Дмитрий Богуш - К вопросу о некоторых аспектах взаимодействия понятия "интеллектуальная собственность" с реальностью
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "К вопросу о некоторых аспектах взаимодействия понятия "интеллектуальная собственность" с реальностью"
Описание и краткое содержание "К вопросу о некоторых аспектах взаимодействия понятия "интеллектуальная собственность" с реальностью" читать бесплатно онлайн.
Суммируя:
Право интеллектуальной собственности — право владеть, пользоваться и распоряжаться произведением в пределах, установленных законом.
Объект права интеллектуальной собственности ("И") — произведение, т. е. система идей, выраженная в объективной форме и представляющая собой решение задачи познания мира.
Субъект права "И" — автор произведения, т. е. лицо, реализовавшее право авторства на данное произведение.
Право авторства ("А") — право на создание произведения и признание и закрепление за создателем произведения юридического статуса "автор".
Из правомочий собственника интеллектуальной собственности вытекают его права. Существующее в юридической науке деление на имущественные и личные неимущественные права нельзя признать удовлетворительным. Критерием такого деления выступает "экономическая ценность" <29>, которую, честно говоря, имеет любое право автора. Поэтому точнее мнение В. И. Серебровского, утверждавшего, что каждое право автора призвано охранять как имущественные, так и неимущественные интересы <30>. Исходя из этого, права будут рассматриваться единым списком.
а) Право на опубликование, т. е. право на принятие решения, положительного или отрицательного, о передаче произведения какому-либо другому лицу.
б) Право на воспроизведение, т. е. право на создание зависимых произведений всех видов.
в) Право на распространение, т. е. право на передачу, в т. ч. возмездную, части или всех своих прав автора какому-либо другому лицу.
Разумеется, так как эти права признаются законом, автор имеет право на их защиту со стороны государства.
Как несложно заметить, новая расшифровка прав автора сильно отличается от общеупотребительной. Однако она соответствует грамматическому толкованию терминов, а также позволяет ограничиться всего тремя правами; все остальные права, выделяемые в законодательстве и литературе, укладываются в эти три права:
а) Право на имя — вообще не относится к правам автора; имя — всего лишь произведение или его часть (чаще всего указание имени решает задачу рекламы, реже — художественную, иногда — сокрытия автора от разгневанного читателя и т. д.).
б) Право на неприкосновенность произведения — входит в право на воспроизведение, которое, не будучи передано автором иным лицам, так же запрещает им вносить изменения в произведения, снабжать его комментариями и т. д.
в) Право на вознаграждение — возникает из договора о передаче каких-либо прав автора, обычно права на опубликование; а само по себе отсутствует.
г) Права на перевод и переделку — входят в право на воспроизведение.
9. Новизна
Понятие новизны постоянно интересовало юристов-исследователей, т. к. оно имеет очень важное значение для разрешения споров в судах и общего прояснения вопросов авторского и изобретательского права. Не касаясь дискуссии о видах новизны <31–35>, ибо в предлагаемой концепции существуют только уровни, на которых появляется новизна, а сама она или есть, или нет; можно увидеть общее для всех взглядов в том, что новизна является единственным критерием, позволяющим судить о наличии в произведении творчества.
Для признания за создателем произведения юридического статуса "автор" необходимо, чтобы созданное им произведение было результатом процесса творчества, а, значит, обладало признаком новизны. Предположим, что некое лицо создало произведение и рассмотрим возможные варианты юридической оценки связанных с этим явлений:
а) Решение задачи познания в рассматриваемом произведении ("Р2") совпадает с решением задачи познания в уже существующем произведении (= "Р1"), а отражение "Р2" в материальной форме ("О2") совпадает с отражением того же "Р1" в материальной форме (= "О1").
В этом случае мы имеем дело с произведением, новизна в котором отсутствует, оно является копией более раннего произведения, вне зависимости от того, был ли создатель его знаком с более ранним произведением и было ли это копирование сознательным. Другими словами, отличие от прототипа отсутствует; создано зависимое произведение — копия, не являющаяся произведением творчества. Следовательно, создатель копии не получает право интеллектуальной собственности на свое произведение, а создание копии без согласия автора прототипа нарушает право интеллектуальной собственности автора прототипа.
Примеры: весь тираж книги, начиная со второго экземпляра; прессованные детали, начиная со второй, цитирование без кавычек и ссылок.
б) "Р2" = "Р1", "О2" не = "О1".
В этом случае мы имеем дело с произведением, новизна в котором присутствует и относится к "материальной" пирамиде, оно является произведением, зависимым от более раннего произведения, вне зависимости от того, был ли создатель его знаком с более ранним произведением и было ли это заимствование существующего решения сознательным. Другими словами, отличие от прототипа имеет место, создано зависимое произведение, являющееся произведением творчества. Следовательно, создатель произведения получает право "И" на новую форму выражения старого решения — в случае согласия автора прототипа на использование его решения; нарушает право "И" автора прототипа на старое решение — в случае несогласия автора прототипа на такое использование.
Примеры: стенограмма выступлений, ксерокопирование, копирование программы из памяти машины на принтере, воспроизведение чертежей по патентному описанию — если при этом не вносилось никаких изменений в "Р1".
в) "Р2" не = "Р1", "О2" = "О1".
В этом случае мы имеем дело с произведением, новизна в котором присутствует и относится к "идеальной" пирамиде, оно не является произведением, зависимым от более раннего произведения, вне зависимости от того, был ли создатель его знаком с более ранним произведением и было ли это заимствование существующей формы сознательным. Другими словами, отличие от прототипа имеет место и носит определяющий характер, создано новое произведение, являющееся произведением творчества. Следовательно, создатель произведения получает право "И" на новое произведение, не нарушая права "И" автора прототипа на старое произведение (т. к. форма выражения у них одинаковая, но является отражением разных решений, право на нее не нарушается, пока какой-либо из авторов не применит ее с чужим решением).
Примеры: придание известному слову нового значения, использование известного устройства для решения новой задачи.
г) "Р2" не = "Р1", "О2" не = "О1".
В этом случае мы имеем дело с произведением, новизна в котором присутствует и относится к обеим пирамидам, оно не является зависимым произведением. Другими словами, отличие от прототипа имеет место и носит определяющий характер, создано новое произведение, являющееся произведением творчества. Следовательно, создатель произведения получает право "И" на новое произведение, не нарушая права "И" автора прототипа на старое произведение (без каких-либо ограничений).
10. Защита
Из вышеизложенного становится ясно, что предлагается защищать не только объективную форму выражения, но и сами решения задач познания (в т. ч. решения задач выражения этих решений). Формы защиты, существующие сейчас, должны быть дополнены новой формой. Лучше всего с поставленной задачей может справиться регистрация произведений в специальном центре. Этот же центр должен рассматривать заявки и выдавать удостоверения о регистрации (патенты на интеллектуальную собственность) решений задач познания. Таким образом, будут защищаться как заявленные в центр идеи (сразу), так и идеи, содержащиеся в произведениях, хотя и не заявленные (в случае спора об авторстве решение суда будет приниматься на основе времени регистрации материальной формы выражения идеи). При такой системе автор может выбрать — защитить свою идею сразу или отложить этот вопрос до тех пор, пока ему не станет известно такое использование его "Р", которое его не устраивает, что вызовет необходимость обратиться в суд. Что касается "О", она защищается самим фактом регистрации. В сущности, регистрация только резко облегчает спор в суде, ведь незарегистрированные произведения (и "Р", и "О") охраняются вне зависимости от факта регистрации, а вот доказать приоритет незарегистрированного произведения очень сложно и не всегда возможно. Поэтому автору, решившему не регистрировать ни произведение в целом, ни "Р", придется заботиться об охране своих произведений в первую очередь самому.
Представляется, что регистрация может быть позитивной или негативной — в зависимости от того, заявляет ли автор о том, что он желает охраны данного решения, или о том, что передает его в свободное пользование и дает ему статус общеупотребительного. Этим статусом обладают также и произведения, авторы которых не могут быть установлены.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "К вопросу о некоторых аспектах взаимодействия понятия "интеллектуальная собственность" с реальностью"
Книги похожие на "К вопросу о некоторых аспектах взаимодействия понятия "интеллектуальная собственность" с реальностью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Богуш - К вопросу о некоторых аспектах взаимодействия понятия "интеллектуальная собственность" с реальностью"
Отзывы читателей о книге "К вопросу о некоторых аспектах взаимодействия понятия "интеллектуальная собственность" с реальностью", комментарии и мнения людей о произведении.