть стихи на незнакомом языке».
Одна из основных заповедей улучшения памяти – повторение. Точно так же, как в лесу в результате многократного хождения появляется тропинка, так и в памяти – при многократных повторениях остается заметный след.
Допустим, на прогулке вы залюбовались изумительным пейзажем. Вы хотите сохранить его в памяти. Для этого надо взглянуть внимательно на него несколько раз подряд, закрывая и открывая глаза и сравнивая
при этом то, что вы видите, и то, что появляется на экране вашего внутреннего зрения. От раза к разу зрительное впечатление будет становиться ярче, богаче, отчетливее – сработает тренированность памяти.
Следует приучать себя всегда и везде тренировать подобным образом зрительную память. И пусть вам примером служит Айвазовский, который, доведя до совершенства свой «зрительный аппарат», все картины создавал по памяти.
Кстати, описанный метод пользуется большим вниманием у разведчиков, которым иногда в считанные секунды необходимо запомнить большой объем зрительной информации.
Полезно знать и правильный процесс повторения при запоминании прочитанного. Это упорное чередование чтения (восприятия) с припоминанием про себя, а затем рассказом прочитанного. Причем надо повторять (если заучиваете) текст – будь то проза или стихи – не по частям, а в целом. Если забыли что-то, не торопитесь заглянуть в книгу, лучше «загляните» в память.
При повторениях не следует переутомляться. Через 40 – 50 минут полезно делать перерыв на 10 – 15 минут. Полезно и повторять перед сном, а также утром, на свежую голову.
Очень эффективен метод логического, ассоциативного запоминания. Запоминая что-либо из прочитанного, надо не просто зазубривать факты и описания, а стараться подобрать к ним какие-либо известные вам аналогии. Тогда в будущем сможете быстро «вытащить» из кладовой памяти эти сведения. Поможет ассоциативная обработка материала.
Полезно разбивать материал на смысловые куски, выделяя при этом главное и второстепенное, аргументированное и бездоказательное, сложное и простое. И главное, самое главное – все должно быть осмысленно – ни одного механического запоминания! Установлено, что продуктивность смысловой памяти в двадцать пять раз выше продуктивности механической памяти. Этим все сказано.
Как видите, память, подобно другим любым задаткам, развивается одним путем – упражнениями. Поэтому неправы те, кто, жалуясь на слабость памяти, стремится не очень-то ее обременять. Таким людям следует помнить: тот, кто воздерживается открывать рот, никогда не станет оратором.
Но, развивая память, надо знать – тренировки не самоцель, а лишь вспомогательное средство. Как бы при этом не пришлось вспоминать мудрые слова: память намозолил – все перезабыл.
Известно – нарочитое удерживание в памяти чего-либо ненужного снижает подвижность сознания, связывает мышление, мешает его оперативности.
Русский педагог К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Изучая процесс памяти, мы увидим, как бессовестно еще обращается с нею наше воспитание, как валит оно туда всякий хлам и радуется, если из ста брошенных туда сведений одно как-нибудь уцелеет...»
Как установлено, легче всего человек запоминает сведения, связанные ассоциативно с его повседневной трудовой деятельностью. Этим объясняется известный «студенческий парадокс», когда после сдачи экзаменов накопленная информация нередко выветривается из головы студента. Зато знания, полученные в процессе самостоятельной работы (а не только для сдачи очередного экзамена), оказываются намного выше и прочнее.
Но, к сожалению, в повседневной практике людям приходится запоминать и сведения, мало связанные с их непосредственной деятельностью. Тут на помощь приходит «мнемоника».
Мнемоника стара, как- мир. Еще от древних греков дошли до нас некоторые из ее приемов. Сами слова «мнемоника», «мнемотехника» – греческого происхождения. Уже две с половиной тысячи лет назад Симонид описал мнемонический прием. Если нужно удержать в памяти много разнородных сведений, следует мысленно вообразить город, поделенный на множество улиц. На каждой улице свое число домов, а в домах – комнаты, и в каждой «наготове» то или иное воспоминание.
Ну, как тут нам с вами, читатель, не вспомнить феноменальную память Шерешевского с его городом и улицей, на которой он расставлял свои образы-цифры.
В наше время выработано много мнемонических приемов. Это все своего рода уловки, облегчающие запоминания при помощи искусственных ассоциаций.
Чтобы запомнить название реки Гвадалквивир – название непривычное, мнемоника предлагает запомнить предложение: «глотал кефир».
Встретив имя вавилонского царя Навохудоносора, соедините с ним предложение «новое худо нес».
Последовательность цветов спектра школьники нередко запоминают с помощью фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны», в которой начальные буквы слов кодируют соответствующие названия цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Известный всем нам Остап Бендер из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, будучи гимназистом-третьеклассником, чтобы запомнить латинские слова-исключения, выучил стихотворение:
Пуер, соцер, веспер, гекер,
Либер, мизер, аспер, текер.
Напомним, кстати, что примерно такой же прием в свое время использовал Пушкин для запоминания букв латинского алфавита: он написал шутливую трагедию на французском языке под названием: «Eno et ikael». Возможно, что Ильф и Петров переосмыслили этот факт.
Много мнемонических приемов существует для запоминания цифр.
Лейбниц применял замену цифр буквами. В результате вместо чисел он запоминал короткую наводящую фразу. Все десять цифр обозначаются согласными буквами. По-русски это будет выглядеть так: 1 – Л (так как Л по начертанию напоминает единицу). 2 – Ж, Н (мнемоническое предложение для запоминания: «две Же, Ны»).
3 – Ш, Щ (буквы в написании имеют три столбика).
4 – Ч, Р (согласные в начале и в конце слова «четверг»).
5 – П, Б (пять начинается с буквы П, а Б и П по звуку однородны).
6 – В, Ф (письменное «в» похоже на 6, а «в» и «ф» созвучны).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Твои возможности, человек!"
Книги похожие на "Твои возможности, человек!" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Пекелис - Твои возможности, человек!"
Отзывы читателей о книге "Твои возможности, человек!", комментарии и мнения людей о произведении.