Алексей Смирнов - Скифы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Скифы"
Описание и краткое содержание "Скифы" читать бесплатно онлайн.
Скифы ворвались на арену мировой истории и за короткий срок стали влиятельной силой. Их вторжение в Переднюю Азию заставило трепетать цивилизованный мир — строки Библии, посвященные скифам, полны страха перед этим неумолимым и жестоким народом. Могущественная Ассирия сочла за благо заключить с ними союз, а тех, кто позже пытался завоевать Скифию, ждало разочарование: персидский царь Дарий I Великий едва унес ноги из похода, а посланный Александром Македонским полководец Зопирион сгинул вместе со всем своим войском... Но то, чего не смогли сделать великие военачальники, совершили родственные скифам сарматы: под их ударами Скифия сжалась до размеров небольшого царства, а затем и вовсе исчезла. Сами скифы растворились в окрестных племенах, оставив после себя многочисленные курганы-могильники. Книга доктора исторических наук Алексея Смирнова рассказывает о том, какие тайны открылись археологам.
Исследователи выделили несколько групп, из которых особенно интересной оказалась восточная группа. Здесь было шесть ярусов гробов. Наиболее важным по значению оказалось погребение богатой женщины, положенной в роскошный деревянный саркофаг, расписанный голубой и розовой краской. При останках найдено много золотых вещей, по которым погребение можно отнести к первым векам нашей эры[120]. Исследованиями установлено, что основное погребение принадлежало царю и людям, занимавшим высокое общественное положение. К ним следует причислить и женщину в саркофаге.
Материал раскопок позволяет утверждать, что Неаполь Скифский был типичным рабовладельческим городом. По сравнению с Каменским городищем на Днепре, где из ремесел представлена только металлургия, ремесло Неаполя было разнообразнее и существовали более широкие международные связи. Раскопки свидетельствуют о ремесленном производстве керамики, которая обычно дольше всего задерживается на уровне домашнего производства.
Прекрасные ювелирные изделия, найденные в мавзолее, могут быть разделены на две группы. Первая из них содержит античные изделия, вторая — местные, типично скифские. Таким образом, перед нами крупный ремесленный центр.
Торговые связи города были весьма оживленными и охватывали большой круг стран. Продолжались тесные связи с античными городами Крыма. Многие вещи из мавзолея Неаполя были, по-видимому, рассчитаны на сбыт у скифов и изготовлены греческими мастерами, прекрасно знавшими скифские потребности. В качестве примера можно указать на сердоликового скарабея с головой скифа[121] и многие золотые изделия. Отдельные украшения заставляют вспомнить кавказские аналогии. Наконец, Западная Европа представлена большим числом кельтских вещей латенской культуры, среди которых оружие и фибулы, что свидетельствует о широких связях с Центральной, может быть Западной, Европой. Богато отражены связи с северными степными кочевниками.
Помимо Неаполя Скифского, в степном Крыму известен ряд городищ с остатками ремесленного производства. Таково городище Кермен-Кыр близ Симферополя, где были раскрыты остатки скифской гончарной печи[122]. В отбросах производства там сохранились обломки гончарной посуды, аналогичной найденной в Неаполе.
Страбон, рассказывая о городах Крыма, отмечает некоторые, принадлежавшие скифам. В их числе Палакий и Хаб, построенные скифским царем Скилуром[123]. В настоящее время археологам известно несколько укрепленных скифских поселений и на западном берегу Крыма.
В эллинистическую эпоху (III-I века до н. э.) Крым в основном был земледельческим краем[124]. Земледельческое население, вероятнее всего, образовалось там в результате оседания разорившихся кочевников и концентрации скота в руках немногочисленной рабовладельческой знати.
Одним из интересных и еще окончательно не решенных вопросов является вопрос об этническом составе населения Крыма в эллинистическую и последующие эпохи.
К востоку от Танаиса
Как помнит читатель, к востоку от Танаиса в древности начиналась Азия и там располагалась Азиатская Скифия. По Геродоту, за Доном собственно скифы уже не жили, но на основании типичных скифских вещей, найденных в этих местах, присутствие их отмечается и здесь. Это прежде всего Прикубанье и Центральное Предкавказье. Можно думать, что скифы осели здесь при своем движении в Закавказье, когда они двинулись в поход вслед за киммерийцами. По-видимому, скифы возвращались из своих походов этим же путем. Здесь часть их осела и смешалась с местными племенами меотов, о которых немало интересных сведений сообщают античные авторы.
В науке не существует единой точки зрения по вопросу, какому народу принадлежали курганы Прикубанья. Часть исследователей приписывает их меотам, другие — скифам. Может быть, причина кроется в том, что курганы Прикубанья исследованы давно и довольно плохо. Большинство работ было проведено еще тогда, когда методика раскопок не была разработана, а часть курганов вообще раскопана людьми, не имевшими никакого отношения к археологии.
В Прикубанье известны замечательные памятники, в том числе наиболее ранние скифские, с богатым инвентарем. Здесь прежде всего следует отметить курганы около Ульского аула, Келермесские, погребения у станиц Костромской и Воронежской. Около станицы Келермесской в 1904 году были раскопаны принадлежавшие представителям скифской аристократии курганы. В одном из них[125] под насыпью выше 2 метров была открыта яма 10 метров в поперечнике и глубиной 2,2 метра. Двумя рядами столбов яма разделялась на три части. Предполагают, что центральная часть была покрыта шатром. В этой усыпальнице, разграбленной еще в древности, по-видимому, современниками погребенных, археологи нашли только жалкие остатки погребального инвентаря. За пределами усыпальницы были найдены кости человека, смешанные с лошадиными. Конские останки сопровождались богатыми уздечными наборами. Найдены также навершия в виде прорезных шаров с головой лошади наверху.
Второй курган сходен с первым. Здесь также была деревянная усыпальница, за пределами которой находились останки лошадей с уздечными наборами. Среди вещей, заслуживающих упоминания, следует отметить шлем и наконечник скипетра, украшенный золотом. Эти курганы, несомненно, принадлежали рабовладельцам. В полном соответствии со взглядами того времени останки убитых рабов находились за пределами усыпальницы, вместе с конями, то есть расценивались не выше другого живого и мертвого инвентаря. В Келермесских курганах выявлено много ценного материала. К сожалению, первые раскопки этих погребальных сооружений, как говорилось выше, проводились без соблюдения основных методических требований, и восстановить обряд погребения сейчас невозможно.
Судя по отдельным вещам, поступившим позднее в собрание Государственного Эрмитажа, первые погребения могли принадлежать вождям и представителям рабовладельческой аристократии.
Опишем один из богатых курганов — курган у Ульского аула, достигавший высоты более 15 метров[126]. Насыпь этого необычного кургана, принадлежавшего, по-видимому, выдающемуся представителю рабовладельческой знати, была насыпана, как предполагают, в два приема. При раскопках на высоте 5,35 метра открыта площадка, на которой обнаружены остатки более 50 лошадей. При дальнейшем снятии насыпи до уровня горизонта древней почвы открыт шатер с четырьмя столбами по углам и по шести столбов с каждой стороны. Вокруг этого сооружения находились коновязи и много костей лошадей и двух волов. Над всем этим лежал слой осоки в 10 сантиметров толщиной. Всего вокруг коновязей обнаружено 360 костяков лошадей. При исследовании была найдена золотая бляха от горита с изображением грифонов, нападающих на горного козла.
Заслуживает упоминания курган около станицы Костромской [127] . Под курганной насыпью открыта яма, вниз идут три уступа. В северном конце ямы была устроена катакомба, в которой находился костяк без вещей. На верхних уступах ямы лежало по одному костяку, которые принадлежали, по-видимому, ближайшим слугам погребенного. Над могильной ямой расположена площадка, где находились оружие погребенного, щит с бляхой с изображением оленя, бронзовые и железные чешуйчатые панцири, копья, два колчана и несколько удил. Над площадкой был сооружен шатер, впоследствии, по-видимому, сожженный. Вокруг шатра были обнаружены останки 22 лошадей.
В курганах у станицы Елисаветинской обнаружены аналогичные могилы. Там найдены остатки погребальных колесниц; одна из них прекрасно сохранилась. У входа в могилу лежали костяки лошадей и людей. Одно из основных захоронений находилось в каменном склепе с деревянным покрытием. В северной стене ямы была катакомба, где лежал костяк в тяжелом железном панцире с мечом с левой стороны. Над ямой был сооружен деревянный навес, покоившийся на столбах.
Все эти курганы принадлежат знати. Глубокая яма с шатром напоминала юрту и воспроизводила быт умершего кочевника.
Иногда для погребения в стене устраивалась катакомба. Кочевника, богатого скотовода сопровождали в загробный мир рабы и наложницы. Под курганной насыпью оставляли и погребальную колесницу. Оружие и украшения в ранних курганах носят восточный облик и сделаны, по-видимому, под влиянием Ассирии или Урарту. К вещам неместного производства относятся также шейные гривны, навершия и пластинки с фигурами зверей, украшенные цветной инкрустацией. В более позднее время господствуют веши, привезенные из малоазийских греческих центров и Афин, откуда шла, в частности, расписная чернолаковая и краснолаковая керамика. Весь материал курганов Прикубанья подчеркивает своеобразие и отличия от погребальных сооружений других областей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Скифы"
Книги похожие на "Скифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Смирнов - Скифы"
Отзывы читателей о книге "Скифы", комментарии и мнения людей о произведении.