Р. Арсланов - ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА"
Описание и краткое содержание "ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА" читать бесплатно онлайн.
3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
3.1. Общая характеристика. В социально-экономической области проводилась, с одной стороны, консервативная политика, направленная на сохранения традиционного уклада жизни сословий и восстановление позиций помещиков, а с другой, принимались меры, способствовавшие развитию рыночных отношений, регулировавшие отношения между различными социальными группами. 3.2. Политика по отношению к крестьянству.
3.2.1. Меры либерального характера. В 1882 г. начал действовать Крестьянский банк, выдававший ссуды на покупку земли. В 1883 г. все крестьяне, еще не заключившие с помещиками выкупных сделок, переводились на обязательный выкуп (т.е. ликвидировалось временнообязанное положение, в котором оставалось еще до 15% крестьянских хозяйств). Сокращалась сумма выкупных платежей, была отменена подушная подать, тяжелым бременем лежавшая на крестьянах. Было ограничено право общины на передел земли (1893), который, в частности, не мог теперь проводиться раньше, чем через 12 лет после предыдущего. Эти и другие меры способствовали приспособлению крестьянских хозяйств к рыночной экономике.
3.2.2. Консервативные шаги. По мере спада социальной напряженности и обострения экономического кризиса, правительство возвращается к политике патриархальной опеки (патернализма) по отношению к крестьянству, пытаясь, с одной стороны, оградить его от воздействия рыночных отношений, которые разлагали сельскую массу, выталкивали крестьян из деревни, а с другой – спасти тем самым дворянство от разорения, обеспечить его дешевой рабочей силой. В этих целях: – ограничивалось переселение крестьян из центральных губерний на свободные земли окраин; – укреплялась община за счет ограничения семейных разделов (1886 г.); – принимались меры, направленные против отчуждения крестьянских наделов, в том числе вводился запрет закладывать надельную землю (1893 г.); -вопреки направленности реформы 1861 г. собственником уже выкупленного надела становилась община, а не крестьянин;. – усиливался контроль за крестьянами со стороны представителей помещиков – земских начальников. 3.3. Рабочий вопрос. Правительство Александра III столкнулось с новой для России проблемой – забастовочным движением рабочих. В ответ на это правительство попыталось восстановить порядок, подавляя забастовки и принимая репрессивные меры против их участников. Но, с другой стороны, обеспокоенные сохранением стабильности, власти стремились оградить рабочих от наиболее жестоких форм эксплуатации, ограничить произвол предпринимателей. В 1882 г. был принят закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста, в 1885 г. – закон о запрете ночного труда детей и женщин, в 1886 г. были ограничены штрафы сверх установленного размера, приняты новые правила найма рабочих и т.д. Контроль за исполнением законов и соблюдением охраны труда возлагался на государственную фабричную инспекцию, созданную в 1882 г. усилиями министра финансов Н.Х. Бунге. Проводя политику патернализма и по отношению к рабочим, государство пыталось обеспечить себе положение "над обществом". Отношения между предпринимателями и рабочими начинали регламентироваться со стороны государства, но, с другой стороны, хозяева предприятий были обязаны сообщать в полицию о рабочих волнениях. Им было запрещено вступать в "стачки" для контроля над ценами и т.д. 3.4. "Дворянская" политика.
3.4.1. В 1885 г. создан Дворянский земельный банк, в котором помещики могли получить льготный долгосрочный кредит под залог имений. Помещичье землевладение поддерживалось и с помощью удержания в деревне дешевой рабочей силы за счет ограничения переселений крестьян и укрепления общины.
3.4.2. Введение земских начальников усилило власть помещиков над крестьянами, а земская и городская реформы расширили влияние дворянства в органах местного самоуправления.
3.4.3. Правительство создавало льготные условия для дворянского предпринимательства, которое было менее динамичным, чем купеческое и потому нуждалось в поддержке властей. 3.5. В области экономики правительство продолжало линию М.Х. Рейтерна.
3.5.1. Основные направления политики индустриализации. – таможенным протекционизмом, льготными ссудами и концессиями поддерживалась отечественная промышленность, поощрялось создание крупных заводов и фабрик; – развернулось крупное железнодорожное строительство; – привлекались иностранные капиталы, как и раньше, в основном при помощи государственных займов. 3.5.2. В финансовой сфере Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский продолжали политику 60-70-х гг. Развернулась подготовка денежной реформы, главной целью которой должна была стать стабилизация рубля. В 1892 г. министром финансов стал С.Ю. Витте, еще активнее осуществлявший поддержку развития промышленности и банков.приступивший к проведению денежной реформы 1895-1899 гг.
4. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ.
4.1. Общая характеристика. Консерваторы видели в интеллигенции, либеральной печати, университетах главное "зло" России и потому принимали меры, призванные если не ликвидировать, то значительно ограничить их деятельность, установить жесткий административный контроль, предоставить преимущества дворянству в получении образования и др. 4.2. Реакция в области образования. Новый университетский устав 1884 г. снова лишал университеты автономии. В средней школе правительство попыталось сократить доступ представителей "низших сословий". В начальной школе изменения носили более положительный характер, но в целом система образования России подверглась тяжелым испытаниям. (Подробнее см. ТЕМУ 43) 4.3. По "Временным правилам о печати" (1882), продлевавшимся затем до 1905 г., была усилена цензура, закрыты все радикальные и многие либеральные издания, в том числе журнал "Отечественные записки" и многие газеты. В то же время отдельные либеральные издания сохранились, например, "Вестник Европы" М.М. Стасюлевича.
5. ИТОГИ.
5.1. Проводившиеся контрреформы не были доведены до конца, а некоторые из планировавшихся мер так и не осуществились, так как реакционные меры объективно противоречили потребностям общественного развития страны. Несмотря на то, что основной акцент во внутренней политике делался на откровенную реакцию, предпринимались и некоторые либеральные шаги. Это обусловливалось тем, что Александр III и его окружение своей главной задачей считали укрепление Российского государства и стабилизацию общества, частично осознавая, при этом, объективную необходимость в прогрессивных мерах. 5.2. Укрепление общины, консервация патриархальности русского крестьянства сковывали его хозяйственную инициативу, затрудняли вхождение в рынок, что, в итоге, способствовало накоплению "горючего материала" в деревне. 5.3. Попытка укрепить дворянство не привела к желаемым результатам т.к. противоречила общему ходу социально-экономического развития страны. Более того, защита дворянства становилась препятствием на пути его буржуазной эволюции, консервировало в нем традиционалистские черты, порождало "иждивенчество", что мешало ему трансформироваться в соответствии с требованиями времени. 5.4. Земская контрреформа не только не ослабила либеральную оппозиционность земств, но даже и усилила ее, т.к. увеличила представительство, в первую очередь, либеральных дворян, отличающихся своей большей общественной активностью. В итоге, обострились отношения между центральной и местными властями. 5.5. Меры, принятые в области образования и печати и направленные на изоляцию интеллигенции, ограничение сфер ее деятельности, не достигли поставленных целей, но вызывали скрытое и все нараставшее недовольство образованной части общества, которое со временем вырвалось наружу и стало одним из факторов кризиса начала ХХ в. 5.6. Охранительная полицейская политика подрывала престиж самодержавия в различных слоях общества, вызывала у них раздражение, вылившееся в острый общественно-политический кризис начала ХХ в. 5.7. В целом, свертывание реформ, направленных на комплексную модернизацию страны, реакционный курс, проводимый в социально-политической сфере и не отвечающий потребностям ускоренного развития экономики, обостряли противоречия в стране и стали одним из факторов структурного кризиса начала ХХ в.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие факторы оказывали влияние на внутриполитический курс Александра 111? Чем был вызван поворот в сторону реакции? 2. Каково основное содержание эпохи правления Александра 111? Можно ли ее охарактеризовать лишь как "эпоху контрреформ"? В какой степени правомерна ее оценка как периода "консервативной модернизации"? Какие этапы можно выделить в политике Александра 111? 3. Как личность Александра III оценивается его современниками и исследователями. Расскажите о ее влиянии на внутреннюю политику и духовную жизнь общества. 4. Проанализируйте содержание основных законов Александра 111, затрагивающих вопросы государственного и местного управления. Какова их основная направленность? Как они воздействовали на систему управления и развитие политической жизни России? 5. Какие мероприятия проводились в годы правления Александра 111 в социально-экономической сфере? Какое влияние они оказывали на модернизацию России? 6. Расскажите об итогах правления Александра 111.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА"
Книги похожие на "ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Р. Арсланов - ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА"
Отзывы читателей о книге "ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА", комментарии и мнения людей о произведении.