Андрей Гордеев - История казаков со времён царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История казаков со времён царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I"
Описание и краткое содержание "История казаков со времён царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I" читать бесплатно онлайн.
Автор - Андрей Андреевич Гордеев (1886-1977) - полковник Донского казачьего войска, в эмиграции с 1920 г.
Первое издание в России обширного исторического труда Андрея Андреевича Гордеева (1886–1977), потомственного донского казака, офицера-фронтовика, полковника Донской белоказачьей армии, с 1920 г. жившего в эмиграции. Еще при жизни автора (1968) его живо и увлекательно написанное исследование, впервые опубликованное в Париже, стало заметным явлением в кругах эмиграции. Автор возводит происхождение казачества к взимавшейся Золотой Ордой с покоренной Руси «дани кровью» – «тамги». Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и общественной организации степняков (монголов и половцев). В «Истории казачества» удивительным образом соединились военная летопись России и хроника ратных дел русского казачества. Автор рассказывает не только о важнейших сражениях, но и малых боях, принесших славу русскому оружию. Читатели познакомятся с историческими судьбами всех казачьих войск Российской державы: Донского и Уральского, Кубанского и Терского, Оренбургского и Астраханского, Сибирского и Семиреченского, Забайкальского и Енисейского, Амурского и Уссурийского.
Этими событиями начинается четвертый и последний период Смутного Времени: борьба против поляков, захвативших власть в Москве.
ВОЙНА ПРОТИВ ПОЛЬШИ И ДИНАСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ МОСКВОЙ И ПОЛЬСКИМ КОРОЛЕМ СИГИЗМУНДОМ
Вмешательство Швеции в московские дела вызвало недовольство польского короля Сигизмунда и ои объявил войну Московскому государству. Осенью 1609 года Сигизмунд появился с войсками под Смоленском и осадил его. Выступление Польши против Москвы произвело полную перегруппировку внутренних сил русского народа и изменило цели внутренней борьбы. С этого времени борьба стала принимать исключительно национальный характер, за освобождение Руси от иноземцев. Начало войны с Польшей имело важное значение и для «тушинцев». Сигизмунд, вступая в войну с Москвой, имел целью ее завоевание и занятие московского престола. Он послал в Тушино приказание польским войскам, чтобы они присоединились к нему у Смоленска, а Рожинекому иослал негласный приказ покончить с Самозванцем. Рожинский, Сапега и другие увидели, что король посягает на завоеванную ими страну, и отказались ему подчиниться. Отказались они, как и донские казаки, «ликвидировать» Самозванца. Когда цели короля были вскрыты, донские казаки, захватив с собой Самозванца, отправились в Калугу. Атаманом донских казаков был Заруцкий. В стане казаков была и Марина. После ухода казаков в Калугу, образовавшаяся придворная знать при «Тушинском самозванце» не пожелала следовать за ним, и не хотела возвращаться в Москву, к Шуйскому. Тушинская знать, возглавляемая Филаретом, обратилась к польскому королю Сигизмунду с предложением, чтобы он отпустил на московское царство своего сына, Владислава. Сигизмунд согласился и к нему было снаряжено посольство из 42 бояр. В это посольство вошли Филарет, князь Голицын, являвшийся одним из претендентов на московский престол. С Сигизмундом был заключен договор о том, что Владислав займет московский престол с условием, что примет православие. В это время Скопин приближался к Москве, и польские войска, занимавшие Тушино, оставили его и отошли в район Волоколамска. Туда же отправились и русские «тушинцы», составлявшие цвет тушинского боярства. Но около Смоленска Филарет и посольство было захвачено войсками Шуйского, защищавшими Смоленск, и отправлено в Москву. В Москве посольство не пострадало, но среди боярства стала внедряться мысль о свержении Шуйского и признании московским царем Владислава.
С уходом казаков и поляков из Тушино осада Москвы окончилась. 12 марта 1610 года Скопин-Шуйский с войсками вступил в Москву. В Москве начались празднества и торжества. Но во время обеда у Шуйского Скопин-Шуйский неожиданно заболел и умер. В Москве распространились слухи, что он как опасный для Шуйского претендент на престол был им отравлен. Со смертью Скопина прерывалась связь с северскими ополчениями и рязанским ополчением, возглавлявшимся Прокопием Ляпуновым. Рязанское дворянство составляло окружение Филарета, отстало от Самозванца, но не признавало и Шуйского, а стремилось возвести на московский престол Владислава.
Для дальнейшей борьбы против поляков Шуйский назначил воеводой своего брата Димитрия, который с большими силами двинулся к Смоленску. «Изыде со множество воин, но со срамом возвратися». Захваленные неожиданно на походе гетманом Жолкевским 24 июня, войска Шуйского были на голову разбиты у села Клушино. Последствии поражении были ужасны. Московские войска разбежались по городам и никто не вернулся в Москву. Шведское войско было отрезано от московских войск и частью сдалось полякам, часть ушла в новгородские земли. Рязанцы отказались от службы Шуйскому и у него не осталось никакой силы для защиты страны. Против него поднялись три группы: тушинцы — возглавлявшиеся Филаретом, Прокопий Ляпунов с ополчением и Василий Голицын. 17 июня Шуйский был сведен с трона и насильственно пострижен в иноки, примем он оказывал упорное сопротивление пострижению и не хотел произносить слова клятвы, клятву за него произносил князь Туренин. (Карамзин, т. 12, стр. 231).
Свержение Шуйского уничтожало всякое правительство. Страна осталась без власти и стала перед перспективой анархии. Польские войска двинулись к Москве, Смоленск находился в осаде короля Сигизмунда, а из Калуги двинулись донские казаки с Самозванцем. Москва снова оказалась в осаде. В Москве было образовано правительство из семи бояр во главе с Мстиславским. Это правительство вступило в переговоры с гетманом Жолкевским, возглавлявшим польские войска, подошедшие к Москве, о присылке в Москву Владислава. Соглашение было достигнуто и Москва была приведена к присяге польскому королевичу, Владиславу. После принесенной Владиславу присяги Жолковский поднялся против казаков и заставит их уйти в Калугу. Жолкевский был впущен в Москву и занял в ней все укрепленные пункты своими войсками. Бояре снова отправили «великое посольство» к Сигизмунду в Смоленск, во главе которого по-прежнему были посланы Филарет и князь Голицын.
Но Сигизмунд решил, что Москва завоевана его войсками и решил стать сам ее королем. Он потребовал через Жолкевского, чтобы русские признали его власть. Жолкевский, видя политику короля, отказался выполнить его требования, подал в ставку и уехал в Польшу, сдав командование войсками Гонсевскому. Гонсевский установил в Москве военную диктатуру и бояре в то время от него все живы не были. В Москве была установлена иноземная власть. В церквях начали поминать Владислава и с его изображением начали чеканить монету. Великое посольство, прибыв в Смоленск, увидело обман Сигизмунда, послало негласное сообщение в Москву. Грамота эта была переписана патриархом Гермогеном и разослана по всей стране, призывая народ подняться против поляков. Деятельное участие в распространении призыва патриарха принял Прокопий Ляпунов, и первым им было составлено рязанское ополчение.
К рязанцам присоединились казаки с атаманом Заруцким и князем Трубецким. Лозунгом было «А буде король не даст нам своего сына на московское царство, и польских: и литовских: людей не выведет с Москвы из всех украинских: городов, и из Смоленска не отступит, и воинских людей не отведет, и нам биться до смерти…» К Москве стали двигаться ополчения. В состав русских ополчений хотел войти недовольный королем Сапега, но переговоры не привели к соглашению. Во главе собравшихся ополчений было образовано Земское Правительство или Триумвират, который составили Ляпунов, Заруцкий и Трубецкой. Государственная необходимость заставила Триумвират обратиться к народу и привлечь его в ряды ополчений и дать широкие обещания его будущим участникам. В призыве говорилось: «Всем служащим в казаках предоставляется право стать свободными, независимыми от помещиков, оставаясь казаками, стать служилыми людьми, получать особый корм и деньги за свою службу».
Таким образом, стрельцы восстанавливались в своих правах, и крестьяне и холопи освобождались от власти своих помещиков, превращались в сословие служилых казаков, с надеждою, как говорилось в приговоре, впоследствии получить поместья и стать помещиками или же, оставаясь казаками, нести службу за получаемый корм и деньги. В состав ополчения, таким образом, входили два казачьих: лагеря: старые донские казаки, во главе которых стоял князь Трубецкой и располагавшиеся в Туле, и новые казаки во главе с Заруцким — в Калуге.
Смутное Время в русской истории рассматривается как «казачье воровство», и поэтому все зло, происходившее в то время, относится на казачьи войска, не считаясь с тем, что в начавшейся анархии Смутного Времени, жизнь страны была нарушена, и крестьянство и холопи, сорванные с мест, преследовали не государственные цели, а личные, те идеи, которые были объявлены Болотниковым: независимость от власти помещиков, захват их земель и имущества. Возглавителем бывших стрельцов и казаков из холопей был стрелецкий голова Стародуба Заруцкий. В составе Триумвирата Заруцкий пользовался большим влиянием. Он всячески поощрял возглавляемые им отряды новых казаков, назначал атаманов, жаловал им не только земли, но и города. Они никогда не сливались с донскими казаками и идеологически. Часть их — холопи и крестьянство— были враждебны земству. Цели донских казаков не всегда совпадали в процессе Смутного времени с целями вождей Земского ополчения, но их с ним связывала одна идея: восстановление в государстве законной монархии, прекратившейся со смертью последнего представителя дома Рюриковичей, и установления тех отношений с Московским государством, которые существовали при царе Иване Грозном. Годуновым эти отношении были нарушены, и они поднялись против него за право своей независимости, на которое он покушался. Грамоты, призывавшие русский народ в ополчение, имели успех, и к Москве из разных городов потянулись ополчения. 11 декабря 1610 года, в Калуге крещеным татарином, Урусом, был убит Самозванец и ополчения избавились от самозванных претендентов. Однако при Заруцком находилась Марина Мнишек, у которой через несколько дней после убийства Лжедимитрия родился ребенок, названный Иваном. Она требовала, чтобы ополчения присягнули на верность ему. Заруцкий всемерно ее поддерживал, как и ее сына в качестве кандидата на московский престол. С отрядом татар Заруцкий приказал произвести расправу и было их уничтожено до 200 человек.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История казаков со времён царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I"
Книги похожие на "История казаков со времён царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Гордеев - История казаков со времён царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I"
Отзывы читателей о книге "История казаков со времён царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I", комментарии и мнения людей о произведении.