» » » » Елена Иода - Основы организации деятельности коммерческого банка


Авторские права

Елена Иода - Основы организации деятельности коммерческого банка

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Иода - Основы организации деятельности коммерческого банка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Издательство ТГТУ, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Основы организации деятельности коммерческого банка
Автор:
Издательство:
Издательство ТГТУ
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-8265-0224-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы организации деятельности коммерческого банка"

Описание и краткое содержание "Основы организации деятельности коммерческого банка" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии подробно рассмотрены процедура создания коммерческого банка, порядок проведения комплекса операций, составляющих основу банковской деятельности: кредитование, учет векселей, валютные операции, безналичные расчеты и др. Изложены порядок определения и анализа показателей, характеризующих процесс управления операциями банка, оценки результатов деятельности; методики, используемые в практике коммерческих банков.

Предназначено студентам специальностей 060400 и 313500 всех форм обучения.






Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Организационную структуру банка формируют с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению (рис. 1). Приведенная схема не является эталоном, однако она дает представление о том, как должен быть организован банк с позиции его структуры. Каждый конкретный банк исходя из своей концепции развития, стоящих перед ним текущих задач и возможностей, строит схему управления, руководствуясь своими собственными интересами.



4. ОСНОВНЫЕ УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ

4.1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И КАССОВАЯ РАБОТА БАНКОВ

Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимоотношений являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны – неотъемлемый инструмент рыночной экономики, через которую реализуются различные экономические возможности. Создание стройной платежной системы в России имеет особую значимость и является одной из ключевых проблем реформирования экономики. Реализация валового продукта, использование национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике обеспечиваются на основе потока денег в наличной и безналичной формах – денежного оборота как совокупности всех платежей, опосредующих движение стоимости в денежной форме между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны.

Денежный оборот подразделяется на налично-денежный и безналичный оборот. Сущность безналичного денежного оборота состоит в том, что платежи производятся путем перечисления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя в учреждениях банков. Безналичный платежный оборот должен быть преобладающим (до 90 % всего денежного оборота).

Коммерческий банк открывает и ведет банковские счета физическим и юридическим лицам, филиалам юридического лица на основе договоров. Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов как в рублях, так и в инвалюте устанавливается Банком России. Банк не вправе отказать в открытии счета, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание, либо допускается законом или иными правовыми актами. Договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Остаток денежных средств на счете выдается клиенту, либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента. Расторжение договора является основанием закрытия счета клиента.

Открытие банковского счета предусматривает два варианта организации отношений. Во-первых, банк обязан принимать и зачислять на счет денежные средства (как от самого клиента, так и от третьих лиц), которые причитаются клиенту и выдавать по требованию последнего необходимую сумму. Средства, помещенные на банковский счет клиента, следует рассматривать как вклады «до востребования», которые банк может использовать по своему усмотрению как кредитные ресурсы. Поэтому за остаток на счете банк, как правило, выплачивает клиенту обусловленные договором проценты. Во-вторых, банк обязуется выполнять поручения клиента о производстве платежей и о получении денег, предназначенных клиенту.

Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, может потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Счет в банке – важное звено взаимоотношений коммерческого банка с клиентом, а рост суммы средств на счете нередко рассматривается как главный показатель работы предприятия.

Для расчетных операций используются разнообразные типы счетов. Среди них для обслуживания текущей деятельности выделяются счета «до востребования». Операции по расчетному счету предприятия показывают изменение его долговых обязательств и требований и в рамках предприятия отражают распределение и перераспределение валового национального продукта и национального дохода.

Безналичные расчеты представляют собой совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода.

Экономической базой безналичных расчетов является материальное производство, целостность которого требует обеспечения бесперебойности расчетов достижимой при соблюдении основных принципов организации денежного оборота:

1)             все предприятия и организации обязаны хранить свои средства на счетах в банках. В кассах предприятий разрешается оставлять лишь небольшие суммы наличных денег в пределах установленных лимитов;

2)             основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;

3)             требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товаров, либо вслед за ней, чтобы не допустить задержку платежей;

4)             платежи производятся со счетов клиентов в банке только с их согласия;

5)             установлено несколько форм расчетов и видов платежей, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению.

К общеэкономическим принципам организации расчетов отнесены экономичность, дифференцированность, срочность, обеспеченность платежей, их целевой характер. Действие ряда принципов, характерных для современной системы расчетов, вытекает из экономических отношений участников безналичных расчетов – плательщика, получателя средств и обслуживающих банков.

Рыночное хозяйство обуславливает формирование первого принципа безналичных расчетов в виде платежей по обязательствам плательщиков. Обязательства дисциплинируют безналичные расчеты вообще и, в частности, расчеты по товарным операциям, которые продолжают составлять преобладающую часть хозяйственного оборота. Обязательства в большинстве случаев обусловлены согласием плательщика на списание средств со счета в определенный срок. Платеж по обязательству должен быть подтвержден сведениями об его исполнении.

Принцип платежей в пределах собственных средств и полученных кредитов трактуется многими предприятиями как возможность осуществлять платежи за счет любых собственных и заемных средств независимо от их нормальных пределов. Если предприятие имеет одностороннюю просроченную задолженность своим поставщикам, бюджету и другим кредиторам, то причины неплатежей обычно носят внутренний характер (убытки, недостаток собственных оборотных средств и др.). Взаимные долги чаще всего являются результатом внешних причин: предприятия не платят поставщикам вследствие неплатежей их покупателей.

Скорость платежа в значительной мере обусловлена его срочностью. Современная электронная техника и особенно автоматизированные каналы связи придают новое качество понятию срочности, которая перерастает в принцип определения оптимальной скорости платежа. Сокращение времени прохождения платежей достигается рядом коммерческих банков путем внедрения технологий и программ автоматизации платежей в локальных пределах.

Достижение высокой скорости прохождения платежа не является самоцелью банка, для сохранения имеющихся и привлечения новых клиентов необходимо предложить на рынке услуг различные формы расчетов, выбор которых остается за клиентом.

До недавнего времени основной формой безналичных расчетов являлась акцептная форма, совершаемая на основе платежных требований поставщиков. Сейчас широко распространены расчеты платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, чеками, аккредитивами. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах.

Коммерческие банки строят свои отношения с клиентами на договорной основе, в том числе и осуществление их кассового обслуживания.

Организации, предприятия и учреждения, независимо от организационно-правовой формы, хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Прием наличных денег предприятиями при расчетах с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком, по согласованию с руководителями предприятий. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим их банком.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы организации деятельности коммерческого банка"

Книги похожие на "Основы организации деятельности коммерческого банка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Иода

Елена Иода - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Иода - Основы организации деятельности коммерческого банка"

Отзывы читателей о книге "Основы организации деятельности коммерческого банка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.