Сергей Бушуев - Водитель трамвая

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Водитель трамвая"
Описание и краткое содержание "Водитель трамвая" читать бесплатно онлайн.
Книга о порядках и жизни в трамвайном депо и на линии, написанная бывшим водителем московского трамвая.
Тормозная же педаль вообще сказка для новичка! И по затейливости устройства ничем не уступала ходовой. Для начала её головку необходимо было снять с защёлки. Для этого следовало чуть-чуть нажать на неё и подцепить. Разумеется, после пары месяцев работы на трамвае делаешь это не задумываясь. А вот поначалу…
Кроме того, тормозить также с первого раза ни у кого не получается правильно. А дело в следующем. У вагона имеется три вида тормоза. Первый это электродинамический. Чтобы он заработал достаточно во время движения чуть нажать на тормозную педаль. И трамвай начнёт так плавненько притормаживать. Далее, когда скорость вагона снизится до пяти или трёх километров в час, включится колодочный тормоз. Тормоз номер два. И вагон остановиться. Вот как раз на этом уровне и располагается защёлка. Трамвай остановлен, и если вы собираетесь, к примеру, выйти, то ставите педаль на защёлку. И она зафиксирована. А вот если вы начнёте давить вниз, то включится тот самый рельсовый (экстренный) тормоз. Таким образом, он дублирует педаль безопасности. Вот вам и третий, и последний вид тормозов на «Татре». Как вы понимаете, любой новичок, севший за управление семнадцатитонной неуклюжей громадины, весь на нервах и со вспотевшими волосатыми подмышками, завидев быстро сближающихся с движущимся вагоном пешеходов, судорожно нажимает тормозную педаль до упора. И с трудом удержавшийся наставник чуть не вылетевший через лобовое стекло из-за экстренного торможения, громко и ласково успокаивает будущее городского наземного транспорта Москвы словами:
— Что же ты бл… э — э — э… что ж ты это… так дёргаешься, мать твою в резину?
— А это я… вот… увидел впереди пешеходов… там, — с трудом преодолевая дрожь, еле выжимает из себя тот.
— Каких ещё на хрен пешеходов? — кричит сбоку больно ударившийся об пульт коленом наставник. — До них ещё километр! И тот чёрт кочергой мерил!
— А — а — а, — голосом Козловского поёт в ответ «будущее», — а мне показалось что…
— Ему показалось! Ха! Вы гляньте-ка на него! Я из-за тебя чуть башку не пробил! Не дави так на тормоз в следующий раз! И пошли они, куда подальше эти грёбаные пешеходы! Мне моя коленка дороже!
Примерно схожим образом идёт процесс обучения азам вождения. И Фролов при всех его навыках езды на грузовиках, ничем от нас не отличался. Если только в психологическом смысле: не так боялся проезжей части.
— Ну как — освоился? — вопрошала Морозова. — Запомни: во время движения всегда держи ногу на тормозной педали! А руку на кнопке звонка! И вы все это усвойте.
Она повернулась к нам, и внушительно погрозив пальцем, продолжала:
— Запомните, если только увижу, что рука лежит не на кнопке звонка во время движения — пощады не ждите! То же касается и тормозной педали! Если только замечу, что нога не поднята над ней, получите взбучку!
Кто-то из нашей группы засмеялся, а Николаев Гена очень серьёзно ответил:
— Да нет уж. Вы за нас не беспокойтесь. Мы уж подержим и руку и ногу.
Он снова умолк под давлением брошенных на него отовсюду характерных взглядов, и лишь неизменным оказался насмешливый голос Морозовой:
— Да? Подержите? Вот уж я посмотрю — насколько вас хватит!
— В каком смысле? — поинтересовалась Лисовенко, хмуро разглядывающая, неказистые с виду педали.
— А в прямом, — ответила наставница, переводя взгляд с Катерины Гасымовой на меня, а затем на молча кивающего Николаева. — Интересно мне — сколько вы выдержите с непривычки держать ногу навису во время движения. Хотя, если у вас хорошо тренированный брюшной пресс, то дело другое. Только что-то я до сих пор таких не встречала. Обычно через десять минут уже ныть начинают.
— И чего, никто не выдерживает? — спросил Ребров, стоявший скрестив ноги.
— Вот мы и посмотрим, — с улыбкой отозвалась Морозова, и, повернув лицо к Фролову, добавила:
— Ну что, снял педаль с защёлки?
— Сейчас, секунду, — произнёс тот, опуская ногу на педаль.
Послышался негромкий лязг. Фролов нажал на педаль и утопил её в пол. Под вагоном что-то ощутимо бухнуло. Затем трамвай издал звук, будто подавился и заметно притих.
— Ну вот, здравствуйте! — не унималась Морозова, держась за спинку водительского кресла. — Это что же мы такое делаем? А?
— Я вот нажимаю на педаль, — покраснев от натуги, бросил тот.
— Зачем?
— Ну как зачем? А как же иначе?
— Так ты же не то сделал, — терпеливо и вкрадчиво объяснила наставница. — Ты включил рельсовый тормоз. Припечатал вагон к рельсам. Ну-ка, давай, отпусти педаль в исходное положение.
Фролов немедленно поднял ногу. Вагон облегчённо вздохнул и забурчал с прежней силой.
— Вот так, — продолжала она, — теперь попробуй снова снять её с защёлки.
Трамвай тарахтел стоя на месте. Видно было, что ему не по нраву подобное обращение. Но сделать он ничего не мог. Не в его это оказалось силах. Да и привык он к такому обращению.
— Давай, потихоньку, — Морозова доходчиво растолковывала. — Нажимай не очень сильно.
Фролов опять рванул педаль вниз изо всех сил.
— Ну что это такое? — уже с заметным раздражением в голосе вскрикнула наставница. — Ну, сколько раз объяснять? Мед — лен — но! А ты как шарашишь? Куда опять удавил? Слышишь — вагон затих? Ты снова нажал на рельсовый. Давай, отпускай её!
— Я не понимаю! — возмущённо воскликнул он, больше обращаясь к самому себе, нежели к кому-то из окружающих.
— Разумеется, не понимаешь! — подхватила Морозова, жестом привлекая к себе его внимание. — Если бы все понимали сразу, зачем бы понадобились мы, наставники? Давай заново. Пойми: трамвай это не машина! Здесь не надо никуда нажимать, чтобы сдвинуть его с места. Не путай с акселератором. Здесь нужно для начала снять тормозную педаль с защёлки. И для этого не нужно сильно давить вниз. Достаточно чуть нажать, и повернуть педаль … вот так… давайте я сама, а то мы так и из депо сегодня не уедем.
Морозова опытным и едва заметным движением прикоснулась к тормозной педали и в ту же секунду её подвижная часть взмыла вверх сантиметров на десять.
— Вот так, — произнесла она удовлетворительно хмыкнув.
Мы наблюдали с интересом за её действиями.
— Ну всё, пора ехать, — добавила наша главная, усаживаясь в кресло для наставников расположенное сзади и выше водительского. — И вы все садитесь, чтобы не маячить.
Данная фраза оказалась обращена уже к нам. Мы послушно рассыпались на ближайших сидениях, продолжая обмениваться шуточками произносимыми вполголоса.
Между тем Владимир Фролов готовился к своей первой поездке в качестве водителя трамвая. А поскольку готовился он, объективно говоря долго, Морозова поторопила его в очередной раз, напомнив о необходимости включить реверс. Что он и сделал. Вагон был готов, и наступила пора трогаться в путь.
— Давай, — обратилась к нему наставница, — аккуратно и не спеша нажимай на ходовую.
— Понял… — пробормотал он в ответ.
В этот момент я обратил внимание на действия самой Морозовой. Она очевидно в свою очередь изрядно нервничала, а потому приготовилась к всевозможному развитию событий, поставив ногу на свою тормозную педаль. Как вы понимаете, на учебных вагонах имелся двойной комплект педалей: непосредственно у водителя, и дублирующие их у наставника.
Наконец, после долгих страданий, переживаний и суеты Фролов нажал еле-еле на гашетку, и трамвай чуть сдвинулся с места.
— Ну — у — у, — язвительно произнесла сверху Морозова, — ты, наверное, сегодня мало каши ел! Или это я тебя так запугала? Что же ты так боишься этих педалей? Давай нажимай по уверенней. Только смотри направо, не выезжает ли какой-нибудь вагон… мы же тут не единственные.
Володя снова нажал на педаль и на этот раз куда сильнее, крутя головой не только вправо а и во все стороны вообще. Но нигде вокруг не было заметно, ни малейшего движения. Морозова также внимательно следила за всем происходящим, как за окном, так и внутри. Вагон между тем прополз в открытые ворота и стал поворачивать влево, дабы проследовать по второму пути возле забора.
— Так, — не утихала наставница, — всегда при выезде из депо соблюдаем несколько простых правил. Во-первых, едем спокойно, медленно, внимательно следим за всеми передвижениями вагонов. Как в самом депо, так и за его пределами. Едем-едем, не останавливаемся… так… Володя, что ты тут видишь?
— Я? А — а — а — а…
— Ты сейчас съезжаешь на Х-2, то есть на второй путь. С какой скоростью в таких случаях положено двигаться? Вам уже это объясняли в комбинате?
Она повернула голову к нам, испытующе глядя на застывшие лица. Глаза наставницы постоянно пребывали в движении.
— Конечно, объясняли, — дал ей ответ Филатов сидевший ближе остальных.
— Это хорошо. И с какой же скоростью вы должны двигаться проезжая попутную стрелку… в данном случае можно и так назвать. А? Володя?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Водитель трамвая"
Книги похожие на "Водитель трамвая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Бушуев - Водитель трамвая"
Отзывы читателей о книге "Водитель трамвая", комментарии и мнения людей о произведении.