Санкт-Петербургская епархия Отдел религиозного образования и духовного просвещения - Практическое руководство приходскому консультированию

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Практическое руководство приходскому консультированию"
Описание и краткое содержание "Практическое руководство приходскому консультированию" читать бесплатно онлайн.
Данное учебно-методическое пособие — это попытка обобщения опыта работы консультативных служб на приходах в Санкт-Петербургской епархии с целью распространения этого опыта.
Пособие содержит рекомендации по организации консультативной службы на приходе, практические советы дежурным и материалы исследований различных вопросов, связанных с деятельностью приходской консультативной службы.
В третьей части пособия представлен перечень вопросов, встречающихся в практике приходского консультирования, и даны краткие ответы. При составлении ответов использовалась литература по азам православия и пастырские рекомендации.
«Практическое руководство по приходскому консультированию» предназначено для священнослужителей, имеющих желание организовать подобную службу на своих приходах и для проверки уровня знаний при подборе дежурных для консультативной службы. Оно также может использоваться мирянами, уже участвующими в работе консультативной службы или имеющими благословение проводить первичные катехизические беседы с вновь пришедшими в Церковь людьми.
С пособием было бы полезно ознакомиться и другим работникам храмов — свечницам, уборщицам, сторожам и смотрителям, прежде всего там, где необходимость приходской консультативной службы очевидна, но она пока не создана.
— получение религиозных знаний из дезориентирующих источников «кто-то сказал..», «я слышал…», «я прочитал из СМИ…» и т. д.;
— мирские соблазны, увлечения, греховные привычки и привязанности к радостям земной жизни;
— духовная расслабленность, леность, безответственность и самооправдание;
— житейская озабоченность, многопопечительность, суета или наоборот — праздность;
— материальная обеспеченность, самодовольство, самонадеянность и самооправдание своей бездуховной жизни;
— мнение о себе как о человеке добром и порядочном, без особых грехов и серьёзной вины перед кем-либо;
— мнение о себе как о тяжком грешнике, которому нет оправдания и спасения;
— ложный стыд, страх и стеснение засвидетельствовать свою веру перед другими (родными, друзьями, сотрудниками и знакомыми);
— непонимание того, что без Бога своих греховных страстей и привычек не преодолеть;
— непонимание церковной жизни, важности богослужения, церковнославянского языка, смысла поста, молитвы и воцерковления;
— незнание с чего начать воцерковление, т. к. все по-разному говорят…;
— боязнь и незнание как обратиться к священнику, неумение и боязнь исповедоваться;
— боязнь и стеснение перед другими обнаружить свою безграмотность и невежество;
— нежелание и лень к участию в богослужениях, молитве, посту и подготовке к таинствам (некоторые считают, что верить в Бога можно и дома, без Церкви);
— эгоистические привычки «прошлой жизни», сформировавшие худой нрав, характер отношений, стиль поведения и образ жизни;
— привычка отдыхать в выходные дни, заниматься «своими делами — им же несть числа», без посещения храма и богослужений;
— примитивное или невежественное восприятие Церкви, непонимание её назначения и связи с Богом;
— пристрастно-критическое, вплоть до осудительного, отношение к Церкви, с восприятием только внешней стороны церковной жизни, с непониманием истинных смыслов богослужения и церковной жизни;
— внецерковная, безукладная, нехристианская семейная жизнь, без учёта Заповедей Божиих, без духовного руководства, без постов и праздников;
— неспособность признать себя виновным, неумение прощать и просить прощение у Бога и людей;
— незнание и непонимание разницы между истинной Церковью и сектами, между Православием и другими христианскими исповеданиями;
— чувство собственной ненужности в храме, отчуждённости и нежелание идти на контакт с другими членами прихода и церковной общины.
II. Проблемы, исходящие от членов семьи и родственников:
— семейные стереотипы нехристианской, нецерковной, безукладной, и безмолитвенной жизни, без учёта церковного календаря, постных и праздничных дней;
— семейный круг не хочет отпускать человека в храм, наблюдается гамма негативных отношений: от внутреннего сопротивления и напряжения к раздражению и агрессии с ругательным осуждением всего, что связано с Церковью; такое отношение родных чаще связано с их неверием (атеистичностью), с их предвзятым недоверием Церкви и выбору уверовавшего родственника; отсутствием опыта церковной жизни или наличием иного исповедания;
— неправильное распределение времени в домашнем быту также приводит к затруднению в посещении церковных служб;
— привычка в выходные дни всей семьёй выбираться за город (на дачу, на рыбалку или за грибами, ягодами в лес), или к родным-близким в гости, или следовать культурной программе — выставки, кино, театр…, различные увлечения спортом, играми, походами…
III. Проблемы, исходящие от клириков и прихожан храма:
— крайняя затруднительность в доступе к священнику для исповеди, когда много людей и мало исповедующих священнослужителей, ограниченность во времени, порождающие недоброкачественность (поверхностность и формализм, граничащий с имитацией происходящего);
— большая занятость священства и труднодоступность возможности беседы со священником после богослужения и треб;
— невнимательность священников, грубость работников и прихожан храма;
— трудно найти духовника, соответствующего представлению о нём;
— зачастую священники не ведут систематических учебных занятий с людьми и не направляют их для обучения в ЦПВШ, хотя могли бы это делать;
— многих беспокоит разнообразие духовнических практик, касающихся:
а) объёма утренних и вечерних молитв, в том числе молитв перед Причащением;
б) меры и продолжительности поста в т. ч. перед Причащением;
в) частоты и образа подготовки к таинствам Исповеди и Причащения (порой бывает в одном храме различие практик, а уж в разных храмах различия присутствуют тем более и людей это беспокоит, они не знают на какую практику ориентироваться, чему следовать);
— бывает, со стороны некоторых священников наблюдаются необоснованные затруднения с доступом людей к Причащению;
— недоброжелательность в храме к вновь пришедшим (бывает, что подошедшего к Причастию без Исповеди отгоняют, говорят «отойдите», не объяснив, что нужно человеку делать дальше; аналогично, когда приносят детей на Литургию Преждеосвященных Даров, говорят: «мы детей не причащаем», отгоняют их в сторону, и никто не объясняет, когда же мы их причащаем или когда можно причастить;
— некоторых людей беспокоит наличие платы за требы, ее частое, порой необоснованное повышение, а также корыстолюбие и соблазнительное поведение некоторых священнослужителей, будто светских, не имеющих сана людей;
— вечно унылый вид некоторых прихожан; замечания с раздражением в адрес вновь приходящих, некоторых уборщиц, работников храма и прихожан.
IV. Проблемы, исходящие от СМИ и окружающего мира:
— непонимание сослуживцев, отвержение ряда окружающих всего того, что связано с верой, религией и Церковью, воспринимается как сектантство;
— плотная занятость на производстве приводит к трудности совмещения церковных служб с режимом работы;
— довольно поверхностное, скудное и порой искажённое освещение религиозных и церковных праздников и событий в СМИ, которые быстро вытесняются противоположными по смыслу, часто пошлыми по содержанию программами:
а) массово навязывается культ преуспевающего в земных делах «успешного» человека;
б) о духовных ценностях Православия говорится очень редко, вскользь и размыто;
в) развращающее воздействие прессы, рекламы и телевидения, в которых насаждается психология общества потребления, развлечения, наслаждения и блуда «нам упорно предлагают порно…», «играй и выигрывай», «живи в удовольствие», «оттянись со
вкусом», «не отказывай себе…», «купи новинку…», «совершенствуйся во всём…», «хорошо меняться», где реклама разных видов косметики, причёсок, модной одежды, мобильных телефонов, автомашин, нового жилья и новых партнёров;
— превалирование в окружающей жизни общества образов нечестия вместо благочестия, где грех всё более возводится в норму, захватывая буквально все сферы социальной жизни. Жить и не грешить в таком обществе и в таких условиях просто невозможно. Вот такие обнаружились проблемы, и нужно учить правильно относиться к ним и правильно их решать, делая соответствующие выводы. С дежурными приходской консультативной службы целесообразно провести по данной теме отдельный семинар.
Что помогает людям на первом этапе воцерковления
Важно иметь представление о том, что помогало людям, когда они делали только первые шаги в храме Божьем.
Можно выделить целый комплекс различных условий, средств и факторов, содействующих воцерковлению человека. Среди них главным является личностное общение, так как человек является носителем веры, опыта, знания, доброго примера, благодатных сил и возможность этим поделиться.
Явную помощь люди получают через жизнь в церковной среде, следование годовому богослужебному кругу, участие в таинствах, молитвы родных, чтение духовной литературы, знакомство с православными аудиозаписями и видеофильмами, паломничество по святым местам, купание в святых источниках и т. д.
Ниже представлены результаты опроса слушателей богословско-педагогических курсов.
Кто способствовал приходу к вере и помогал воцерковлению:
— впервые пришло осознание, что силы может дать только Бог, появилось полное упование на Бога, уверенность, что Он не оставит и все будет хорошо;
— попав в сложную ситуацию, не оставалось иного выхода, как обратиться к Богу за помощью и Бог спас от погибели;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Практическое руководство приходскому консультированию"
Книги похожие на "Практическое руководство приходскому консультированию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Санкт-Петербургская епархия Отдел религиозного образования и духовного просвещения - Практическое руководство приходскому консультированию"
Отзывы читателей о книге "Практическое руководство приходскому консультированию", комментарии и мнения людей о произведении.