» » » » Роберт Фрейджер - Теории личности и личностный рост


Авторские права

Роберт Фрейджер - Теории личности и личностный рост

Здесь можно скачать бесплатно "Роберт Фрейджер - Теории личности и личностный рост" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Прайм-Еврознак, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Роберт Фрейджер - Теории личности и личностный рост
Рейтинг:
Название:
Теории личности и личностный рост
Издательство:
Прайм-Еврознак
Год:
2004
ISBN:
5-93878-102-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теории личности и личностный рост"

Описание и краткое содержание "Теории личности и личностный рост" читать бесплатно онлайн.



Шестое дополненное и расширенное издание — самое полное, точное и демократичное изложение всех имеющихся на сегодняшний день концепций личности. Данный труд отличается от своих аналогов тем, что многие концепции теории личности публикуются на русском языке впервые. Особое внимание в книге уделяется практическому курсу развития личности и методам, влияющим на сознание человека. Помимо классических и современных теорий личности в учебник включены восточные концепции личности, которые познакомят читателя со взглядами на личность индуизма, буддизма и ислама, антропософская концепция личности, а также так называемые «женские» теории личности, рассматривающие в качестве наиболее значимого фактор пола.






В качестве метода обработки данных для получения H Кэттелл использовал «Множественный анализ абстрактных вариаций» (Multiple Abstract Variance Analysis) или MAVA. Эта техника является развитием более старого метода близнецов, который состоит в регистрации различий между однояйцевыми близнецами, разнояйцевыми близнецами, а также между братьями и сестрами и сравнении этих различий. Преимущество техники MAVA — в ее чувствительности к влияниям окружающей среды. Она также позволяет анализировать сходства и различия внутри одной семьи и между разными семьями. С помощью этого метода можно измерить генетическую вариацию, вариацию, обусловленную средой, и общую вариацию для следующих пар детей (или взрослых людей): (1) однояйцевые близнецы, выросшие вместе; (2) разнояйцевые близнецы, выросшие вместе; (3) родные братья и сестры, выросшие вместе; (4) двоюродные братья и сестры, выросшие вместе; (5) дети из разных семей, выросшие вместе; (6) родные братья и сестры, выросшие отдельно; (7) дети из разных семей, выросшие отдельно и т. д. Случай близнецов, выросших отдельно, также можно включить, но из-за относительной редкости таких ситуаций (техника MAVA предназначена для работы с выборками большого размера) этот случай Кэттеллом не описывается.

Из-за чрезвычайной важности в клинической практике в первую очередь рассматривалась доля наследственности в трех основных чертах: силе «Я» (фактор C), силе «Сверх-Я» (фактор G) и самоощущении (импульсивность/контроль желаний, фактор Q3), которые иногда называют «контролирующим триумвиратом» (controlling triumvirate). Исследовалась выборка более чем из 3000 мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет. Ученые использовали набор тестов, занимавших в общей сложности 10 часов. Среди тестируемых было 94 однояйцевых близнеца, выросших вместе, 124 разнояйцевых близнеца, выросших вместе, 470 братьев, выросших вместе, и 2973 мальчика из разных семей, выросших отдельно. Эта последняя категория представляла основную группу населения. Применив технику MAVA, авторы нашли, что, как и можно было предположить, очень небольшая доля вариации силы «Сверх-Я» (фактор G) объясняется наследственностью. Для основной группы значение H равно 0,05, то есть сила «Сверх-Я» — это, в первую очередь, функция образования и окружающей среды. Однако для силы «Я» (фактор C) и самоощущения (фактор Q3) значения H оказались существенно выше. Для основной группы доля наследственности в силе «Я» получилась равной приблизительно 0,40, внутри семей значение H несколько ниже — между 0,30 и 0,40. Для самоощущения доля наследственности в основной группе даже выше — 0,63, — интересное открытие в свете предположения Кэттелла о том, что семы приобретаются посредством культурного влияния. Однако, рассматривая Н внутри семей и между семьями, ученые обнаружили, что доля наследственности в самоощущении получается выше, когда рассматриваются дети из разных семей (0,65), внутри семей этот показатель равен 0,46. Возможно, это говорит о том, что братья, растущие в одной семье, испытывают почти одинаковое культурное влияние, во всяком случае в том, что касается формирования фактора самоощущения (концепции себя).

Получив при помощи MAVA такие довольно неожиданные результаты, Кэттелл обобщил данные предыдущих исследований и сделал оценки Н для 18 первичных основных черт и для 13 основных черт второго порядка. Интересно, что как для фактора «сизотимия/аффектотимия», так и для фактора «эксвия/инвия» Н получилось равным 50%. Сизотитмия/аффектотимия — основной первичный фактор, характеризующий людей с точки зрения их скрытности и обособленности с одной стороны или открытости и добросердечности — с другой. Эксвия/инвия — черта второго порядка, имеющая много общего с концепцией экстраверсии/интроверсии Юнга. Кэттелл приходит к выводу, что приблизительно половина вариации этих двух наиболее сильных черт зависит от наследственности и половина — от воздействий окружающей среды.

Наиболее противоречивыми, буквально соответствующими предположениям «реакционных» психологов начала XX века, оказались результаты изучения влияния наследственности в области интеллектуальных способностей. Кэттелл различал два типа интеллекта — подвижный и кристаллизовавшийся. Подвижный интеллект (fluid intelligence) позволяет нам усваивать новый материал, независимо от того, приходилось ли нам уже иметь дело с подобными вещами. Кристаллизовавшийся интеллект (crystallized intelligence) отвечает за применение в настоящем ранее полученных знаний. Первичный фактор В — это кристаллизовавшийся интеллект, и для него Кэттелл оценил долю наследственности в 60%. Для подвижного интеллекта, черты второго порядка, доля наследственности еще больше и равна 65%. Такие относительно высокие значения показывают, что именно интеллектуальные способности зависят в большей степени от наследственности, нежели от влияния окружающей среды.

Итоги главы.

— Теория личности Кэттелла в большей степени основана на психометрических процедурах, а не на клинических исследованиях. Кэттелл начинал свою работу, не имея никаких изначальных убеждений относительно структуры личности; используя индуктивный метод, он собрал количественную информацию из трех источников: регистрации реального поведения людей в течение их жизни (L-данные), свидетельств самих людей о себе (Q-данные) и результатов объективных тестов (T-данные), вычислил взаимную корреляцию величин, сформировал корреляционную матрицу и из нее вывел первичные факторы. Эти факторы приобретают психологическое значение в свете трех категорий свойств личности — темперамента, способностей и мотивации.

— В целом Кэттелл выделяет 35 личностных черт первого порядка — 23 черты, присущие нормальной личности, и 12 патологических черт. Эти факторы коррелируют между собой, что позволяет провести повторный факторный анализ и выявить по крайней мере восемь черт второго порядка. Эти первичные и вторичные факторы в теории Кэттелла называются «основными чертами личности», но все они преимущественно являются темпераментными чертами.

— Кэттелл также классифицировал способности и мотивационные черты. Мотивационные или динамические черты подразделяются на врожденные побуждения, или эрги, и приобретенные посредством культурного влияния мотивы, которые называются семами. Все они являются элементами динамической решетки, в которую также входят аттитюды.

— После почти шестидесяти лет работы Кэттелл, ставивший перед собой задачу нарисовать полную карту личности, достиг успеха в создании исчерпывающей квалификации личностных структур, а также разработал метод, позволяющий предсказывать поведение.

Ключевые понятия.

Аттитюд (Attitude). Специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации. Аттитюд включает в себя стимул или ситуацию, интерес (интенсивное желание), реакцию и объект. Происхождение конкретного аттитюда обычно прослеживается до первичного, врожденного побуждения, то есть одного из эргов.

Динамическая черта (Dynamic trait). Черта, активизирующая и направляющая человека к конкретным целям. К динамическим чертам относятся эрги и семы.

Динамическое исчисление (Dynamic calculus). Комплексный метод определения силы и направленности аттитюдов. В динамическом исчислении эрги и семы рассматриваются как основа любой мотивации, они входят в поведенческое уравнение (behavioral equation), позволяющее вычислить аттитюд данного индивида в конкретной ситуации.

Корреляционная матрица (Correlation matrix). Общая совокупность данных в массе переменных, используемых в факторном анализе.

Кристаллизовавшийся интеллект (Crystallized intelligence). С другой стороны, отвечает за применение в настоящем ранее полученных знаний. Первичный фактор B — это кристаллизовавшийся интеллект, и для него Кэттелл оценил долю наследственности в 60%. Для подвижного интеллекта, черты второго порядка, доля наследственности равна 65%.

Основные черты (Source traits). Черты, предопределяющие поведение, основные структуры, составляющие личность.

Поверхностные черты (Surface traits). Наблюдаемые формы поведения, имеют значение лишь как исходный пункт, с которого удобно начинать исследование, или как индикаторы основных черт.

Подвижный интеллект (Fluid intelligence). Позволяет нам усваивать новый материал, независимо от того, приходилось ли нам уже иметь дело с подобными вещами.

Семы (Sems [socially shaped ergic manifolds]). «Социально сформированные проводящие структуры эргов». Выученные или приобретенные динамические черты, промежуточные цели, связывающие аттитюд с изначальным эргом. Семы берут свою энергию из эргов и придают аттитюдам некоторую организацию и стабильность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теории личности и личностный рост"

Книги похожие на "Теории личности и личностный рост" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Роберт Фрейджер

Роберт Фрейджер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Роберт Фрейджер - Теории личности и личностный рост"

Отзывы читателей о книге "Теории личности и личностный рост", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.