» » » » В. Акаткин - Терминологический минимум студента-филолога


Авторские права

В. Акаткин - Терминологический минимум студента-филолога

Здесь можно скачать бесплатно "В. Акаткин - Терминологический минимум студента-филолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание, издательство ВГУ, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Акаткин - Терминологический минимум студента-филолога
Рейтинг:
Название:
Терминологический минимум студента-филолога
Автор:
Издательство:
ВГУ
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Терминологический минимум студента-филолога"

Описание и краткое содержание "Терминологический минимум студента-филолога" читать бесплатно онлайн.








СИНОНИМЫ – слова, тождественные или очень сходные по значению, но отличающиеся звучанием и стилистическими оттенками. Напр.: дорога – путь – стезя. Выбирая из синонимов то или иное слово, писатель стремится к точности и определенному стилистическому колориту. Иногда С. употребляются по два или более, разнообразя художественную речь и сообщая ей особую прелесть. Напр.:

Выходу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит.

(М. Ю. Лермонтов. "Выхожу один я на дорогу")

СКАЗ – форма повествования от первого лица с ярко выраженной установкой на устность, разговорность речи (как в интонации, так и в лексике, и в фонетике). С. стилизует речь не отдельного человека, а типического представителя определенной общественно-исторической, этнографической или др. среды. С. часто использовали Н. В. Гоголь ("Вечера на хуторе близ Диканьки"), Н. С. Лесков ("Левша"), М. Зощенко ("Баня").

СОНЕ'Т (классический) – лирическое стихотворение из 14 стихов, группированных в два четверостишия (с одинаковой по звучанию охватной рифмой: абба абба) и два трехстишия (с тремя другими рифмующимися созвучиями: ввг дгд). В поэтической практике есть и другие – перекрестные – варианты рифмовки четверостиший в С. Стихотворный размер С. – пяти(шести)стопный ямб. Единство рифм в четверостишиях подчеркивает единство темы, которая в трехстишиях несколько меняется и как бы подытоживается последней строкой ("замком сонета").

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал,
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его степенный
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас его еще не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.

(А. С. Пушкин. "Сонет")

В русской поэзии С. писали также Дельвиг, Лермонтов, Фет, Блок, брюсов и др.

СРАВНЕНИЕ – троп; одно явление или понятие проясняется через сопоставление его с другим явлением. С. всегда состоит из двух частей (то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается), которые объединяются самыми разными способами:

1. При помощи союзов "как", "что" и слов "похож", "словно" и др.:

"Он был похож на месяц ясный" (М. Ю. Лермонтов. "Демон").

2. При помощи творительного падежа: "Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник" (А. С. Пушкин. "Евгений Онегин").

3. При помощи отрицания:

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

(Н. А. Некрасов. "Мороз, Красный нос")

С. может быть развернутым. Классическим примером развернутого С., проходящего через все произведение, является стихотворение М. Ю. Лермонтова "Поэт", в котором через сравнение поэта с кинжалом раскрывается современное поэту состояние поэзии и требования к ней взыскательного художника.

СТИХ – 1. Единица стихотворного ритма, как правило, совпадающая со строкой. С. может быть разбит и на несколько графических строк (Н. Асеев, В. Маяковский).

2. Стихотворная речь, отличающаяся от прозаической системой регулярных повторов: звуков, пауз, ударных и безударных слогов и др.

СТИХОТВОРЕНИЕ – сравнительно небольшое лирическое или лиро-эпическое произведение в стихах. См., напр.: "Я вас любил: любовь еще быть может…" А. С. Пушкина; "Бородино" М. Ю. Лермонтова.

СТОПА – в силлабо-тоническом стихе – сочетание ударного и примыкающих к нему по интонации безударных слогов, которое при повторении создает ритм стиха. Различаются двусложные С.: хореические (с ударением на первом слоге из двух), ямбические (на втором); трехсложные: дактилические (с ударением на первом слоге из трех), амфибрахические (на втором), анапестические (на третьем). С. есть также в античном стихосложении (но основывается на долготе и краткости слога). В силлабических и тонических стихах С. нет.

СТРОФА – повторяющаяся на протяжении стихотворного произведения группа стихов, объединенных общей мыслью и рифмовкой. С. усиливает ритмичность стихотворного текста, придает ему композиционную стройность. Русское стихосложение богато разнообразными строфами (см., напр., двустишие, четверостишие, октава, онегинская строфа). Стихотворное произведение, не сгруппированное в С., называется астрофическим (напр., "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина).

СЮЖЕТ – одно из основных значений: система событий литературного произведения, раскрывающая характеры героев и конфликтные отношения между ними. Напр., такие события, как побег, бой с барсом Мцыри обнаруживают существенные черты его характера: смелость, вольнолюбие, желание жить ярко, а также обнаруживают конфликт между ним и жизнью других монахов. С. характерен для драматических, эпических и лиро-эпических произведений. В лирике же С. как системы событий нет. В С. выделяют ряд звеньев: пролог, экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог. Не все элементы С. должны иметь место в каждом произведении. Кроме того, они могут идти в различной последовательности. События сюжета могут излагаться автором не в естественной хронологической последовательности, а в художественной, что служит дополнительным средством раскрытия характера героя (М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени"). С. произведения может представлять собой не одну, а несколько переплетающихся линий.

ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ – стих, ритм которого создается определенным количеством ударений в стихотворных строках. В зависимости от их количества выделяют размеры: двухударный, трехударный, четырехударный и т. п. Пример трехударного Т.С.:

Мы спим ночь,
Днем совершаем поступки,
Любим свою толочь
Воду в своей ступке.

(В. В. Маяковский)

В Т.С. нет стоп (в отличие от силлабо-тонического стиха), т.е. количество безударных слогов между ударениями произвольное: в приведенном примере колеблется от 0 до 2. Тонический принцип организации ритма характерен для русской народной поэзии. В русской литературной поэзии XIX в. встречается довольно редко, но довольно широко развился в поэзии XX в. (В. Маяковский, Н. Асеев, Л. Мартынов и др.).

ТРОП – употребление слова или выражения в переносном значении с целью создания художественного образа. К Т. относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, отчасти эпитет и др. Напр., ср. прямое и переносное значение слова: "обед остыл" и "Нет: рано чувства в нем остыли" (А. С. Пушкин. "Евгений Онегин"). В последнем случае мы имеем дело с тропом (метафорой).

УМОЛЧАНИЕ, или ЭЛЛИПСИС – фигура; сознательная недосказанность фразы в расчете на домысливание ее читателем. У. обычно придает речи повышенную эмоциональность, драматизм, сообщает ей оттенок юмора, сатиры и др.

Нет, вам красного детства не знать,
Не прожить вам спокойно и честно.
Жребий ваш... но к чему повторять
То, что даже ребенку известно.

(Н. А. Некрасов)

ФАБУЛА – термин употребляется в двух равно распространенных значениях: 1. основные события в развитии действия, т. е. его костяк, то что можно пересказать; 2. естественная временная последовательность событий в отличие от художественной (сюжетной) последовательности в литературном произведении. В обоих случаях понятие "фабула" употребляется с целью более глубокого понимания художественного богатства и своеобразия сюжета литературного произведения. В фабульном порядке события рассказа И. Бунина "Легкое дыхание" начинались бы с детства героини, а заканчивались бы ее смертью. Ф. может сильно отличаться от сюжета (как в названном рассказе), а может с ним совпадать ("Ионыч" А. П. Чехова).

ФИГУРА – особый интонационно-синтаксический прием построения фразы в литературном произведении, выходящий за рамки практически принятых норм. Ф. используется в целях усиления художественной выразительности речи. К. Ф. относятся: риторические Ф., анафора, эпифора, стык, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, умолчание и др.

ХОРЕЙ – в силлабо-тоническом стихе – стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении двухсложной стопы с ударением на первом слоге.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Терминологический минимум студента-филолога"

Книги похожие на "Терминологический минимум студента-филолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Акаткин

В. Акаткин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Акаткин - Терминологический минимум студента-филолога"

Отзывы читателей о книге "Терминологический минимум студента-филолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.