Наиль Ахметшин - Тайны Шелкового пути

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны Шелкового пути"
Описание и краткое содержание "Тайны Шелкового пути" читать бесплатно онлайн.
История легендарного и великого Шелкового пути полна загадок и тайн. Здесь возникали и исчезали древние цивилизации, зарождались новые этносы и гибли целые народы, создавались бесценные памятники культуры, совершались удивительные открытия прославленными путешественниками.
О многовековых тайнах Шелкового пути и его современном облике, о древних загадках Китая и его нынешнем развитии рассказывается в книге кандидата исторических наук Н. Х. Ахметшина, дважды путешествовавшего по великому Шелковому пути.
Существенно уменьшив число иероглифов и упразднив региональные варианты начертания, интеллектуалы прошлого упростили и унифицировали метод их написания, но не внесли принципиальных изменений в грамматический строй и лексический состав языка. Некоторые историки считают эту реформу ключевой в преобразованиях Цинь Шихуана, направленных на консолидацию общества, поскольку она предотвратила возможность центробежного развития письменности, способного подорвать основы единства государства.
В том же году была произведена конфискация оружия, принадлежавшего воинам побежденных шести царств. Из него в столичном Сяньяне отлили 12 многотонных статуй, изображавших человеческие фигуры и получивших в истории название «бронзовые люди». Они простояли около четырех веков, когда на закате Восточной Хань (25 — 220 гг. н. э.) высокопоставленный сановник, авантюрист и интриган Дун Чжо от имени последнего императора династии Сяньди, находившегося от него в полной зависимости, приказал переплавить девять из них на монеты.
Оставшиеся три статуи Цао Жуй — внук знаменитого Цао Цао, о котором шла речь в предыдущей главе, — намеревался перенести в город Лоян, но был вынужден отказаться от этой затеи из-за их огромной тяжести. Согласно древней легенде, статуи не хотели покидать родину и горько заплакали подобно живым людям. Тем не менее, они еще попутешествовали по маршруту Сяньян — Аньян (совр. провинция Хэнань) — Чанъань (Сиань, совр. провинция Шэньси). Во второй половине IV в. две из них повторили судьбу первых девяти, а последнюю столкнули в реку.
О «бронзовых людях» писал политический деятель и известный литератор Западной Хань (206 г. до н. э. — 8 г. н. э.) Цзя И, который полагал, что конфискация оружия в Поднебесной способствовала укреплению центральной власти. К числу одного из подвигов Цинь Шихуана в деле объединения страны отнес это решение императора прославленный танский поэт VIII в. Ли Бо.
Легистские нововведения встретили противодействие со стороны апологетов «золотого века» прошлого, которые твердо следовали заветам своего учителя, великого мыслителя Кун Цю или Кун Фуцзы, известного во всем мире под латинизированным именем Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Основоположник этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры и социально-политических процессов в Китае на протяжении более двух тысяч лет, черпал свое вдохновение из древней литературы, выбирая лучшее, на его взгляд, из ранних традиций.
В 213 г. до н. э. на одном из приемов ученый из поверженного царства Ци — старого оплота конфуцианцев — в присутствии императора выступил с завуалированной критикой, обвинив его в игнорировании позитивного опыта прежних правителей эпохи Чжоу: «Это неслыханно, чтобы без заимствования опыта древних дело могло бы продолжаться долго». В ответ канцлер Ли Сы жестко парировал: «Прежде в стране царил хаос, не было единства… Ссылки на древние законы вредят настоящему, подобные речи вносят смуту. Если это не прекратить, то власть правителя ослабнет, а групповые интересы возобладают». Вскоре Ли Сы в категорической форме предложил уничтожить соответствующую литературу. Таким образом, принципиальные идеологические разногласия, копившиеся длительной время, выплеснулись наружу.
Конечно, силы в этом противостоянии были неравны. Вскоре запылали костры из конфуцианских книг. По указанию главного советника, исключение было сделано только для медицинской литературы, разъяснений гаданий, рукописей по лесонасаждению и некоторых других книг. Многие смутьяны подверглись суровым репрессиям. В китайской историографии и на интеллектуальном уровне существует устойчивая точка зрения, что свыше 460 ученых-конфуцианцев были в тот период живыми закопаны в землю.
Так, в романе «Западная Хань» популярного в Китае в первой половине XX в. писателя Цай Дунфаня (1877–1945 гг.) излагается одна из версий случившегося. Опасаясь заговора, Цинь Шихуан отдал приказ казнить конфуцианских книжников, проживавших в столице. «Преступников» загнали в ущелье, где они и были заживо погребены солдатами императора. Позднее он уничтожил конфуцианцев, проживавших в других городах. Таких, якобы, набралось еще более 700 человек.
Возможно, указанная массовая казнь действительно имела место, но вполне вероятно и то, что последователи Конфуция, одержавшие в конечном итоге решающую победу над легистами, просто отомстили Цинь Шихуану и изложили собственную версию исторических событий, абсолютно не стесняясь в использовании черной краски при перечислении его деяний. Не секрет, что большинство сохранившихся текстов было написано либо его врагами, либо спустя много лет после подлинных или мнимых событий. Забавным рудиментом неистовой ненависти к основателю циньской династии остается маленькая деталь: до сих пор в стильных ресторанах сети «Семья Конфуция» подают фирменное блюдо — «Тушеные «останки» Цинь Шихуана», приготовленные из рыбных костей.
После смерти монарха в 210 г. до н. э. и произошедших вслед за его кончиной событий выяснилось, что участь империи предрешена. Слишком многое зависело от исключительно личных качеств ее основателя, его неустрашимой воли и удивительной широты мышления, чрезмерных притязаний и непомерной жестокости. Даже при максимально благоприятном раскладе с определением престолонаследника последнего ожидал целый ворох проблем, обусловленных сложностью сохранения и функционирования институтов власти. Когда же в результате интриг царедворцев во главе государства был поставлен откровенный «середняк» от политики, скорый крах стал неизбежен.
То, что Цинь Шихуан создавал десятилетиями войн и реформ, рухнуло за три-четыре года. Однако идея мощного централизованного государства оказалась востребованной в обществе, имела огромное влияние на политическую культуру Китая и оставалась приоритетной в сознании национальных лидеров, чьи имена непосредственно связаны с наиболее яркими вехами в истории страны.
Многочисленные фрагменты терракотовых фигур позволили в общих чертах составить картину изготовления удивительного воинства. Головы людей и лошадей, как правило, раскололись пополам: у воинов по линиям вдоль шеи и за ушами, сходившимися на темени; у лошадей — по шву, проходившему между глазами и ноздрями. На внутренней стороне половинок отпечатались следы пальцев, на основании чего был сделан вывод, что глину вдавливали в специально приготовленные формы.
Интересные наблюдения были сделаны при осмотре обломков туловищ. На внутренней поверхности лошадей обнаружены отпечатки соломы. Это дало возможность предположить, что их корпусы изготавливали с использованием покрытых соломой форм. Следы веревок на теле воинов, которые затем скрывали боевым снаряжением, позволили прийти к выводу, что, обвязывая скульптуры, древние мастера снижали давление на ноги при затвердевании глины во время сушки.
Производство столь огромного количества фигур, естественно, было поставлено «на поток», когда от рабочих, большинство из которых являлись заключенными и не обладали соответствующими профессиональными навыками, требовалось четкое выполнение лишь узко ограниченной в пространстве и времени операции. Мастера-ремесленники руководили группами по 10–12 человек и занимались самыми сложными работами.
В музее, открытом на месте раскопок, представлены основные этапы трудового процесса. Подробно и наглядно о строительстве погребального комплекса повествует научно-популярный фильм об истории Бинмаюна, предлагаемый его посетителям в панорамном кинотеатре.
Сперва глину месили ногами, размягчая и удаляя пузырьки воздуха, затем ее превращали в своеобразные листы-заготовки. При изготовлении лошади заготовку на следующей стадии клали на покрытые соломой своеобразные «козлы», придавая ей форму корпуса животного. Удаляя потом солому, оказавшуюся внутри, оставляли отверстие на боку туловища (возможно, для лучшей циркуляции горячего воздуха при обжиге). Параллельно другие бригады рабочих по аналогичной технологии в специальных формах мастерили полую шею и цельные ноги. Собранная в натуральную величину лошадь весила достаточно прилично, поэтому от крепости ног зависело многое.
С помощью тонкого слоя влажной глины шею и ноги прикрепляли к корпусу. На скроенной из двух частей голове фиксировали уши и холку, изготовленные из пластин все той же мягкой глины. В дальнейшем на спине лошади по шаблону делали оттиск седла, устанавливали голову и заплетенный хвост. Завершали этот цикл сушка и обжиг.
Стоит заметить, что терракотовые фигуры, включая лошадей, первоначально раскрашивались в яркие цвета, которые позднее были утрачены. Даже во время раскопок при удалении грунта с туловищ воинов выяснилось, что красные и зеленые тона сохранили свою сочность, однако затем краски потемнели или исчезли вовсе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны Шелкового пути"
Книги похожие на "Тайны Шелкового пути" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наиль Ахметшин - Тайны Шелкового пути"
Отзывы читателей о книге "Тайны Шелкового пути", комментарии и мнения людей о произведении.