Сергей ГОРОДНИКОВ - КЛАССЫ И СОСЛОВИЯ, СОСЛОВНО-КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "КЛАССЫ И СОСЛОВИЯ, СОСЛОВНО-КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО"
Описание и краткое содержание "КЛАССЫ И СОСЛОВИЯ, СОСЛОВНО-КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО" читать бесплатно онлайн.
Вследствие большого влияния традиций родоплеменной общественной власти на государственную власть в государствах-полисах Древней Греции оказывалось невозможным вне согласования представителей разных интересов семейной собственности отчуждать общественную собственность в пользу аристократии и жреческого прасословия, а относительные привилегии этих прасословий не могли превратиться в абсолютные наследственно-кастовые привилегии. Государство, используемое как орудие общественной власти для организации разделения труда в нескольких родоплеменных обществах в целях увеличения добычи в них средств жизнеобеспечения, должно было всячески поощрять творческое развитие производительного труда для преодоления природно-климатических препятствий эксплуатации земельной собственности, социологизирующего труд общественного сознания, в том числе и у земледельцев. Оно подталкивало и направляло развитие практического научного знания, ремесленного творчества, культуру всесторонней образованности ума и тела, вырабатывало и проводило общественную политику в отношении рабов.
Из задач организации государственной общественной власти создавалась правовая основа принадлежности к собственно государствообразующему обществу, обществу этническому, на основании которой определялись и утверждались права и обязанности каждого члена этого общества, условия его участия в разработке и утверждении способов управления государственной общественной власти и самого государственного устройства. Получение права на участие в политической борьбе за цели и задачи государственной общественной власти становилось честью и возрастной привилегией, так как только оно давало право на получение части совокупной общественной собственности и прочих средств жизнеобеспечения, например захваченных при победе в войне. И каждое полисное государствообразующее общество воспитывало новые поколения таким образом, чтобы участие в политической борьбе за решения государственной общественной власти, в войнах становилось не только правом, но и почётным долгом, священной обязанностью члена общества. Каждый член государствообразующего общества при необходимости должен был стать воином ополченцем или строителем укреплений, флота, отдавать оговорённую часть своего дохода на общественные нужды, выкуп пленных соотечественников и так далее. Иначе говоря, полисные государственные отношения, развиваясь в борьбе с сепаратизмом родоплеменных отношений, строились на основе использования традиций общественной власти и общественного сознания первобытнообщинных отношений, а не подавляли их, как было в земледельческих дворцовых цивилизациях. И соответственно полисные народности отличались от народностей в земледельческих цивилизациях и образом жизни, и мировосприятием.
Разрядная или классовая специализация обязанностей совершалась и совершенствовалась в русле разумного, рационального совершенствования представительной полисной общественной власти и без роста государственного общественного сознания оказывалась невозможной. Именно развитие полисного общественного сознания обеспечивало предпосылки для согласования имущественных противоречий и раскрепощения разделения производительного, творческого труда во всех его проявлениях, что доказала история Древней Греции, где творческая трудовая деятельность достигла изумительного расцвета, не имеющего аналога в истории других цивилизаций, заложив толчок к развитию самобытной европейской цивилизации. И в первую очередь в Афинах, где развивалась политическая демократия средних слоёв горожан, которая позднее стала причиной появления целостной концепции Платона о сословном устройстве идеального государствообразующего общества.
Однако учреждения представительной полисной общественной власти, которые в самых разных видах государственного устройства многовековым опытом проверяли и использовали государства-полисы Древней Эллады, – такие учреждения общественной власти нигде не смогли превратиться в общие для нескольких государствообразующих обществ, для нескольких городов-государств. Действенность воплощения их решений требовала высочайшей обратной связи между ними и участниками общественных отношений, участия всего общества в политической жизни государства. В то время это оказывалось возможным лишь при относительно небольшой численности членов общества, в пределах нескольких тысяч, редко десятков тысяч человек. Поэтому само по себе такое общество на некоем этапе развития исчерпывало способность ставить себе сверхзадачи дальнейшего углубления специализации труда, хозяйственного, культурного и социально-политического развития.
Глава четвёртая. От классового общества к обществу сословному
1. Учение Платона о сословном обществе
Положения права о полисном гражданстве в полисах Древней Греции узаконивали традиционные обычаи родоплеменных общественных отношений и не отделялись от соответствующих правам обязанностей. Это касалось и представлений об основополагающем значении земельной собственности. Отношение к общей земле полисного государства, как к общему жизненному пространству, основному источнику получения средств жизнеобеспечения, поддерживалось тем, что для получения гражданских прав и обязанностей надо было соответствовать определённым требованиям. Надо было родиться в семье граждан, получить общественное воспитание, служить в полисном ополчении, получить свой надел земли и создать семью. Собственником земельного надела становилась именно семья, а не человек сам по себе, а без земельного надела и без бессознательной этнической потребности защищать его в ополчении всего гражданского сообщества гражданские права не давались. Такие требования накладывались и на ремесленников, и на тех, кто занимался торговой деятельностью.
Полисы в своей основе были земледельческими государствами, а главными интересами собственности в полисах оставались интересы земельной собственности. Именно интересы земельной семейной собственности возбуждали бессознательное родоплеменное умозрение, сплачивали граждан в этническое общество с единым видением общего жизненного пространства, и даже в тех полисах, где быстро развивались ремесло и торговля. Разделение граждан по имущественным разрядам совершалось на основе размеров земельной собственности, а потом уже учитывались доходы. Поэтому и классовые отношения складывались в полисах, как поземельные классовые отношения. Чтобы получить гражданские права и своё место в определённом имущественном разряде и в ополчении, ремесленник и торговец должны были быть семейными собственниками соответствующего участка земли. Если же они отчуждались от земледелия, то могли свой участок сдать в аренду, либо обрабатывать его с помощью труда рабов под надзором управляющего, но при этом обязаны были оставаться его собственником ради сохранения определённых гражданских прав и обязанностей. С земельным наделом семья расставалась в последнюю очередь, а потеряв его, она оказывалась в низшем разряде полисного гражданства, разряде фетов.
Основой внутренней устойчивости политических отношений и моральной силы всего полисного сообщества считались средние слои земельных семейных собственников. От их относительного численного преобладания среди всего полисного гражданства зависела дееспособность общественно-государственной власти и военная сила полиса, ибо из них создавалась фаланги тяжеловооружённых готлипов, основных воинских подразделений ополчения. И общественно-государственная власть боролась и с сосредоточением земли в одних руках, для чего принимались законы о предельных размерах земельных наделов для аристократии, и с обеднением граждан. Она стремилась помочь тем бедным или потерявшим земельный надел гражданам, кто мог и хотел добиться улучшения своего имущественного положения, для чего выделялись запасные наделы земли, а когда они заканчивались, создавались колонии, куда вывозилась часть граждан.
Такое устройство общественно-государственной власти, как власти общественного политического самоуправления, действенной при незначительной численности чиновников и полиции, способствовало развитию самого высокого в Древнем мире социального общественного сознания, вследствие чего происходило усложнение разделения труда, не было препятствий для поиска каждой семьёй наилучшего для неё способа получения наибольших средств жизнеобеспечения. Наивысшее развитие социального общественного сознания и разнообразия видов трудовой деятельности, творческого отношения к окружающему миру наблюдалось в Афинах. В этом полисе становление общественно-государственной власти совершалось на основаниях разработанных Салоном законов, которые способствовали росту демократии, как усилению политического влияния средних имущественных слоёв семейных собственников до уровня установления ими своей классовой политической диктатуры. Именно демократия оказалась наиболее приспособленной раскрепощать рыночные отношения, ремесло и торговлю, поощрять творческие поиски расширения способов удовлетворения семейных и общественных потребностей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "КЛАССЫ И СОСЛОВИЯ, СОСЛОВНО-КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО"
Книги похожие на "КЛАССЫ И СОСЛОВИЯ, СОСЛОВНО-КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей ГОРОДНИКОВ - КЛАССЫ И СОСЛОВИЯ, СОСЛОВНО-КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО"
Отзывы читателей о книге "КЛАССЫ И СОСЛОВИЯ, СОСЛОВНО-КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО", комментарии и мнения людей о произведении.