Анатолий Котеленец - Советские партизаны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Советские партизаны"
Описание и краткое содержание "Советские партизаны" читать бесплатно онлайн.
Книга эта — о беспримерном подвиге и мужестве советского народа, поднявшегося на священную войну против немецко-фашистских оккупантов, о героизме сотен тысяч советских партизан и подпольщиков.
В ней впервые даются обобщающие материалы об основных очагах партизанского движения в СССР, о действиях партизан на вражеских коммуникациях, об участии советских людей в движении Сопротивления в странах Европы.
Книга показывает разнообразные формы и методы руководства партизанским движением и политической работой среди населения со стороны подпольных партийных организаций, а также деятельность руководящих партийных органов и штабов партизанского движения.
Большинство авторов — непосредственные участники партизанской борьбы.
Широкая картина партизанской и подпольной борьбы, историческая правдивость, доступная форма изложения событий и большое количество документальных фотографий делают книгу интересной. Ее с пользой прочтут участники партизанского движения, партийные, советские, профсоюзные, комсомольские активисты, учащиеся системы партийного просвещения, курсанты и слушатели военно-учебных заведений, историки, научные работники.
Свои отзывы и предложения просим присылать по адресу: Москва, Д-47, Миусская пл., 7, Госполитиздат, редакция литературы по истории советского общества.
Исключительно смелыми и эффективными были действия отряда под командованием Героя Советского Союза В. М. Яремчука. Почти все совершенные им диверсии проводились при помощи мин замедленного действия. Так, 6 ноября на линии Ракитно — Томашгруд минер Литвиненко установил мину с зарядом в 9 килограммов с замедлением на 5 часов. Утром прошел контрольный поезд, но мина еще не пришла в боевое положение. В 14 часов с большой скоростью к месту минирования подошел поезд. Произошел взрыв. По свидетельству железнодорожников, крушение вызвало пожар и взрыв находившихся в поезде боеприпасов. Весь эшелон сгорел[461].
Нарушение партизанами работы вражеского транспорта в 1943 году в большинстве случаев проводилось в оперативном взаимодействии с наступавшими войсками Советской Армии. Так, в ноябре 1943 года, когда в тылу врага особое значение приобрели железнодорожные узлы Шепетовка и Жмеринка, Н. С. Хрущев в радиограмме на имя командования соединения каменец-подольских партизан А. З. Одухи, С. А. Олексенко писал:
«В районе Житомира и юго-западнее Фастова противник оказывает упорное сопротивление наступающей Красной Армии. Шепетовка является основным узлом, через который противник подвозит резервы к фронту. ЦК КП(б)У предлагает всему личному составу Вашего соединения и местным партизанам применить все способы диверсий, дабы парализовать движение на участке Шепетовка — Бердичев и воспрепятствовать движению транспортов противника»[462].
Кроме того, ЦК КП(б)У предложил соединению под командованием И. Е. Скубко усилить удары по железным дорогам в районе Проскурова. Командиру соединения винницких партизан Я. И. Мельнику радиограммой было дано указание вместе с местными отрядами, действовавшими восточнее Винницы, «организовать массовые диверсии на железных дорогах, подходящих к узлу Жмеринка»[463].
Выполняя указания ЦК КП(б)У, эти партизанские соединения своими ударами почти в 10 раз снизили пропускную способность дороги Ковель — Ровно — Шепетовка — Бердичев[464].
Когда войска 1-го Украинского фронта вышли на линию Корец — Берездов — Шепетовка — Полонное и завязали бои за Шепетовку, сказалось огромное значение полного вывода из строя железной дороги Тернополь — Шепетовка. Большая заслуга в этом принадлежит Ляховецкому и Тернопольскому подпольным райкомам партии, которые создали крупный партизанский отряд численностью до 450 человек под командованием секретаря РК КП(б)У К. С. Божевского. С сентября 1943 года отряд оседлал дорогу Тернополь — Шепетовка, разрушил в нескольких местах пути и взорвал все мосты на участке от Ямполя до Изяслава. До самого прихода Советской Армии партизаны не пропустили по этой дороге ни одного поезда. Замечательная боевая деятельность этого отряда, вошедшего в соединение А. З. Одухи, завершилась занятием станции и райцентра Ляховцы (Белогорье).
Таким образом, в год коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны советские партизаны своими действиями на путях сообщения противника нанесли немецко-фашистской армии существенный урон в живой силе и технике, вынудили гитлеровское командование расходовать значительные силы и средства для обороны коммуникаций. Этот год характерен проведением партизанами крупных операций по разрушению вражеских путей сообщения и выводу из строя целых железных и шоссейных дорог, умелым применением новых, весьма эффективных минноподрывных средств, которые по существу свели к нулю многие мероприятия противника по защите им коммуникаций.
Несмотря на то что на временно оккупированной территории сеть путей сообщения гитлеровцев в 1943 году в связи с наступлением Советской Армии неуклонно сокращалась, а охрана их резко усиливалась, общее количество совершенных партизанами диверсий на путях сообщения значительно увеличилось. Если численность партизан в 1943 году по сравнению с 1942 годом возросла почти в два раза, то количество крушений поездов увеличилось почти в пять раз.
Повышение эффективности боевых действий партизан на вражеских коммуникациях явилось результатом предпринятых Коммунистической партией мер по усилению руководства партизанской борьбой, а также следствием возросшего боевого опыта, огромного патриотического подъема партизан и местного населения в связи с решающими победами Советской Армии.
Удары партизан по путям сообщения врага в завершающий период войныВ 1944 году войска Советской Армии очистили от захватчиков почти всю советскую землю, Венгрию, Румынию, Болгарию, значительную часть Польши и Югославии. Наступление Советской Армии повсеместно поддерживалось мощными ударами советских партизан по вражескому тылу, и прежде всего по путям сообщения немецко-фашистских войск.
Важнейшая особенность боевых действий советских партизан на вражеских коммуникациях в этот период войны состояла в проведении крупных операций, рассчитанных на нанесение немецко-фашистским войскам максимального ущерба. В то же время партизаны заботились о сохранении от разрушений противником крупных объектов, восстановление которых потребовало бы от Советской Армии много сил и средств. Как правило, эти операции проводились в тесном взаимодействии с наступавшими советскими войсками и нередко по прямым заданиям советского командования. Так, например, перед наступлением советских войск под Ленинградом и Новгородом был разработан детальный план боевых операций партизан на вражеских коммуникациях. Из советского тыла в отряды и бригады заблаговременно были доставлены в необходимом количестве минноподрывные средства и другое вооружение. В соответствии с этим планом ленинградские партизаны мощными ударами парализовали переброску живой силы и техники противника на участках железных дорог Плюсса — Луга, Батецкая — Сольцы и шоссе Николаево — Луга, Николаево — Уторгош, Сольцы — Боровичи, нарушили движение на многих других дорогах. В ходе наступления советских войск ленинградскими партизанами за шесть недель были взорваны тысячи рельсов, 300 мостов, в том числе 51 железнодорожный, пущено под откос 133 эшелона противника, разгромлено 15 железнодорожных станций и разъездов, разрушено 509 километров телеграфно-телефонной линии связи. Одна только партизанская бригада под командованием К. Д. Корицкого с 15 января по 21 февраля 1944 года подорвала и разрушила пять железнодорожных мостов, 7000 рельсов, 13 паровозов, 160 вагонов с живой силой и техникой врага, бронепоезд, 43 шоссейных моста, 218 автомашин с различным военным грузом. Партизаны этой бригады с помощью местного населения разрушили 150 километров телеграфно-телефонной линии противника[465]. Три отряда 1-й бригады под командованием А. Д. Сарычева, П. И. Автухова и В. П. Плохого в ночь на 18 января разрушили важный для перевозок врага мост у деревни Торощино. 20 января партизаны первой бригады во главе с командиром М. В. Степановым и комиссаром Н. Ф. Захаровым совершили налет на железнодорожный участок Псков — Порхов. В результате двухчасового ожесточенного боя был полностью разгромлен гарнизон железнодорожной охраны разъезда Кебь, взорван мост через реку Кебь длиною 94 метра, подорвано много рельсов, разрушена связь, уничтожено два паровоза и 12 вагонов с живой силой и техникой. Партизаны 11-й бригады под командованием Н. А. Бредникова 31 января произвели налет на станцию Оредеж и уничтожили там эшелон с боеприпасами, склад горюче-смазочных материалов, разрушили узел связи, вывели из строя свыше ста автомашин. Партизаны 6-й бригады под командованием В. П. Объедкова разгромили гарнизон станции Плюсса. 9-я партизанская бригада под командованием И. Г. Светлова своими ударами парализовала железнодорожный участок Гдов — Сланцы. 3-я бригада им. Германа дезорганизовала работу железнодорожного участка Псков — Дно, 2-я бригада им. Васильева наносила удары по дорогам Гдов — Псков, Ленинград — Псков. Так же энергично действовали и другие отряды и бригады ленинградских партизан. Железные и шоссейные дороги в тылу врага во время наступления советских войск превратились в места ожесточенных боев. Гром канонады на фронте перекликался со взрывами на вражеских путях сообщения.
Во время наступления Советской Армии на Правобережной Украине партизанские формирования в соответствии с планами, разработанными Украинским штабом партизанского движения и его представительствами на фронтах, развернули энергичную боевую деятельность на вражеских коммуникациях как на территории Украины, так и за ее пределами — на территории Польши. Здесь также успешно действовала партизанская бригада под командованием Героя Советского Союза И. Н. Банова, наносившая удары по врагу восточнее Варшавы. Это замечательное соединение выросло из небольшой группы добровольцев-десантников, заброшенных в тыл врага, под руководством Г. М. Линькова.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Советские партизаны"
Книги похожие на "Советские партизаны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Котеленец - Советские партизаны"
Отзывы читателей о книге "Советские партизаны", комментарии и мнения людей о произведении.