» » » » Николай Посысоев - Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие


Авторские права

Николай Посысоев - Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Посысоев - Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Посысоев - Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В нем раскрываются основные психологические закономерности брака и семьи как особого пространства жизнедеятельности. Систематизированы основные принципы и подходы к консультированию семьи как живой развивающейся системы. Основные феномены, проблемы семейных отношений рассматриваются в логике развертывания жизненных фаз развития семьи от добрачного ухаживания до поздней зрелости.






беременность ради соответствия социальным ожиданиям (24 %) – так как в браке «положено иметь детей»;

беременность ради сохранения отношений (16 %) – чтобы удержать мужчину, придать новый импульс отношениям с ним;

беременность как протест (12 %) – назло родителям, мужчине и т. п. (драматическое переживание беременности);

беременность как отказ от прошлого (8 %) – «очищение от собственной греховности»;

беременность как уход от настоящего (5 %) – побег от нарастающего психического напряжения, связанного с невыносимой действительностью;

беременность ради сохранения собственного здоровья (26 %) – чтобы не причинить вреда абортом;

♦ самоутверждение через беременность (30 %).

Поскольку самосознание женщины в период беременности может претерпевать значительные изменения, нахождение оптимального баланса мотивов может происходить и без подключения внешней помощи, по принципу «сдвиг мотива на цель».

Изменения в самосознании женщины во многом обусловлены действием эволюционно выработанных биологических механизмов формирования материнского отношения к ребенку (привязанности). Важную роль в формировании привязанности у матери играет особый «парацептивный» опыт (т. е. опыт, связанный с ощущением матерью движений плода, вызывающий у будущей матери чувство «сродненности» с собственным ребенком). В перинатальный (околородовый) период, во время кормления грудью происходит изменение гормонального фона в организме матери и ребенка, способствующее становлению взаимной привязанности. Неблагоприятное влияние на качество возникающей связи может оказывать применение медицинских препаратов, нарушающих необходимый гормональный баланс. Первый час после родов является сензитивным периодом для формирования связи между матерью и ребенком. Важнейшее значение в это время имеет эмоциональный и тактильный контакт между ними.

В исследованиях этологического направления описаны формы поведения матери, «вызванного младенцем». Это поведение имеет специфические селективные и пусковые механизмы, среди которых – морфологические черты, особые движения, позы и запахи ребенка. Таким образом, каждая мать от природы «знает», как нужно обращаться с собственным ребенком. В том случае, когда женщина осознает это, она начинает больше доверять себе, своему телу и своей интуиции при общении с ребенком и не ждет, когда ее кто-то научит «правильному» взаимодействию.

Особого внимания и психологической поддержки заслуживают женщины, оказавшиеся в ситуации вынужденной изоляции от ребенка сразу после рождения (чаще всего по медицинским показаниям). Такое резкое прерывание контакта с ребенком депривирует (блокирует, затрудняет) становление материнства. Психологической сущностью депривированного материнства является блокирование потребности матери в эмоциональном контакте с ребенком.

Изменения в самосознании женщины имеют различное содержание в разные периоды беременности. Можно выделить в беременности два различных этапа – докоммуникативный и коммуникативный. Граница между ними – момент первого шевеления ребенка, которое ощущает мать.

Задача докоммуникативного периода – постепенное выделение в субъективном мире будущей матери места для своего ребенка. Многие исследователи отмечают актуализацию раннего детского опыта во внутреннем мире женщины на ранних этапах беременности. В это время женщина как бы открывает ребенка в самой себе и может посмотреть на мир его глазами. Происходит обострение чувств, притупление интеллектуальной деятельности, усиление интуитивного восприятия. Это является своего рода охранительными механизмами, естественно следуя которым женщина может уйти в себя, осознать себя как мать. Чувства и интуиция – это те инструменты, которые позволяют понимать ребенка, его потребности. Однако женщине может быть трудно принять в себе эти изменения.

Примерно в 16–22 недели беременности женщина начинает ощущать движения своего ребенка. С этого времени в самосознании женщины начинается обособление ребенка. Он постепенно наделяется характеристиками субъекта. Мать может начать выстраивать коммуникацию с ребенком, в процессе которой и происходит становление зрелой материнской позиции. Именно контакт с внутриутробным ребенком поддерживает у женщины чувство ответственности за него, позволяет ей переключиться с переживания собственных ощущений на создание более благоприятных условий для его развития, учитывать интересы ребенка в общении с другими людьми. В процессе такой коммуникации формируется особый язык, сигналы которого уникальны для каждой отдельной системы «мать – дитя». Это могут быть особые движения ребенка, которые мать так или иначе интерпретирует («ему неудобно», «шалит», «испугался», «хочет пообщаться» и т. п.). Это могут быть ощущения, которые женщина испытывает в ответ на свои мысли или чувства. Например, погрузившись в профессиональные проблемы, женщина осознает напряжение в матке и воспринимает его как «сообщение» ребенка о своем состоянии. Изменяя свое поведение, она переключает внимание на ребенка, получая в ответ ощущение тепла из матки. Постепенно в рамках подобного взаимодействия женщина начинает называть и ощущать себя матерью.

Расширение коммуникации за счет включения в нее отца позволяет мужчине найти свое место в новой семейной системе. Мужчине несколько труднее установить контакт с внутриутробным ребенком, но именно во взаимодействии с отцом наиболее очевидно проявляются ответы ребенка на внешние воздействия. Активно двигавшийся ребенок может тут же затихнуть и успокоиться, когда отец кладет руки на живот матери и просит ребенка «не мешать маме спать».

В процессе такого общения супруги впервые по-новому выстраивают свои отношения, принимая в рамки этих отношений ребенка. Наличие особого языка, принятого только в пределах данной группы, способствует сплочению семьи, создает ей особую интимность, позволяя ее членам ощутить целостность и уникальность их семейной общности. Некоторые супружеские пары подчеркивают, что только с появлением ребенка они смогли почувствовать себя настоящей семьей. После родов происходит перенос уже сформированной системы отношений в новые условия.

Таким образом, формирование новой системы внутрисемейной коммуникации начинается в отношениях матери и ребенка, и только потом в эти отношения вводится отец. В рамках существующей патриархальной модели семьи такая последовательность является наиболее распространенной. Иногда могут возникать затруднения в процессе присоединения отца к возникающей системе отношений «мать – дитя». Мужчина, ощущая нарушение внутрисемейного баланса в связи с беременностью жены, может испытывать чувство тревоги и «отделенности» от семьи. Пытаясь заглушить эти негативные чувства, он может стремиться усилить свое влияние во внесемейном пространстве, сосредоточиться на добывании денег, совершать супружеские измены и т. д. Неслучайно у многих женщин на разных этапах беременности возникает неуверенность в прочности отношений с супругом; в том, что муж будет любить ребенка, заниматься с ним.

В случае, если отцу не удается включиться в процесс коммуникации с ребенком, супружеские отношения могут значительно осложняться, а подчас и разрушаться. Может происходить формирование дисгармоничной системы внутрисемейных отношений «со смещенным центром», в которой отец оттесняется на периферию системы. Гармоничное развитие молодой семьи на этом этапе может затруднять вмешательство родителей супругов. Под влиянием такого вмешательства могут образовываться деструктивные коалиции и внесемейные треугольники, в которые, например, могут входить мать, ребенок и мать матери.

В условиях современной модели семейных отношений возможна и несколько иная последовательность преодоления кризиса. В данном случае беременность рассматривается супругами как особый этап их совместной жизни, продолжение их интимных отношений, а роды – это своего рода кульминация. Отцу и матери предписывается равная ответственность и участие во всем, что связано с ребенком. Отец вместе с супругой посещает врача, присутствует на сеансах ультразвуковой диагностики плода, посещает занятия по подготовке к родам, активно участвует в родах, не разлучается с ребенком первое время после родов. В некоторых странах, например в Швеции, мужчина получает отпуск после родов жены, чтобы супруги могли совместно прожить этот период.

При таких условиях у отца достаточно рано формируется отношение к ребенку как к субъекту взаимодействия. Контакт отца с внутриутробным ребенком стимулирует успешное формирование материнской позиции у женщин, имевших ярко выраженные социальные мотивы, ранее не проявлявших интереса к ребенку.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие"

Книги похожие на "Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Посысоев

Николай Посысоев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Посысоев - Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.