» » » » Анатолий Котеленец - Советские партизаны


Авторские права

Анатолий Котеленец - Советские партизаны

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Котеленец - Советские партизаны" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Госполитиздат, год 1961. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Котеленец - Советские партизаны
Рейтинг:
Название:
Советские партизаны
Издательство:
Госполитиздат
Жанр:
Год:
1961
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Советские партизаны"

Описание и краткое содержание "Советские партизаны" читать бесплатно онлайн.



Книга эта — о беспримерном подвиге и мужестве советского народа, поднявшегося на священную войну против немецко-фашистских оккупантов, о героизме сотен тысяч советских партизан и подпольщиков.

В ней впервые даются обобщающие материалы об основных очагах партизанского движения в СССР, о действиях партизан на вражеских коммуникациях, об участии советских людей в движении Сопротивления в странах Европы.

Книга показывает разнообразные формы и методы руководства партизанским движением и политической работой среди населения со стороны подпольных партийных организаций, а также деятельность руководящих партийных органов и штабов партизанского движения.

Большинство авторов — непосредственные участники партизанской борьбы.

Широкая картина партизанской и подпольной борьбы, историческая правдивость, доступная форма изложения событий и большое количество документальных фотографий делают книгу интересной. Ее с пользой прочтут участники партизанского движения, партийные, советские, профсоюзные, комсомольские активисты, учащиеся системы партийного просвещения, курсанты и слушатели военно-учебных заведений, историки, научные работники.

Свои отзывы и предложения просим присылать по адресу: Москва, Д-47, Миусская пл., 7, Госполитиздат, редакция литературы по истории советского общества.






Оборону Орловского плацдарма несла вторая немецкая танковая армия, а также части 9-й армии.

Таким образом, «Брянский партизанский край» оказался в клещах двух сильнейших армейских группировок: группы армий «Центр» и группы армий «Юг». Будучи расположенным в зоне основных коммуникаций противника, питающих эти армии, и примыкая непосредственно к тылам немецких фронтовых частей, «партизанский край» приобретал для командования Брянского, Центрального и Западного фронтов Советской Армии большое значение. Командование фронтов учитывало, что удерживаемый партизанами в тылу врага огромный плацдарм с 40-тысячной армией закаленных в боях бесстрашных партизан в предстоящих битвах будет представлять большую силу. Оценивая значение и роль брянских партизан в операциях на Курской дуге, бывший командующий Брянским фронтом генерал армии М. М. Попов в статье «Фланговый удар Брянского фронта» писал:

«…В тылу противника в полосе Брянского фронта действовали партизанские отряды и бригады, патриотические дела которых широко известны. В их составе было много кадровых военных, вынужденных сражаться с врагом за линией фронта. Мы считали помощь партизан важным фактором успеха предстоящего наступления»[164].

Чтобы сорвать подготовку операции «Цитадель», брянские партизаны по указанию обкома и командования фронтов усилили удары по противнику: они совершали дерзкие набеги на вновь созданные врагом аэродромы, посадочные площадки, тыловые базы. Одновременно не прекращались удары по коммуникациям гитлеровцев. Еще в феврале 1943 года брянские партизаны впервые в Великой Отечественной войне провели крупную операцию по одновременному минированию ряда важнейших коммуникаций противника. Операция проводилась по заранее разработанному плану, во взаимодействии с авиацией Брянского фронта, наносившей удары по железнодорожным станциям.

Особого успеха в этой операции добилась бригада им. Кравцова под командованием Героя Советского Союза М. И. Дука, действовавшая на линии Брянск — Карачев. Для выхода на исходные позиции бригада совершила форсированный 80-километровый марш. В дальнейшем подобные операции по одновременному взрыву больших участков железнодорожного пути получили название «рельсовой войны». В марте 1943 года, в разгар подготовки немцами операции «Цитадель», когда днем и ночью спешили на восток немецкие эшелоны с живой силой и техникой, на главнейшей питающей фронт магистрали Гомель — Брянск партизаны взорвали на реке Десне у станции Выгоничи трехсотметровый двухколейный мост, известный под названием «Голубой мост».

Это был замечательный подарок Советской Армии. Для немцев взрыв «Голубого моста» был тяжелым ударом. Срывались все сроки сосредоточения войск и их материальное обеспечение, а все это ставило под угрозу саму операцию «Цитадель».

Как же была осуществлена операция по взрыву «Голубого моста»? Партизанам было известно, что на охране моста стоит сильный гарнизон, опоясанный целой системой инженерных сооружений. Лесные массивы в радиусе 100 метров были срублены, и «лысые» поля минированы. В дзотах денно и нощно несли вахту немецкие солдаты, а рядом с ними рычали овчарки. Но все же не раз сюда пробирались отважные партизанские разведчики — в осеннюю слякоть и зимнюю вьюгу. Но бывало и так, что одни возвращались ни с чем, другие совсем не возвращались…

И вот, когда грузонапряженность на линии Гомель — Брянск возросла в несколько раз и большинство немецких эшелонов с живой силой и техникой следовало в район Орла, штаб фронта потребовал: взорвать мост во что бы то ни стало.

Практика показала, что хорошо разработанная операция, имеющая в своей основе живой, оправданный обстановкой «сюжет», — это уже залог победы. План операции «Голубой мост» объединенный штаб партизанских отрядов разрабатывал особенно тщательно. Были учтены все мельчайшие детали, так как «мелочей» в таком деле не бывает.

Идея операции была следующая: нанесение главного удара с запада, откуда немцы меньше всего могли его ожидать, с одновременным отвлекающим ударом на соседние гарнизоны: Выгоничи, Кресты, Полужье, Лопушь…

И вот наконец все трудности, связанные с сорокакилометровым форсированным маршем, позади. Отряды на исходных позициях. Главное условие — скрытность подхода — соблюдено. Каждую секунду в темноте мартовской ночи может раздаться сигнал к атаке…

Выполнение задачи было поручено партизанской бригаде им. Щорса, Первому Ворошиловскому отряду и приданным им группам из бригад им. Кравцова и «Смерть немецким оккупантам». Общее командование было возложено на командира бригады Героя Советского Союза М. П. Ромашина — человека храброго, волевого, хорошо освоившего военное дело.

Прежде всего нужно было парализовать техническую и живую связь гарнизона моста с соседними гарнизонами. С этой целью группе из бригады им. Кравцова под командованием Волкова было приказано разгромить гарнизон на станции Полужье, в семи километрах восточнее моста, чтобы воспрепятствовать подходу немецких резервов из Брянска. Первый Ворошиловский отряд под командованием Г. Ф. Покровского, имевший на вооружении 45-миллиметровые противотанковые пушки и тяжелые минометы, получил приказ разгромить противника на станции Выгоничи и в населенном пункте Кресты, прикрывавшего мост с запада. Но надо было еще взорвать полотно железной дороги и связь на участке Бородино — Хмелево. Эта задача поручалась сильной группе подрывников под командованием опытного минера Воробьева.

Осуществление второго этапа — нападение на мост — зависело от умения ударных групп бесшумно сосредоточиться в непосредственной близости к мосту с западной стороны.

Итак, все идет по строгому расписанию… На рассвете 8 марта 1943 года пушечные залпы Первого Ворошиловского отряда, прогремевшие на станции Выгоничи, возвестили начало атаки.

Штурмовые группы под командованием командиров отрядов Н. Д. Тарасова, А. Т. Писарева с криками «ура» бросились на вражеские укрепления. Застрочили автоматы, пулеметы, в немецкие дзоты полетели гранаты…

Исход боя решила внезапность нападения. Всего 26 минут потребовалось для того, чтобы ликвидировать гарнизон, уложить на мосту 800 килограммов тола и поджечь бикфордов шнур. Мощный взрыв — и моста не стало. Было убито 165 и взято в плен 12 гитлеровцев.

В этой операции партизаны потеряли 10 человек. Смертью храбрых пали комиссар отряда Т. В. Жиляев и начальник разведки В. И. Алексеев.

Партизаны возвращались на свои базы, а в стане врага от станции Полужье до Хмелева пылали подожженные партизанами железнодорожные сооружения. Конечно, в первые месяцы партизанской войны вплоть до второй половины 1942 года о проведении таких операций партизаны могли только мечтать. Теперь же крупнейшая операция с фронтом в 30 километров с участием большого количества бойцов и разнообразной техники стала им по плечу. Прежде всего это стало возможным благодаря возросшему мастерству ведения боя как рядовых партизан, так и командиров. Намного усилилось и вооружение отрядов. Одними из важнейших факторов, обеспечивших успех операции, явились умелая разведка и бесперебойная связь. Объединенный штаб непосредственно был связан с «КП» оперативной группы, со всеми отрядами. Все это обеспечивало четкость в работе, взаимодействие участвовавших в операции сил и привело к заслуженному успеху.

А вот бывший начальник военно-транспортного управления группы армий «Центр» Герман Теске и сейчас не может понять, как же случилось, что «в марте 1943 года крупный партизанский отряд взорвал железнодорожный мост важнейшей стратегической железной дороги в самом центре немецкой ударной группировки, готовившейся к наступлению на Курск…»[165]

Через три дня объединенному штабу стал известен приказ командующего группой армий «Центр»:

«Заключения комиссии о сроках восстановления моста считаю неосновательными, приказываю восстановить мост в течение трех недель. Работы вести круглые сутки…»

Но приказ генерала фон Клюге не был выполнен в срок. На восстановление моста потребовалось ни много, ни мало — ровно 30 суток.

Вряд ли нужно доказывать, что означало в те дни парализовать на целый месяц важнейшую кровеносную артерию фашистской армии. Это была крупнейшая победа партизан и их серьезный вклад в дело разгрома врага на Курской дуге.

Вскоре после этой операции журнал «Большевик» отмечал:

«…Взрывы крупных — Навлинского и Выгоничского — мостов с уничтожением их гарнизонов, совершенные орловскими партизанами… войдут блестящими страницами в историю Отечественной войны»[166].

А спустя месяц партизаны 2-й Клетнянской бригады под командованием Т. М. Коротченкова и П. В. Лебедева взорвали большой железнодорожный мост через реку Беседь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Советские партизаны"

Книги похожие на "Советские партизаны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Котеленец

Анатолий Котеленец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Котеленец - Советские партизаны"

Отзывы читателей о книге "Советские партизаны", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.