» » » » Анатолий Котеленец - Советские партизаны


Авторские права

Анатолий Котеленец - Советские партизаны

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Котеленец - Советские партизаны" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Госполитиздат, год 1961. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Котеленец - Советские партизаны
Рейтинг:
Название:
Советские партизаны
Издательство:
Госполитиздат
Жанр:
Год:
1961
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Советские партизаны"

Описание и краткое содержание "Советские партизаны" читать бесплатно онлайн.



Книга эта — о беспримерном подвиге и мужестве советского народа, поднявшегося на священную войну против немецко-фашистских оккупантов, о героизме сотен тысяч советских партизан и подпольщиков.

В ней впервые даются обобщающие материалы об основных очагах партизанского движения в СССР, о действиях партизан на вражеских коммуникациях, об участии советских людей в движении Сопротивления в странах Европы.

Книга показывает разнообразные формы и методы руководства партизанским движением и политической работой среди населения со стороны подпольных партийных организаций, а также деятельность руководящих партийных органов и штабов партизанского движения.

Большинство авторов — непосредственные участники партизанской борьбы.

Широкая картина партизанской и подпольной борьбы, историческая правдивость, доступная форма изложения событий и большое количество документальных фотографий делают книгу интересной. Ее с пользой прочтут участники партизанского движения, партийные, советские, профсоюзные, комсомольские активисты, учащиеся системы партийного просвещения, курсанты и слушатели военно-учебных заведений, историки, научные работники.

Свои отзывы и предложения просим присылать по адресу: Москва, Д-47, Миусская пл., 7, Госполитиздат, редакция литературы по истории советского общества.






Летом и осенью 1943 года калининские партизаны совместно с партизанами других оккупированных областей страны приняли активное участие в так называемой «рельсовой войне». По приказу Центрального штаба партизанского движения калининские партизаны в августе 1943 года должны были начать эту операцию. Большую помощь в этот момент им оказал штаб партизанского движения при Военном совете Калининского фронта, обеспечив отряды в достаточном количестве взрывчатыми веществами. В течение июля самолетами было заброшено на партизанские базы около 10 тысяч килограммов тола и около 7 тысяч килограммов других боеприпасов. В ходе самой «рельсовой войны» дополнительно было заброшено 5 тысяч килограммов взрывчатых веществ.

Железнодорожные магистрали Новосокольники — Себеж — Латвия и Невель — Клястицы, находившиеся в зоне действия калининских партизан, были разбиты на 12 участков. Каждый из них был закреплен за определенной партизанской бригадой. Обе эти дороги имели для противника чрезвычайно важное значение. По ним перебрасывалось много войск, техники и продовольствия в район Великих Лук. Временами интенсивность движения на этих линиях доходила до 30 эшелонов в сутки.

Получив конкретные задания, командование бригад составило планы их реализации, провело предварительную разведку путей подхода к железнодорожным магистралям и системы их охраны. С личным составом отрядов были проведены тренировочные занятия по подготовке к предстоящим боевым действиям.

Первый одновременный удар на участке железной дороги от Новосокольников до Латвии и от Невеля до Клястицы был совершен в ночь с 3 на 4 августа 1943 года. В результате этого удара было перебито 5635 рельсов. Массовое разрушение железнодорожных линий повлекло за собой остановку работы всей дороги от Новосокольников до Латвии. Противник был ошеломлен. В течение 4—6 августа дорога не работала, и мер к ее восстановлению фашисты в эти дни почти не предпринимали. В страхе они приняли этот мощный удар партизан как начало наступления Советской Армии. Распространился даже слух о том, что Советская Армия прорвала фронт и движется вдоль железной дороги. Но, убедившись, что это дело рук партизан, фашистское командование, чтобы оправдать свое бессилие, распространило легенду о высадке советского восьмитысячного авиадесанта, который якобы разрушил железную дорогу, но окружен и уничтожается.

Растерянность и бездеятельность местных властей после первого удара партизан по железнодорожным магистралям была вскоре ликвидирована фашистским командованием. За допущение массового разрушения железнодорожных путей и непринятие своевременных мер к восстановлению дороги были сняты коменданты и другие чиновники в Себеже, Идрице, Пустошке. Полицейские гарнизоны и гарнизоны так называемой «русской освободительной армии», которые охраняли дорогу, были сняты и заменены немецкими, более надежными частями. Резко увеличилось число патрулей на железной дороге: на каждые 100—150 метров выделялся специальный патруль. Непосредственно вдоль полотна дороги через каждые 500—700 метров были сооружены дзоты, в которых находились солдаты с пулеметами. На подступах к железнодорожному полотну немцы по ночам устраивали засады. Все это потребовало привлечения дополнительных сил, которые противник вынужден был перебросить из других мест и даже снимать с фронта. Уже одно это оказало большую помощь Советской Армии.

К 8 августа немцы восстановили дорогу, но лишь одну колею — на участке Новосокольники — Себеж, однако поезда шли медленно, редко, а в ночное время движение совсем прекращалось. Снабжение вражеского фронта резко ухудшилось.

Нанесенный партизанами в ночь с 3 по 4 августа удар по коммуникациям противника был лишь началом большой по своим размерам операции. В последующее время налеты партизан на железные дороги усилились. Правда, в первые дни после восстановления дороги ввиду усиления ее охраны одновременные действия отрядов и бригад стали затруднительными, и партизаны были вынуждены перейти к действиям мелких групп. Используя всякие удобные моменты, партизаны незаметно появлялись на железнодорожном полотне, производили взрывы и снова исчезали. Нередко такие налеты совершались в дневное время, когда противник меньше всего ожидал нападения и, естественно, численно сокращал охрану. Все это вынуждало противника еще больше насыщать огневыми средствами укрепления, увеличивать число патрулей, вести усиленную круглосуточную охрану железнодорожных путей. Когда же проникновение мелких групп на дорогу стало почти невозможным, партизаны перешли к концентрированным, массированным ударам. К 5 сентября 1943 года приказ Центрального штаба партизанского движения был перевыполнен. Калининские партизаны перебили свыше 25 тысяч рельсов, что составляло 156 километров одноколейного пути[89].

Для замены рельсов противник вынужден был перебрасывать их из Латвии, загромождая и без того работающую с большими перебоями дорогу. Вследствие нарушения партизанами деятельности железной дороги Новосокольники — Себеж противник был вынужден в августе 1943 года передвигать пехотную и две мотодивизии к фронту походным порядком и на автомашинах.

Фашистское командование было крайне озабочено результатами «рельсовой войны» и пыталось принимать действенные контрмеры. В руки партизан попал приказ немецкого генерал-полковника Шуберта от 24 августа 1943 года, в котором комендантам и начальникам охранных участков предлагалось усилить охрану дороги. За допущение разрушений разгневанный генерал грозил привлечением к ответственности вплоть до расстрела[90].

Калининские партизаны-подрывники Бочаров и Французов минируют железнодорожное полотно.


Но никакие меры, принимавшиеся гитлеровцами, не смогли помешать партизанам осуществлять массовые диверсии на железных дорогах. Всего на счету калининских партизан значится около 40 тысяч перебитых железнодорожных рельсов, что в переводе на одноколейный путь составляет 250 километров. Партизаны разрушали и железнодорожное хозяйство: водокачки, водонапорные башни, распределительные колонки, стрелки. Об эффективности этих действий свидетельствуют высказывания самих врагов. Так, пленный немецкий солдат Эрих Шмидт показывал:

«Солдаты пришли к убеждению, что немецкая армия совершенно бессильна в борьбе против партизан. Я знаю, что никакими стараниями не удалось предотвратить крушение на железной дороге на участке Новосокольники — Двинск. (Железная дорога Новосокольники — Даугавпилс находилась в зоне действия калининских партизан. — Н. М.). Почти каждую ночь партизаны разрушают железнодорожные линии. На этом участке мы создали целый ряд опорных пунктов с пулеметами и даже артиллерией. Эти пункты огорожены колючей проволокой, а в некоторых случаях через проволоку пущен электрический ток. В каждом таком пункте имеется большой гарнизон солдат, в их задачу входит оберегать определенный участок дороги от партизан. Но и это ни к чему не приводит»[91].

Большой размах в этот период приняли и другие виды диверсионной деятельности. Калининские партизаны в течение 1943 года пустили под откос 203 воинских эшелона врага, четыре бронепоезда, уничтожили 411 автомашин с живой силой и различными грузами, 34 танка и бронемашины, разрушили 359 мостов, 45 складов[92].

* * *

7 октября 1943 года войсками Калининского фронта под командованием генерала армии А. И. Еременко был освобожден крупный опорный пункт и важный узел коммуникаций противника — город Невель и большое число других населенных пунктов.

С освобождением Невеля линию фронта от восточной границы «партизанского края», где находилось абсолютное большинство отрядов и бригад, стало отделять расстояние в 30—35 километров. Естественно, что противник стал предпринимать все меры к тому, чтобы очистить свой ближайший тыл от партизан. С этой целью он стал концентрировать на границах «партизанского края» крупные силы регулярных воинских частей и подвергать интенсивной бомбардировке расположенные в нем населенные пункты. В первых числах ноября войска 2-го Прибалтийского фронта[93] вновь предприняли наступление из района города Невеля, чтобы соединиться с «партизанским краем». Немецкому командованию удалось тогда сдержать продвижение советских войск. После этого гитлеровцы начали крупные операции против партизан. Наступление они повели двумя мощными группировками из городов Пустошка и Идрица на севере «партизанского края» и города Дретунь — на юге. Несмотря на упорное сопротивление партизан, гитлеровцам в течение нескольких дней удалось разрезать территорию «партизанского края» с севера на юг почти пополам и выйти на линию Дретунь — озеро Нещедро — Пустошка.

К этому времени части Советской Армии, преодолев мощную оборону и сопротивление противника, вышли на территорию восточной части «партизанского края», которая удерживалась партизанскими бригадами, находившимися восточнее линии Дретунь — озеро Нещедро — Пустошка. Таким образом, часть территории «партизанского края» была освобождена Советской Армией, а партизанские бригады П. В. Рындина, Г. П. Ахраменкова и некоторые отряды бригад Н. В. Шиповалова, С. Д. Буторина и других, взаимодействовавшие с Советской Армией, оказались в советском тылу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Советские партизаны"

Книги похожие на "Советские партизаны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Котеленец

Анатолий Котеленец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Котеленец - Советские партизаны"

Отзывы читателей о книге "Советские партизаны", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.