Авторские права

Алексей Смирнов - Скифы

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Смирнов - Скифы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Смирнов - Скифы
Рейтинг:
Название:
Скифы
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-91678-154-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Скифы"

Описание и краткое содержание "Скифы" читать бесплатно онлайн.



Скифы ворвались на арену мировой истории и за короткий срок стали влиятельной силой. Их вторжение в Переднюю Азию заставило трепетать цивилизованный мир — строки Библии, посвященные скифам, полны страха перед этим неумолимым и жестоким народом. Могущественная Ассирия сочла за благо заключить с ними союз, а тех, кто позже пытался завоевать Скифию, ждало разочарование: персидский царь Дарий I Великий едва унес ноги из похода, а посланный Александром Македонским полководец Зопирион сгинул вместе со всем своим войском... Но то, чего не смогли сделать великие военачальники, совершили родственные скифам сарматы: под их ударами Скифия сжалась до размеров небольшого царства, а затем и вовсе исчезла. Сами скифы растворились в окрестных племенах, оставив после себя многочисленные курганы-могильники. Книга доктора исторических наук Алексея Смирнова рассказывает о том, какие тайны открылись археологам.






Наиболее поздними предметами являются изделия IV века до н. э. По-видимому, после этого времени скифские вторжения в Центральную Европу прекратились[184]. В Центральной Европе в эпоху раннего железного века столкнулось движение двух крупных этнических волн — скифов и кельтов. Это отмечено античными историками, в том числе Страбоном[185]. В этой связи крайне интересно курганное погребение, открытое около деревни Вике близ Шатильона-на-Сене, в департаменте Кот-д’Ор во Франции[186], содержавшее, видимо, захоронение жрицы. Найдены диадема, кратер, браслеты и бусы, в частности янтарные. Наиболее характерной вещью, принадлежавшей скифам, является диадема, которая имеет аналогии в находках из богатых курганов IV—III веков до н. э. Следует упомянуть также и бляшку из Лотарингии в виде головы лося, выполненную в скифском зверином стиле[187]. Большинство остальных предметов связано с античным миром[188].

В последние десятилетия открыты новые материалы, связывающие мир Восточной Европы с Центральной и Западной Европой. По-видимому, походы скифов затрагивали не только Восток, но и Запад. Эти походы были эпизодическими и не повлияли на процесс формирования самих народов, однако памятники скифской культуры и искусства сыграли некоторую роль в формировании культуры народов Западной Европы. С другой стороны, движение кельтов на Восток заставило часть населения Центральной Европы продвинуться в Приднепровье.

Культурные связи и проникновение населения Центральной Европы на Восток начались еще в позднебронзовую эпоху. Такое движение продолжалось и позднее, в течение многих последующих веков. Оно затронуло этнические пласты праславянского мира, а затем древних славян, продвинувшихся позднее в глубь территории Восточной Европы. Эта эпоха контакта иранского и праславянского миров нашла отражение в иранских элементах в современных славянских языках.

Наиболее известным событием из области скифской активности на западных границах является деятельность скифского царя Атея, которого многие исследователи считают основателем скифского рабовладельческого государства. Уже примерно в середине IV века до н. э. Атей довольно прочно обосновался на правом берегу Дуная. Эта территория известна у древних авторов под названием Малой Скифии. Атей вел в этом районе активную политику. В сочинениях Климента Александрийского сохранилось послание Атея гражданам греческого города Византии, в котором он грозил напоить своих коней у стен города[189]. Известна его победа в сражении с трибаллами. Наконец, известно о его войне с Филиппом II Македонским, отцом знаменитого Александра Македонского. Отголоски этой войны, последней для Атея, довольно подробно изложены в сочинениях римского историка Помпея Трога.

Атей вел борьбу с истрианами, и ситуация складывалась не в пользу скифов. Тогда Атей обратился за помощью к Филиппу. Последний откликнулся на просьбу, но помощь оговорил условием: Атей должен был сделать его своим наследником и, следовательно, Филипп должен был получить после него Скифию. Атею в это время было около девяноста лет. Но тут скончался царь истриан, и война, вероятно, прекратилась. Атей отослал македонян обратно и заявил Филиппу, что у него есть свой сын и он не нуждается в наследниках. Отношения были прерваны, и македонцы выступили походом против скифов. Произошло сражение, в котором девяностолетний скифский царь сам руководил войсками. Скифы потерпели поражение, а сам Атей погиб.

По имеющимся сведениям, Филипп захватил в плен 20 тыс. женщин и детей, угнал столько же чистокровных лошадей и множество скота.

Потомки амазонок наступают


Время правления Атея было временем наибольшего расцвета скифской державы, наибольшего ее могущества. Смерть Атея и поражение в войне — начало упадка. После этого удара, по-видимому, последовали крупные политические перемены, сократилась территория царства в результате отпадения некоторых племенных групп.

Сражение, в котором погиб Атей, произошло в 339 году до н. э. Через восемь лег Македония нанесла скифам еще один удар. В 331 году до н. э., когда у власти находился уже Александр Македонский, греки совершили еще один поход. Руководил войсками полководец Александра Зопирион. Пройдя до низовьев Днепра, его войско осадило Ольвию. Правда, осада была неудачной, взять город не удалось. Ольвиополиты прибегли к крайним мерам — они отпустили на свободу рабов, чем резко увеличили число защитников города[190]. Но уже сама возможность проникновения враждебной армии в центральные районы Скифии свидетельствует о значительном ее ослаблении. На ослабление скифов откликнулись савроматы, активизировав свою деятельность на восточных границах царства. Мирные отношения с ними были нарушены. Если раньше лишь отдельные группы савроматов переходили Дон, то теперь этот процесс принял характер вторжения. Скифская держава, страдавшая, вероятно, от классовых противоречий и межплеменных разногласий, не смогла оказать должного сопротивления. Господство скифов в степях Причерноморья быстро клонилось к закату и в конце концов завершилось разгромом. Во II веке до н. э. хозяевами степей между Доном и Днепром стали сарматы[191], выходцы из Поволжья.

Диодор Сицилийский, живший во второй половине I века до н. э. и использовавший более ранние источники, сообщает, что савроматы, поголовно истребляя побежденных, опустошили значительную часть Скифии и превратили большую часть страны в пустыню[192]. Описывая амазонок — савроматских женщин-воительниц, — Диодор пишет про одну царицу, имени которой он не называет: «...отправившись войной в страну за рекою Танаисом, она покорила все соседние племена вплоть до Фракии и, возвратившись домой с богатой добычей, построила великолепные храмы богам...»[193].

Сарматы во многом походили на скифов. Однако у них были и некоторые отличия. Вооружение сарматов состояло не только из лука и стрел, но и из длинных мечей, довольно редкого оружия у скифов. Дополняло вооружение длинное тяжелое копье. Зашитой им служили панцири и несколько позднее, с начала нашей эры, кольчатая броня.

Что заставило сарматов предпринять поход на запад, в земли своих соседей скифов? Побудительной причиной явилось развитие кочевого скотоводства, которое требовало огромных пастбищ и захвата рабов для обслуживания стад. Сарматы шли волнами на юг, в область Северного Кавказа, и на запад. Первыми из них источники упоминают языгов, затем роксолан, сираков, аорсов и, наконец, алан. Картографирование сарматских памятников показывает их распространение в Северном Причерноморье по всей степной части, местами они заходят и в область лесостепи, на Дон, Северский Донец, Днепр и Днестр, где известны сарматские курганы[194].

По-видимому, рисующий картину полного разгрома скифского государства Диодор прав только частично.Известны скифские памятники на Днепре и к востоку, по реке Молочной, с типичным скифским обрядом погребения и инвентарем, что плохо согласуется со свидетельством Диодора о полном разгроме Скифии. Очевидно, это коснулось только тех районов, где сарматы встретили сопротивление. В других местах скифы могли откупиться и сохранить жизнь и имущество при условии выплаты дани. Есть все основания полагать, что Нижний Днепр, Крым и территория, которую Страбон называет «Малая Скифия», сохранили старое скифское население. Несколько позднее Скифия будет ограничена только площадью Крыма и узкой полосой побережья до Ольвии. Едва ли царство Скилура и Палакка имело земли выше по Днепру. Нужно учесть, что одновременно с сарматами, а может быть, и немного позже с Запада, с правобережья Днепра на Восток проникают племена «полей погребальных урн», которых многие исследователи связывают с праславянами, а некоторые — со скифами, считая их наследниками культуры скифского времени в лесостепной полосе.

Процесс отступления скифов протекал одновременно с проникновением сарматов, волны которых последовательно занимали территорию степей, вытесняя постепенно скифов оттуда, где они еще сохранились после разгрома в конце IV века до н. э. Памятниками проникновения сарматов в лесостепные районы можно считать погребения в грунтовых ямах с северной ориентировкой, с типичным сарматским вооружением, керамикой и украшениями[195]. И уже в первые века нашей эры прослеживается ассимиляция сарматов племенами «полей погребальных урн». Так постепенно, в течение довольно короткого времени сменилось население в степной части Украины. Старое скифское население и племена скифского времени в области скифов-пахарей на Среднем Днепре были поглощены новым населением.

Существенные изменения претерпели отношения скифов с античными городами-колониями, прежде всего с Ольвией. До этого Ольвия сохраняла свою независимость, и скифы, вероятно, не пытались ее подчинить. Скифы использовали Ольвию как посредника в торговле и раньше, в условиях мощной скифской державы, внутри которой находилась Ольвия, им не было нужды уничтожать ее политическую самостоятельность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Скифы"

Книги похожие на "Скифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Смирнов

Алексей Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Смирнов - Скифы"

Отзывы читателей о книге "Скифы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.