» » » » Самуил Вермель - Москва еврейская


Авторские права

Самуил Вермель - Москва еврейская

Здесь можно скачать бесплатно "Самуил Вермель - Москва еврейская" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Дом еврейской книги, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Самуил Вермель - Москва еврейская
Рейтинг:
Название:
Москва еврейская
Издательство:
Дом еврейской книги
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-98307=004-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва еврейская"

Описание и краткое содержание "Москва еврейская" читать бесплатно онлайн.



Непросто складывалась история еврейского населения российской столицы. Периоды культурного и экономического роста сменялись новыми притеснениями и вспышками антисемитизма. И все же евреи безусловно внесли ценный вклад в культурно-исторический облик нашего многонационального города. «Москва еврейская» знакомит читателя с малоизвестными материалами о евреях — жителях столицы, обширным исследованием С. Вермеля «Евреи в Москве» (публикуемым по архивной рукописи), современным путеводителем по памятным местам «еврейской» истории города и другими, не менее интересными материалами. Из них становится очевидным, сколь тесно переплетена история Москвы с историей еврейского народа.






В 1455 г. некоторые евреи из Кафы обратились в правление Банка Св. Георгия, которому Генуэзская республика уступила свои черноморские колонии, с просьбой оставить на должности начальника полиции капитана Бонавентура. Сохранились имена евреев, подписавших ходатайство. См.: Еврейская старина. 1912. В. 1. С. 66–69 (сообщение Г. Хокера).

176

Малиновский А. М. Историческое и дипломатическое собрание дел, происходивших между Российскими великими князьями и бывшими в Крыме татарскими царями с 1462 по 1533 г. (составлено в 1793 г.) /. Записки имп. Одесского общества истории и древностей (ЗООИД). Т. V. Одесса, 1863.

177

Сборник императорского Русского исторического общества (Сборник ИРИО). Т. XLI: Памятники дипломатических сношений России с Крымской и Ногайской ордами и с Турцией. СПб., 1884. С. 6–9. См. также: Малиновский А. Историческое и дипломатическое собрание дел (под 1474 г.); Огородников В. Иван III и зарубежные евреи. Сборник статей в честь Д. Корсакова. Казань, 1912–1913. Настоящее мое исследование было написано до появления работы В. Огородникова.

178

Сборник ИРИО. Т. XLI. С. 12.

179

Там же. С. 50.

180

Там же. С. 40.

181

Огородников В. Иван III и зарубежные евреи. Автор сообщает, что Кокос «великому князю дружбу свою чинил», за что и удостоился от него нового поклона. Но это относится не к Кокосу, а к мангупскому князю Исайке.

182

Loewe R. Die Reste der Germanen am Schwarzen Meere. Halle, 1896. S. 42 и сл., 86, 90.

183

Сборник ИРИО. Т. XLI. С. 40–41. См. также: Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в коллегии иностранных дел. М., 1813–1828. Ч. II. № 20. (Ср.: Регесты и надписи. Т. I. СПб., 1899. № 195.)

184

Сборник ИРИО. Т. XLI. С. 71. См. также: ЗООИД. Т. V. С. 272. Одно письмо к великому князю Скария послал из Копарио (вблизи Таманского полуострова), другое — из Кафы (см.: Регесты и надписи. Т. 1. № 198 и сл.).

185

От 8 июня 1487 г. из Копарио. Сборник ИРИО. Т. XLI. С. 72; ЗООИД. Т. V. С. 273.

186

18 марта 1488 г. Сборник ИРИО. С. 72–73; ЗООИД. Т. V. С. 274.

187

Сборник ИРИО. С. 73. При подлиннике на особом листке написано: «С сего списка посольственного отправлена копия в Высокий Кабинет при доношении асессора Семена Иванова. Декабря 13 дня 1739 г.».

188

Там же. С. 77.

189

Малиновский А. М. Историческое и дипломатическое собрание дел // ЗООИД. Т. V. С. 209.

190

Сборник ИРИО. Т. XLI. С. 114 (Регесты и надписи. Т. I. № 211).

191

Сборник ИРИО. С. 309.

192

Голубинский Е. История русской церкви. Т. II. С. 889. Уже ранее на идентичность этих лиц указал Панов в цитированном сочинении.

193

Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских (ЧОИД). М., 1902. Кн. III (см. введение С. А. Белокурова).

194

Голубинский (История русской церкви. Т. II. С. 889) говорит, что «Скара, если и собирался до 1490 г., когда был в Москве собор на жидовствующих, конечно, отложил свое намерение переселиться в нее». Однако великий князь поддерживал с ним сношения и в 1500 г.

Следует отметить, что тождественность матрегского (таманского) владетеля Захарии Гуизольфи, так называемого родоначальника ереси Захарии Скары и Захарии Гуил Гурсиса, который вел переписку с Московским великим князем, признается отнюдь не всеми исследователями. В. Огородников отрицает тождественность Захарии Гурсиса и родоначальника ереси Скарии Захарии. Но вместе с тем В. Огородников указывает на факт, говорящий в пользу тождественности этих лиц, а именно, что дьяк Федор Курицын, примкнувший к ереси жидовствующих и имевший большое влияние на великого князя, принимал деятельное участие в дипломатических сношениях московского двора.

195

Леон ручался за жизнь больного; когда же последний умер, Леона казнили. Соловьев С. М. История России. 3-е изд. Кн. 1. СПб., 1911. С. 1496–1497.

196

Герберштейн С. Записки о московских делах. СПб., 1908. С. 90.

197

Сказания современников о Дмитрии Самозванце, собранные Устряловым. 3-е изд. СПб., 1859. Т. I. С. 261.

198

Павел Иовий Новокомский. Книга о Московском посольстве. СПб., 1908. С. 268 (вместе с сочинением Герберштейна). Князь Голицин (Голицин Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886) ошибочно сообщает, будто Иовий приезжал в Россию. Иовий написал книгу со слов Дмитрия Герасимова.

199

Такое мнение высказывает и Н. Д. Градовский (Отношение к евреям в древней и современной Руси. СПб., 1891. С. 261–263).

200

Редакция не может согласиться с проводимым в этой статье мнением об отсутствии «исключительной» неприязни к евреям и «недовольства» ими в Московском государстве. Тщательно сгруппированные автором данные — хотя и не всегда между собою согласные (см., напр., дальше в тексте: в 1545 г. Иван Грозный утверждает, что евреям запрещался приезд в Москву, а король Сигизмунд в 1550 г. ссылается на то, что они в прежние времена свободно туда допускались для торга) — дают нам право заключить, что, несмотря на все препятствия, евреи Литвы и Польши все-таки ездили в пограничные города Московии (Смоленск) и даже в столицу. Но эти данные не оправдывают заключения об отсутствии у московских людей диких предрассудков специально против евреев как особенной разновидности «поганых» иноверцев. У нас нет основания опорочивать сторонними мотивами заявление русского посла в Риме Павлу Иовию (1526), что «Московиты больше всего ужасаются при мысли о иудеях и не пускают их в свои пределы» (Ante a lia j udaeorum genus memoria quidem horrent…). Заметим, кстати, что некогда отстаивавший идею старомосковской терпимости к евреям Н. Градовский (на которого автор, между прочим, ссылается) исходил из наивного предположения, что евреи были постоянными жителями старой Московии, и развивал эту идею в своих странных книгах, написанных с точки зрения «русско-православной» для обеления древней Руси и вместе с тем для защиты еврейского равноправия перед Паленской Комиссией 1880-х годов. — Ред. «Евр. старины».

201

Отметим, что московские купцы встречались с евреями и за пределами Русского государства. Герберштейн, говоря о Люблинской ярмарке, передает, что ее наряду с другими народностями посещали московины и евреи (Записки о московских делах. С. 221).

202

Костомаров Н. И. Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII вв. С. 39.

203

Там же. С. 136–137.

204

Мулюкин А. С. Очерки по истории юридического положения иностранных купцов в Московском государстве. Одесса, 1912. С. 72.

205

Договор между Москвою и Польско-Литовским государством, заключенный в 1503 г., гласит: «А твоим купцам из всех твоих земель во все наши земли приехать со всяким товаром и торговати на всякой товар, а приехати им и отъехати добровольно, безо всяких зацепок». Таковы же были и последующие договоры. Мулюкин А. С. Очерки по истории юридического положения иностранных купцов в Московском государстве. С. 5.

206

Бершадский С. Русско-еврейский архив. Т. 1. СПб., 1882. № 198.

207

Регесты и надписи. Т. I. № 462. «Книга посольская Метрики Литовской», 1,5.

208

ЧОИД. 1860. Т. IV. С. 77–78; Мулюкин А. С. Приезд иностранцев в Московское государство. С. 223; Сборник ИРИО. Т. LIX. С. 341 и сл. [Ср.: Еврейская старина. 1910. С. 227–229. — Ред. «Евр. старины».]

209

С 1549 г. в течение ряда лет шел спор из-за титула Грозного: Сигизмунд отказывался признать великого князя «царем».

210

Мулюкин А. С. Очерки по истории юридического положения иностранных купцов в Московском государстве. С. 72–74.

211

Без-Корнилович М. О. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии. СПб., 1855. С. 81 [Регесты и надписи. Т. I. № 527].

212


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва еврейская"

Книги похожие на "Москва еврейская" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Самуил Вермель

Самуил Вермель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Самуил Вермель - Москва еврейская"

Отзывы читателей о книге "Москва еврейская", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.