Максим Горький - Детство. В людях. Мои университеты

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Детство. В людях. Мои университеты"
Описание и краткое содержание "Детство. В людях. Мои университеты" читать бесплатно онлайн.
Вступительная статья Даниила Гранина. Иллюстрации Б. Дехтерева.
132
«Нетовщина» — одна из крайних форм того направления в старообрядчестве, которое получило название беспоповщины. Нетовщина, зародившаяся в конце XVII в. в керженских лесах, отрицала таинства и учение о благодати, церковную иерархию; была распространена в Нижегородской, Ярославской и Костромской губерниях. Мартин Лютер (1483–1546) — родоначальник протестантского религиозного движения на Западе.
133
«Имя себе прилично сочета…» — Цитата из кн. «Послание к неизвестному против люторов. Творение Парфения уродивого, писателя XVI века». СПб., 1886, с. 2.
134
Шалопуты (шелапуты) — секта, родственная мистической секте хлыстов; возникла в середине XIX в. Штунда — название секты, близкой к лютеранству; в дальнейшем слилась с баптизмом.
135
Богомилы — христианская ересь, зародившаяся в X в. в Болгарии и распространившаяся в странах Западной и Восточной Европы; Богомилы признавали двух сынов бога — Сатанаила (восставший и падший ангел, начало зла, творец материального мира) и Логоса (духовное начало мира, Христос). Богомильство требовало аскетической жизни и призывало к неподчинению мирским властям.
136
Хлысты — мистическая секта, возникшая в России во второй половине XVII — начале XVIII вв. Противопоставляли внешней обрядовости и «букве» церковной книги истинную, «духовную» церковь. По представлениям хлыстов, праведный человек сам по себе может стать «Христом» или «богородицей». Наставник Данило — крестьянин Юрьевецкого уезда Костромской губернии Данила Филиппович, считающийся основателем хлыстовства. По хлыстовскому преданию, сам бог Саваоф вселился в его «пречистую плоть». Старик начетчик здесь пересказывает хлыстовское сказание о том, как Данила Филиппович, объявив народу, что ни старые, ни новые книги не ведут ко спасению, собрал те и другие в один куль и бросил в Волгу.
137
Алексаша, Александра Васильев. — По свидетельству Горького, сектант-бегун, которого он в юности встретил в иконописной лавке — это П. В. Рябинин, беглый каторжник. В дальнейшем был опознан полицией, арестован и умер в тюрьме до суда. С судьбой этого человека был связан у Горького замысел романа «О российском Жане Вальжане».
138
«Господи, Владыко живота моего» — великопостная молитва Ефрема Сирина.
139
Ну — трегубая аллилуйя, ну — сугубая… — Речь идет об одном из спорных вопросов церковной обрядовости, породивших раскол. Старообрядцы стояли за то, чтобы при богослужении произносить «аллилуйя» два раза (сугубая аллилуйя) — в противоположность «трегубой аллилуйе» никониан.
140
Бегуны, или странники — секта, разновидность нетовщины. Проповедовали духовное странничество, «бегство» от общества, уклонялись от гражданских повинностей, военной службы, платежа податей, не признавали паспортов. В приволжских губерниях это движение было особенно распространено.
141
Палех, Холуй, Мстёра — села Владимирской губернии, старинные центры иконописания.
142
Симеон Столпник — христианский подвижник-аскет V в.
143
«Э, и-ах за-апрягу я тройку борзых…» — цыганская песня.
144
По-византийски, по-фряжски и «живописно», итальянской манерой — По-византийски — в традициях древнего иконописания. С конца XV в. оно осложняется влияниями западноевропейской живописи (писать «по-фряжски»), искусства итальянского Возрождения.
145
Связали нас подлиннички эти… — Подлинники — особые руководства, которым должен был следовать иконописец; так, одежда того или иного святого должна была быть определенного цвета.
146
«Взгляни: вот женщины прекрасной…» — Из стихотворения В. Г. Бенедиктова «Бездна» (1838). У Бенедиктова: «Взгляни, как высится прекрасно // Младой прельстительницы грудь!»
147
Голицинский А. П. — автор рассказов из народного быта и «Очерков из фабричной жизни» (1861). «Иван Выжигин» — нравоописательно-дидактический роман Ф. В. Булгарина (1789–1859), реакционного журналиста, сочинителя мещанской беллетристики. Барон Брамбеус — литературный псевдоним О. И. Сенковского (1800–1858), журналиста и писателя, а также ученого-востоковеда, автора бытовых и «восточных» экзотических повестей.
148
«Кочующие караваны…» — из поэмы Лермонтова «Демон» (ч. I).
149
Иов — библейский праведник, герой одной из книг Ветхого завета.
150
Мой-сей, значит — богов человек. — Своеобразная народная этимология имени библейского пророка. В Библии имя Моисей означает: взятый из воды (Исход, гл. 2, ст. 10).
151
Легенда о китайском черте. — Роман Р. Зотова «Цын Киу-Тонг, или Три добрые дела Духа тьмы. Фантастический роман в 4-х частях». СПб., 1840. В романе рассказывается о тщетных попытках падшего ангела делать на земле не зло, а добро.
152
Иордань — в православном обиходе место на реке или озере, где в день крещения производится водосвятие (в память евангельского крещения Христа в реке Иордан).
153
«Жизнь актера Яковлева» — А. С. Яковлев (1773–1817) — знаменитый русский трагический актер. Его жизнеописание было составлено Р. М. Зотовым и издано без имени автора под титулом: «Описание жизни актера г-на Яковлева». СПб., 1817.
154
Мария Стюарт — шотландская королева, казненная в 1587 г. после 18-летнего заточения английской королевой Елизаветой; героиня одноименной трагедии Шиллера. «Испанский дворянин» — пьеса, популярная в репертуаре русских провинциальных театров; переделка с франц. (драмы Д’Эннери и Дюмануара) К. А. Тарновского и М. Н. Лонгинова. Дон Сезар де Базан — герой этой пьесы, написанной по мотивам романтической драмы В. Гюго «Рюи-Блаз».
155
Без сожаленья, без участья… — Из поэмы «Демон». У Лермонтова: «Смотреть на землю станешь ты…»
156
В день моих именин… — В мастерской Салабановой А. Пешков работал зимой 1882–1883 гг.; в день именин 17 марта 1883 г. ему было не 13, а 15 лет.
157
Елисей — ветхозаветный пророк-чудотворец, в наказание за отступничество и идолопоклонство истребил династию нечестивого Ахава в Израильском царстве.
158
На фоминой — вторая неделя после пасхи.
159
«Море синее, // Море бурное…» — песня на стихи И. И. Козлова (1779–1840).
160
«Бурса» — «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского (1835–1863). «Смерть» и «Живые мощи» — рассказы из «Записок охотника» И. С. Тургенева. «Три смерти» — рассказ Л. Н. Толстого. «Знамения времени» — роман Д. Л. Мордовцева (1830–1905). «Хроника села Смурина» — П. В. Засодимского-Вологдина (1843–1912), писателей народнического направления. «Шаг за шагом» (1870) — роман И. В. Омулевского-Федорова (1836–1883), повествующий о «новых людях». Горький вспоминал позднее, в статье «Беседы о ремесле»: «Еще более соломенными и бумажными видел я фигурки Светлова, Стожарова, Володина и других „революционеров“, которых наспех делали для „воспитания юношества“ Омулевские, Мордовцевы, Засодимские».
161
Мамаша, дайте мне еще (искаж. франц.).
162
«Искушение святого Антония» — произведение Гюстава Флобера (1821–1880), написанное по мотивам жития христианского отшельника III–IV веков. «Мемуары Упилио Файмали, укротителя зверей» — собраны Павлом Мантегацца, профессором антропологии во Флоренции; оба произведения печатались в «Еженедельном Новом времени» (1880).
163
«Рече безумен…» — Псалтырь, псалом 13, ст. I.
164
Петр «Плотничьей артели» — герой рассказа А. Ф. Писемского (1821–1881).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Детство. В людях. Мои университеты"
Книги похожие на "Детство. В людях. Мои университеты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Максим Горький - Детство. В людях. Мои университеты"
Отзывы читателей о книге "Детство. В людях. Мои университеты", комментарии и мнения людей о произведении.